Решение по делу № 2-1434/2018 от 23.08.2018

Дело № 2-1434/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2018 года г.Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судья Грибановой А.А.,

при секретаре Ворончихиной А.М.,

с участием истца Панченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском дело по иску Панченко В.А. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о применении мер социальной поддержки,

установил:

Панченко В.А. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о применении мер социальной поддержки.

В обосновании требований указывает, что ответчиком нарушены его права на льготы, предусмотренные п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поскольку при перемене места жительства, продаже частной квартиры в г. Воткинске, которая была приватизирована и приобретению в дальнейшем жилья в г. Чайковский, был лишен льготы, в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %.

Истец в судебном заседании на требованиях иска настаивал, приводил доводы, изложенные в заявлении. Уточнил требования, что к нему должны быть применены меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 % согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пояснил, что после окончания военной академии в 1985г. был направлен для прохождения службы в г. Воткинск на военный завод, там получил квартиру, впоследствии приватизировав ее. По окончании военной службы жилое помещение продал, и в 1997г. переехал в г. Чайковский для постоянного проживания. Полагает, что поскольку проданное жилое помещение в г. Воткинске было им переведено в статус частной, а приобретенное новое помещение является по статусу аналогичным прежнему, предоставленная льгота подлежит применению при перемене места постоянного жительства.

Ответчик Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району в суд не явился. Направлен письменный отзыв, в котором выразили несогласие с иском. Указав, что Панченко В.А. состоит на учете в ТерУправлении с ДД.ММ.ГГГГ по льготной категории «Ветеран подразделения особого риска «а»-«г». Меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплатам за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются истцу в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Порядок предоставления мер социальной поддержки для данной категории граждан утвержден постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009г. № 166-п «Об утверждении Порядков предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». С учетом положений вышеуказанных нормативных актов ежемесячная денежная компенсация по оплате за содержание жилья предоставляется льготнику и членам его семьи, совместно проживающим с ним, только в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях. Поскольку Панченко В.А. является правообладателем жилого помещения на основании свидетельства о государственной регистрации права, квартира находится в частной собственности, приобретена по договору купли-продажи, то ежемесячная денежная компенсация не предоставляется ни истцу, ни членам его семьи. Полагала, что требования истца противоречат нормам закона, просила в удовлетворении иска отказать (л.д. 17).

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края представил письменные возражения. Просили отказать Панченко В.А. в удовлетворении требований. Указав, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гарантируется компенсация расходов на оплату жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях и коммунальных услуг в размере 50% платы за найм или платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; платы за холодную и горячую воду, электроэнергию, водоотведение сточных вод; платы за коммунальные услуги; оплаты стоимости топлива. С 02.12.1995г. правовое регулирование предоставления гражданам, подвергшимся радиации вследствие Чернобыльской АЭС, льготы в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения в зависимости от формы собственности жилищного фонда введено ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ. Из системного толкования положений ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что возможность предоставления льготы по оплате в размере 50% отдельным категориям граждан ставится в зависимость от формы собственности жилищного фонда, жилые помещения в котором занимают данные граждане. Панченко В.А. жилое помещение в г. Воткинске было приватизировано, т.е. приобретено бесплатно, впоследствии продано. При переезде в г. Чайковский истец приобрел по договору купли-продажи другое жилое помещение, относящееся к частному жилищному фонду, соответственно утерял право на получение испрашиваемую льготу. Квартира, в которой проживает истец, не относится к той категории жилых помещений, на проживание в которых распространяется мера социальной поддержки, предусмотренная п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 (л.д. 14-15).

Иск удовлетворению не подлежит.

Меры, обеспечивающие социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрены, в частности, Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного закона, гарантируются оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Указанное правовое регулирование предоставления гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения в зависимости от формы собственности жилищного фонда введено с 02.12.1995г. Федеральным законом от 24.11.1995г. № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с этим правовым регулированием данная льгота стала предоставляться гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, проживающим в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях. В первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I гражданам гарантировалась оплата любой занимаемой жилой площади (п. 4 ч. 1 ст. 14).

