УИД 38RS0017-01-2022-000859-35

                                                                     Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                                 10 августа 2022 года

           Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Бичахчян С.Г.,

с участием представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» - Качанова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-758/2022 по исковому заявлению Сагдеевой И.В. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,

                                                У С Т А Н О В И Л:

          Сагдеева И.В. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

        В обоснование заявленных исковых требований Сагдеева И.В. указала, что она является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер обезличен, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер обезличен, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, утраченных в результате наводнения в июне-июле 2019 года. Социальным органом нарушено ее право на получение социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп. Решение об отказе принято учреждением на основании подпункта 4 пункта 18 – обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения, утвержденного указанным Постановлением. Об ограничении срока приема заявлений ей стало известно из текста уведомления об отказе. В период чрезвычайной ситуации в г. Нижнеудинске она на месте событий отсутствовала. Её постоянным местом жительства является г. Иркутск. В мае 2019 года по семейным обстоятельствам она выехала на личном автомобиле в Московскую область, а вернулась в <адрес обезличен> в августе 2021 года. Принадлежащий ей в г.Нижнеудинске дом на период отъезда она оставила на попечение матери Фиошиной Л.Н., проживающей в <адрес обезличен>. Мать и проживающая с ней бабушка (мать её матери) Лапова Н.И. намеревались на летний период 2019 года переехать в дом в г. Нижнеудинске, в котором была зарегистрирована бабушка. Её бабушка в это время тяжело заболела, нуждалась в постоянном уходе, 22 июля 2019 года она умерла. Её мать в период чрезвычайной ситуации была поглощена заботами о здоровье и жизни бабушки, а затем в связи со смертью близкого человека была не в состоянии воспринимать адекватно какие-либо внешние события, в связи с чем через близких родственников она не смогла получить необходимую информацию о возникших правах. В свою очередь Администрация Нижнеудинского муниципального образования не выполнила в отношении неё обязанности привлечь собственника к работе Межведомственной комиссии, с правом совещательного голоса и подлежащего уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию, в соответствии с абз. 5 п. 7 Положения, утвержденного постанов- лением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47. Акт обследования №1727 от 10.07.2019 принадлежащего ей жилого дома от имени собственника подписан Андрияновой Е.Н., приходящейся ей дальней родственницей, которой она таких прав не делегировала и с которой не поддерживает личных контактов. Помимо изложенных обстоятельств в спорный период препятствием для коммуникаций стали ограничения, связанные с распространением новой короновирусной инфекции. По прибытию в <адрес обезличен> через некоторое время от знакомых она случайно узнала о том, что собственники, утратившие жилые дома в результате наводнения в Нижнеудинском районе, имеют право на государственную помощь в виде социальной выплаты. Она созвонилась с Администрацией г. Нижнеудинска и выяснила, что подготовлены все необходимые документы для обращения в социальный орган на получение свидетельства. Она выехала в г. Нижнеудинск, получила в Администрации документы по факту утраты дома. С этими документами она обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, в чем ей было отказано. Постановлением главы Нижнеудинского муниципального образования А.В. Путова №1118 от дата обезличена принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу. Она является лицом, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения в июне-июле 2019 года. В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп она имеет право на социальную выплату. Срок, указанный в п. 11 Положения, пропущен ею по объективным причинам. 26 января 2022 года она обратилась с исковым заявлением о признании незаконным отказа органа социальной защиты населения в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в Октябрьский районный суд в порядке административного судопроизводства, заявление ей было возвращено.

       Согласно определению Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 16.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

       Истец Сагдеева И.В. и её представитель по доверенности Глушкова В.Г. просили рассмотреть дело в отсутствие.

       Ранее в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представитель истца Глушкова В.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснила, что Сагдеева И.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, который был утрачен вследствие наводнения. У неё возникло право на возмещение утраченного имущества. Все документы были подготовлены, но, к сожалению, истец на момент наводнения отсутствовала в г. Нижнеудинске. Муниципалитет не пригласил её на подписание акта. Она не смогла вовремя обратиться. В 2021 году от знакомых истец узнала, что может обратиться с заявлением на получение социальной выплаты. В середине 2021 года она вернулась из Подмосковья, куда выехала в мае 2019 года по семейным обстоятельствам. У Администрации была обязанность сообщить собственнику дома об этом факте, что у нее возникло право, однако Администрация это не выполнила. Поэтому истец обратилась с заявлением в учреждение, как смогла выехать в г. Нижнеудинск, получила отказ в связи с тем, что обратилась после 25 декабря 2020 года. Она надеялась, что бабушка и мать будут жить в этом доме. Бабушка умерла дата обезличена. Она понимала, что у неё погибло имущество, но не подозревала, что имеет право на выплату, о чем не была проинформирована. Истец ничего не нарушала, правами пользовалась добросовестно, её вины нет. Лишать её права на социальную выплату несправедливо. С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просила суд признать незаконным отказ в выдаче свидетельства Сагдеевой И.В. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выраженный в уведомлении ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 07.12.2021г. номер обезличен; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 года №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с утратой в результате паводка жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. принять решение о выдаче Сагдеевой И.В. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 года №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в связи с утратой в результате паводка жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. выдать Сагдеевой И.В. свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

         Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что истец действительно обратилась 27.10.2021 года с заявлением на получение социальной выплаты в ОГКУ «Управление социальной защиты населения в Нижнеудинском районе», приложила все необходимые документы. Принадлежащий истцу жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Действующее законодательство устанавливает сроки для реализации гражданами своего права. В указанные сроки истец не обратился в учреждение. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

         Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в возражении на исковое заявление указал, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции Межведомственной комиссии. Предоставление социальной выплаты носит заявительный порядок. В соответствии с пунктом 11 Положения в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству, по месту жительства (пребывания) гражданина. В срок до 25.12.2020 истец не обращалась в учреждение и в министерство по вопросу выдачи свидетельства на получение социальной выплаты, предусмотренной Положением. 27.10.2021 истец обратилась в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства, по результатам рассмотрения которого учреждением Сагдеевой И.В. было отказано в выдаче свидетельства (уведомление от 07.11.2021 номер обезличен). Срок, установленный пунктом 11 Положения, является пресекательным и не подлежит восстановлению, в том числе в судебном порядке. Решение учреждения, которое изложено в уведомлении от 07.11.2021 номер обезличен, является законным и обоснованным. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

            Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило.

     Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и третьего лица в силу ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанова С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в пункте «в» статьи 8 Федерального закона                                                     от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря                          1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ                     от 21 декабря 1994 г.), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г., устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ                              от 21 декабря 1994 г.).

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона                          № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области № 134-уг                                  на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316                                «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019                               № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации                           № 916 (в редакции от 31 октября 2019 г.) утверждены Правила предоставления                                    в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки» гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г.                                                   № 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно пункту 2 Положения, социальные выплаты предоставляются на следующие цели: 1) приобретение или строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; 2) капитальный ремонт жилого помещения гражданами, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации.

Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 2)имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных или поврежденных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания (подпункт 1 пункта 6 Положения).

В силу пункту 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (пункт 4 Положения).

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.

Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, или его (их) представитель в срок до 1 ноября 2021 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.

Условием предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является,                                  в частности, признание факта утраты жилых помещений в установленном порядке.

Согласно пунктам 11, 12 Положения граждане в целях выдачи свидетельства обращаются в установленный срок с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное Министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина.

К заявлению о выдаче свидетельства прилагаются следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;                                  2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; 3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 1, 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия у члена семьи постоянной регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, договор о приемной семье либо решение суда о признании членом семьи); 6) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 7) предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, - в случае обращения гражданина, в составе семьи которого имеются дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью; 8) решение суда о признании права - для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019                          № 934 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 № 956 определены границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, в которые входит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно п. 1.1 договора купли-продажи от 28.05.2018 Продавец Лапова Н.И. в лице Фиошиной Л.Н., действующей по доверенности номер обезличен, удостоверенной Грицко Н.П., нотариусом Нижнеудинского нотариального округа Иркутской области, зарегистрированной в реестре номер обезличен, обязуется передать, а Покупатель Сагдеева И.В. принять и оплатить за счет собственных средств следующее недвижимое имущество: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес обезличен>, кадастровый номер обезличен; жилой дом, находящийся по адресу: <адрес обезличен>, назначение: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей 1, кадастровый (или условный) номер обезличен. Согласно п. 6.1 договора цена объектов недвижимости составляет 400000 руб., из них жилой дом <данные изъяты> руб., земельный участок <данные изъяты> руб. Согласно п. 6.2 договора оплата по договору осуществляется до подписания договора в размере, указанном в п. 6.1 договора путем передачи Покупателем наличных денежных средств Продавцу. Дата регистрации договора 05.06.2018.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата обезличена Сагдеева И.В. является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся по адресу: <адрес обезличен> на основании договора купли-продажи от дата обезличена.

Согласно свидетельству о смерти номер обезличен от дата обезличена Лапова Н.И. умерла дата обезличена, место смерти <адрес обезличен>.

Согласно определению Октябрьского районного суда г. Иркутска от 03.02.2022 возвращено исковое заявление Сагдеевой И.В. к ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, обязании выдать свидетельство.

Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от 02 августа 2019 г. № 1118 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Основанием для этого послужили: акт обследования жилого дома номер обезличен от 10.07.2019; заключение межведомственной комиссии от 05.08.2019 номер обезличен.

27 октября 2021 г. Сагдеева И.В. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Как установлено п. п. 17, 22 - 23 Положения, после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в п. 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение (государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства) принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.

Решение о выдаче свидетельства, а также материалы в день принятия решения о выдаче свидетельства направляются учреждением в министерство социального развития.

Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов.

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства в силу пункта 18 Положения являются: отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

Приказом ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 07.12.2021 номер обезличен Сагдеевой И.В. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 4 пункта 18 Положения. О принятом решении заявитель был проинформирован путем направления соответствующего Уведомления от 07.12.2021 номер обезличен, в котором указано, что учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с подпунктом 4 пункта 18 Положения (обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в Положении).

Сагдеева И.В., полагая отказ незаконным, поскольку срок, указанный в п.11 Положения, пропущен ей по объективной причине, принадлежащий ей жилой дом утрачен в результате паводка, обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 18 Положения основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства является обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 15.09.2021 № 654-пп                                в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 02.12.2021 № 927-пп пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, срок подачи заявления о выдаче свидетельства продлен до 01.11.2021.

Установленный пунктом 11 вышеназванного положения для граждан,                               право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения срок подачи заявления о выдаче свидетельства до 01.11.2021 является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права и является пресекательным.

Только при соблюдении вышеуказанного условия при обращении гражданина с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в порядке, установленным Положением, может быть признано право гражданина на предоставление социальной выплаты.

Согласно п. 2 ст. 9 Гражданского кодекса РФ в случае установления пресекательного срока само существование субъективного права ставится в зависимость от его осуществления: если право было реализовано своевременно, оно продолжает существовать и возможна его защита; при нереализации, хотя пассивное поведение и является правомерным, право прекращается по истечении такого срока, который восстановлению не подлежит. Введение пресекательных сроков как ограничений, пределов, стимулирующих управомоченное лицо к своевременной реализации субъективных прав, направлено на обеспечение баланса интересов участников правоотношений, устранение неопределенности для сложившихся правовых связей и связанных с этим негативных последствий для третьих лиц и стабильности гражданского оборота в целом.

Обращение истца в учреждение после обследования жилого дома и вынесения заключения межведомственной комиссией состоялось 27 октября 2021г., то есть за пределами срока, предусмотренного Положением (25 декабря 2020 г.).

Доказательств обращения истца с соответствующим заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, до 25 декабря 2020 г. материалы дела не содержат.

Доводы истца о том, что срок, указанный в п. 11 Положения, пропущен ею по объективным причинам, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный срок обращения за предоставлением социальной выплаты является пресекательным.

            Доводы истца о том, что препятствием для обращения стали ограничения, связанные с распространением новой короновирусной инфекции, об обращении 26 января 2022 года с исковым заявлением о признании незаконным отказа органа социальной защиты населения в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в Октябрьский районный суд, которое было возвращено заявителю в связи с неподсудностью, не влияют на выводы суда.

            Доводы представителя истца о неисполнении Администрацией Нижнеудинского муниципального образования обязанности сообщить собственнику дома о возникновении права на получение социальной выплаты, являются несостоятельными, поскольку порядок обследования жилого дома и признание его аварийным и подлежащим сносу Сагдеевой И.В. не оспаривался.

            Право истца на получение социальной выплаты судебным решением не подтверждено, повторное обследование принадлежащего истцу жилого помещения не проводилось.

Поскольку предоставление социальной выплаты носит заявительный порядок, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, который является достаточным и разумным для получения гражданином меры социальной поддержки, учитывая, что срок для обращения с заявлением о получении социальной выплаты Сагдеевой И.В. пропущен, а обращение позже указанного в Положении срока является основанием для принятия учреждением решения об отказе в выдаче свидетельства, следовательно, основания для вывода о нарушении ответчиками соответствующих прав Сагдеевой И.В. и для возложения на них обязанности по принятию решения и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Сагдеевой И.В. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

               ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ 07.12.2021░. ░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.07.2019 ░░░░ №556-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.07.2019 ░░░░ №556-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

             ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                              ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17.08.2022.

2-758/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сагдеева Ирина Викторовна
Ответчики
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району"
Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 6
Другие
Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Глушкова Валентина Георгиевна (дов. от 19.04.2022 г. срок 1 г)
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Папина Елена Петровна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
10.08.2022Судебное заседание
17.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее