Дело 12-7/2020
43RS0025-01-2020-000063-96
РЕШЕНИЕ
г.Нолинск, Кировской области 13 мая 2020 года
Судья Нолинского районного суда Кировской области Лаптева И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Девятых Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» Козлова А.В. на постановление <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 04.02.2020г. о назначении административного наказания по делу <№>, которым ООО «Эко-Трейд», юридический адрес: 613440, <адрес>, ИНН <№>, КПП <№>, ОГРН <№>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 04.02.2020г. о назначении административного наказания по делу <№> ООО «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Согласно постановлению, ООО «Эко-Трейд» допустило несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно, Общество, относящееся к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, осуществляющее на основании лицензии на Полигоне ТБО «Нолинский», расположенном по адресу: Кировская область, Нолинский район, в 4 км от г. Нолинска в районе д. Чащино, деятельность по сбору отходов I-IV классов опасности, размещению отходов IV классов опасности, обработке отходов II-III классов опасности, обезвреживанию отходов II-IV классов опасности, утилизации отходов I-IV классов опасности, в 2018 году приняло на утилизацию, обезвреживание и захоронение отходы различных классов опасности, осуществило выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается федеральной статистической отчетность по форме 2-ТП (воздух) «сведения об охране атмосферного воздуха», 2-ТП (отходы) «сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления» за 2018 год. При этом ООО «Эко-Трейд» осуществляет хозяйственную деятельность на Полигоне ТБО «Нолинский», относящемся к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 18.11.2019 № DK6MNBD3, код объекта НВОС 33-0143-001087-П, категория риска - средняя), в отсутствие программы производственного экологического контроля. Представленный в ходе проверки ООО «Эко-Трейд» порядок производственного экологического контроля в области обращения с отходами, утвержденный 26.10.2012, не соответствует требованиям ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Таким образом ООО «Эко-Трейд» своим бездействием нарушило требования ч.2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Директор ООО «Эко-Трейд» Козлов А.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. Указывает, что «Эко-Трейд» разработана и утверждена программа экологического контроля в соответствии с требованиями законодательства, которая была представлена эксперту Берсеневой А.И. Также на предприятии ранее разработан и утвержден порядок производственного экологического контроля обращения с отходами (2014г.). Настаивает, что программа производственного экологического контроля была утверждена директором ранее, а представленная копия программы 24.01.2020 г. лишь заверена директором ООО «Эко-Трейд». То есть соответствующая программа на момент проведения проверки была утверждена директором Общества и присутствовала на предприятии, что свидетельствует о выполнении Обществом требований действующего законодательства в части соблюдения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в части охраны атмосферного воздуха. Полагает, в действиях ООО «Эко-Трейд» отсутствует событие административного правонарушения, в связи с чем дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, подлежит прекращению в силу п.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Обращает внимание, что государственному инспектору были представлены возражения с ходатайством о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, которые не приняты во внимание и не отражены в постановлении. Считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. Просит постановление 13-45/05-20 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области Бересневой Л.И. от 04.02.2020 по делу №02-08/12-20 признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
В отзыве на жалобу врио заместителя руководителя Росприроднадзора по Кировской области приведены те же обстоятельства, что изложены в постановлении о назначении административного наказания. Указано, что на момент рассмотрения материалов из Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры программа производственного экологического контроля у предприятия отсутствовала. Программа производственного экологического контроля, утвержденная 26.10.2012, представленная предприятием позднее 15.01.2020, не соответствует требованиям ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Просит постановление о назначении административного наказания от 04.02.2020г. оставить без изменения, жалобу ООО «Эко-Трейд» - без удовлетворения.
Директор ООО «Эко-Трейд» Козлов А.В., надлежаще извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. Данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения.
Представитель Росприроднадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.
Судья, руководствуясь п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежаще извещенных законного представителя юридического лица, представителя Росприроднадзора по Кировской области.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 ст. 4.1).
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Так же данная статья содержит требования, предъявляемые к содержанию Программы.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и cpоков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 2 Программы программа производственного экологического контроля должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Как видно из материалов дела, в результате проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что ООО «Эко-Трейд» осуществляет на основании лицензии на Полигоне ТБО «Нолинский», расположенном по адресу: Кировская область, Нолинский район, в 4 км от г. Нолинска в районе д. Чащино, деятельность по сбору отходов I-IV классов опасности, размещению отходов IV классов опасности, обработке отходов II-III классов опасности, обезвреживанию отходов II-IV классов опасности, утилизации отходов I-IV классов опасности, в 2018 году приняло на утилизацию, обезвреживание и захоронение отходы, различных классов опасности, осуществило выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие программы производственного экологического контроля. Материал проверки направлен в Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области. 21.01.2020г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «Эко-Трейд» в присутствии законного представителя юридического лица Козлова А.В. составлен протокол об административном правонарушении <№>, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в протоколе обстоятельства явились основанием для привлечения Общества постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 04 февраля 2020 г. <№> по делу <№> к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Эко-Трейд» административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: копиями письма Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры от 22.10.2019; информации о соблюдении требований природоохранного законодательства РФ в деятельности ООО «Эко-Трейд»; федерального статистического наблюдения Форма № 2-ТП (воздух) за 2018 год; свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № DK6MNBD3 от 18.11.2019, код объекта НВОС 33-0143-001087-П; отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год; скриншота с сайта отчета 2-ТП за 2018 год, поданного ООО «Эко-Трейд» 29.01.2019; Порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами ООО «Эко-Трейд», утвержденного 26.10.2012; сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 21.01.2020; выпиской из ЕГРЮЛ на 21.01.2020; Программы производственного экологического контроля ООО «Эко-Трейд», утвержденной 24.05.2019.
Все исследованные органом административной юрисдикции доказательства оценены полно и всесторонне, и являются достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и виновности в его совершении юридического лица – ООО «Эко-Трейд».
Доводы Общества, приведенные в жалобе, о наличии у них Программы производственного экологического контроля на момент проверки (с 04.09.2019 по 09.09.2019) органом административной юрисдикции были проверены и отвергнуты с приведением убедительных мотивов, подробно приведенных в обжалуемом постановлении, с которыми суд соглашается. То, что в постановлении о назначении административного наказания указано, что Программа утверждена 24.05.2020 года, по мнению суда, является технической ошибкой, поскольку в материалах дела имеется копия Программы производственного экологического контроля, где датой ее утверждения директором ООО «Эко-Трейд» ФИО1 является 24 мая 2019 года. Согласно материалов дела, копия Программы производственного экологического контроля была приобщена представителем ООО «Эко-Трейд» лишь 21.01.2020, что свидетельствует об отсутствии данной программы в период осуществления Обществом хозяйственной деятельности в 2018 году.
Юридическая оценка действиям Общества по ст. 8.1 КоАП РФ как несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, дана правильная.
Административное наказание юридическому лицу назначено с учетом в санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможности назначения наказания в виде предупреждения.
При рассмотрении доводов жалобы о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В соответствии с ним малозначительным правонарушением является действие или бездействие, действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Между тем в данном случае оснований для отнесения совершенного ООО «Эко-Трейд» административного правонарушения к малозначительным и освобождения его от административной ответственности не имеется, поскольку характер совершенного административного правонарушения свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в части оказания воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы директора ООО «Эко-Трейд» и оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1. ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление <№> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. от 04 февраля 2020г. о назначении административного наказания по делу <№>, которым Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» Козлова А.В. оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нолинский районный суд Кировской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.Ю.Лаптева