В действующей редакции Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения п. 3 ст. 14 изложены в новой редакции, но правовое регулирование в части предоставления гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения в зависимости от формы собственности жилищного фонда (государственного, муниципального, а также приватизированных жилых помещений) не изменилось.

Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1).

Из системного толкования приведенных положений законов следует, что возможность предоставления гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения ставится в зависимость от формы собственности жилищного фонда, жилые помещения в котором занимают эти граждане. Поскольку в результате добровольной приватизации граждане бесплатно получают в собственность жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда, которые ранее занимали на условиях социального найма, то, по смыслу Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I, они имеют такое же право на указанные меры социальной поддержки, как и граждане, занимающие жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Таким образом, для граждан, имеющих в собственности жилые помещения, относящиеся к частному жилищном фонду, право собственности на которые возникло не в результате приватизации жилых помещений, не предусмотрены льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения в порядке п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 года № 18-КГ15-200).

Сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что Панченко В.А. является ветераном военной службы, участником действий подразделений особо риска, получателем меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I (удостоверение серии от ДД.ММ.ГГГГ. на л.д. 5).

С ДД.ММ.ГГГГ. Панченко В.А. состоит на учете в Территориальном управлении Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району по льготной категории «Ветеран подразделения особого риска «а»-«г».

ДД.ММ.ГГГГ. Панченко В.А. обратился к ответчику с заявлением на получение указанной льготы по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящего в собственности (л.д. 6-7).

ДД.ММ.ГГГГ. Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району в назначении указанной компенсации отказано со ссылкой на то обстоятельство, что квартира в г. Чайковский перешла в собственность Панченко В.А. не в результате приватизации, а на основании договора купли-продажи, соответственно меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% по социальным нормам и нормативам по холодному водоснабжению, электроэнергии, отоплению, горячему водоснабжению истцу предоставлены быть не могут (л.д. 8).

Обратившись с настоящим иском, Панченко В.А. указывает на нарушение его прав, предусмотренных положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I, указывая, что жилое помещение в г. Воткинске, которое было предоставлено ему в собственность в порядке реализации права на участие в бесплатной приватизации, до продажи было переведено в статус частной собственности, поскольку новое помещение, приобретенное в г. Чайковский, является по статусу аналогичным прежнему, льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% подлежит применению при перемене места постоянного жительства.

С доводами истца, что льгота по оплате в размере 50 процентов распространяется на всех собственников жилых помещений, так как ЖК РФ не содержит такого понятия, как приватизированный жилищный фонд суд не соглашается, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм права.

Панченко В.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, приобретенного по договору купли-продажи. Занимаемое им ранее жилое помещение в г. Воткинске было истцом приватизировано, впоследствии продано в связи со сменой места жительства.

Тем не менее, законодатель не ставит получение льготы в зависимость от источника получения денежных средств на покупку жилья (продажа приватизированного жилого помещения, личные сбережения и т.д.).

То обстоятельство, что лица, проживающие в жилых помещениях, находящихся в домах кооперативов, а также в жилых помещениях, приобретенных по договору купли-продажи и иным гражданско-правовым договорам (мена, дарение и др.), не отнесены к категории лиц, имеющих право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади, само по себе их конституционные права не нарушает, поскольку в силу ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации и сохраняющих свою силу правовых позиций решения законодателя о способах возмещения вреда, критериях его дифференциации или адресности не могут рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства перед законом, гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, определения от 15 июля 2004 года N 250-О, от 21 апреля 2005 года N 121-О и др.). Следует учитывать также, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие техногенной катастрофы, имеют - наряду с другими категориями граждан - право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 N 156-О-О).

Поскольку жилое помещение в г. Чайковский к домам государственного и муниципального фондов, а также к приватизированным жилым помещениям не относится, имеет статус частной собственности, перешла к истцу на основании договора купли-продажи, суд приходит к выводу, что у Панченко В.А. отсутствует право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения в размере 50 процентов на основании п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-I, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Панченко В.А. в удовлетворении иска к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о применении мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 % согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья:      А.А.Грибанова

2-1434/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
chaikov.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее