дело № 2а-448/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2021 года с. Дубовское
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко Р.В.
при секретаре Мирной Я.В.
с участием со стороны истца помощника прокурора Дубовского района Ростовской области Дзюба А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-448/2021 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Дубовского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского района Ростовской области, Администрации Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области об обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами
у с т а н о в и л :
Иск и.о. прокурора Дубовского района РО к Администрации Андреевского с/п Дубовского района РО мотивирован тем, что прокуратурой Дубовского района РО проведена проверка исполнения Администрацией Андреевского с/п Дубовского района РО законодательства в части незаконного размещения на территории поселения свалки твёрдых бытовых отходов.
Установлено, что на территории Андреевского с/п Дубовского района РО на земельном участке с/х назначения по адресу : <адрес>, с кадастровым № (входящий в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №) располагается несанкционированная свалка ТБО, которая образовалась более 40 лет назад. Установить собственника отходов невозможно. Собственники земельных участков образовались из участка № ДД.ММ.ГГГГ, т.е. свалка образовалась не по их вине. Ответственность за образование свалки несет Администрация Андреевского с/п, т.к. она образовалась на ее территории в результате ненадлежащей организации с ее стороны деятельности по сбору, вывозу, утилизации ТБО.
По инициативе суда 21 июня 2021 года в качестве соответчика была привлечена Администрация Дубовского района РО.
На основании изложенного, прокурор просит суд :
Признать незаконным бездействие Администрации Андреевского с/п Дубовского района Ростовской области, выразившееся в неликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, с кадастровым № (входящий в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №).
Обязать Администрацию Андреевского с/п Дубовского района Ростовской области в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, находящимися на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, с кадастровым № (входящий в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №).
В судебном заседании помощник прокурора Дубовского района РО Дзба А.А. просил удовлетворить иск прокурора.
В судебное заседание не явились представители административных соответчиков - Администрации Андреевского с/п, Администрации Дубовского района РО, уведомлялись о дате заседания, сведений о причинах неявки не представили.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции РФ и частью 1 статьи 11 ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы и др.
В соответствии со статьей 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с настоящим законом.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Как следует из материалов дела прокуратурой Дубовского района Ростовской области в мае 2021 года проведена проверка соблюдения Администрацией Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области действующего законодательства в сфере размещения твердых бытовых отходов на территории данного поселения.
В ходе проверки было установлено, что на земельном участке с/х назначения по адресу : <адрес>, с кадастровым № (входящий в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №) располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, строительный мусор, отходы жизнедеятельности животных и тд.), которая образовалась более 40 лет назад.
Длина свалки 78 м, ширина 75 м, площадь свалки 0,6 га.
Согласно Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственниками земельных участков входящих в состав единого землепользования с кадастровым № являются 70 человек, в состав данного единого землепользования входит земельный участок с кадастровым №.
Факт наличия указанной свалки твердых бытовых отходов подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к Акту, письменным объяснением главы Администрации Андреевского с/п Дубовского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым №, входящий в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №, и находящаяся на нем несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположены в границах муниципального образования "Андреевское сельское поселение" Дубовского района Ростовской области.
Данные обстоятельства не оспаривались административными ответчиками и подтверждаются Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками к нему, Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что ответственность за образование данной свалки несет Администрация Дубовского района Ростовской области, поскольку она образовалась в результате ненадлежащей организации с ее стороны деятельности по сбору, вывозу, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории Андреевского поселения, которое входит в состав Дубовского района Ростовской области, о чем свидетельствует ее бытовой характер.
Именно Администрация Дубовского района РО должна принять меры по ликвидации данной свалки, поскольку функции по сбору, вывозу, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов отнесены к компетенции муниципальных районов.
При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов на земельном участке с кадастровым №, входящем в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №, расположенном на территории Андреевского сельского поселения не установлен, исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на спорном земельном участке, входящем в границы муниципального образования "Андреевское сельское поселение", отходы являются собственностью муниципального района, который в силу статьи 15 ФЗ "Об отходах производства и потребления" как орган местного самоуправления, обязан организовать сбор, вывоз, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение бытовых отходов, строительного мусора на территории соответствующего муниципального района.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов не допускается.
Гигиенические требования к размещению отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03), утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Согласно ч. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ч. 4 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Проведенной прокурорской проверкой установлено, что земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, не отвечает требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03, СанПиН 2.1.7.1038-01, ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления»: он не относится к категории специализированных полигонов; не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления; не является площадкой накопления ТКО.
Следовательно, он не может быть использован в качестве объекта хранения, размещения и временного накопления отходов производства и потребления.
Таким образом, указанная несанкционированная свалка оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, может отразиться на здоровье проживающего на территории Андреевского сельского поселения населения и иных граждан, ограничивает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушает их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что обязанность по принятию мер по организации сбора, вывоза, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством должна быть возложена на иное лицо (лиц), а не на муниципальный район, административными ответчиками не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Поэтому нахождение несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, либо в их пользовании, не является основанием для сложения с администрации муниципального района как органа местного самоуправления предусмотренных законом полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрация Дубовского района РО, несмотря на возложенные на нее законом обязанности по организации сбора, вывоза, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения ТБО на территории Андреевского с/п, длительное время не предпринимает никаких мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым №, входящем в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №, в связи с чем, данное бездействие следует признать незаконным, а саму Администрацию Дубовского района РО обязать устранить данное нарушение закона путем ликвидации свалки ТБО на указанном земельном участке.
Суд считает, что отсутствуют правовые основания для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки ТБО на земельном участке с кадастровым № на Администрацию Андреевского с/п и в признании ее бездействия по ликвидации данной свалки незаконным, т.к. в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" функции по сбору, вывозу, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов отнесены к компетенции муниципальных районов, а не сельских поселений.
Поэтому в удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Дубовского района РО к Администрации Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области об обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами - необходимо отказать.
В то же время подлежат удовлетворению административные исковые требования и.о. прокурора Дубовского района Ростовской области к Администрации Дубовского района Ростовской области об обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административный иск и.о. прокурора Дубовского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дубовского района Ростовской области, Администрации Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области об обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Дубовского района Ростовской области, выразившееся в неликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, с кадастровым № (входящий в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №).
Обязать Администрацию Дубовского района Ростовской области в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, находящимися на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, с кадастровым № (входящий в единое землепользование в земельный участок с кадастровым №).
В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Дубовского района Роствоской области к Администрации Андреевского сельского поселения Дубовского района Ростовской области об обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Зимовниковский районный суд в течении 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 14 июля 2021 года.
Судья
Зимовниковского районного суда Р. В. Ревенко