Дело № 92RS0001-01-2020-003930-85
Производство № 5-3/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
12 февраля 2021 года г. Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Орлова Светлана Васильевна, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – управляющего отелем «<данные изъяты>» Девятаева Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда по адресу: 299042, г. Севастополь, ул. Калича, д. 25, дело об административном правонарушении, поступившее из территориального отдела Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, в отношении
Девятаева Р. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, работающего <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 04 сентября 2020 года, в ходе проведения 11 августа 2020 года с 11 часов 35 минут до 13 часов 00 минут эпидемиологического расследования в связи с регистрацией подтвержденного случая COVID-2019 у временно проживающей в отеле «<данные изъяты>» ФИО 1, госпитализированной 05 августа 2020 года в ГБУЗС «Городская инфекционная больница», в отеле «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> (Индивидуальный предприниматель ФИО, <данные изъяты>), выявлены следующие нарушения:
1. Стойка регистрации не оборудована прозрачной заградительной конструкцией (ч. 3 ст. 29 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 15 МР 3.1/2.1.0193-20 от 04.06.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения»);
2. Не организована продажа гостям на территории гостиницы средств индивидуальной защиты антисептических средств для рук (ч. 3 ст. 29 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 10 МР 3.1/2.1.0193-20 от 04.06.2020 Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения»);
3. Выездная уборка номеров производится без обеззараживания воздуха соответствующими устройствами (ч. 3 ст. 29 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 22 МР 3.1/2.1.0193-20 от 04.06.2020 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения»).
Таким образом, по мнению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, управляющий отелем «<данные изъяты>» Девятаев Р.Н. совершил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Действия Девятаева Р.Н. должностным лицом квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Девятаев Р.Н. не оспаривал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснив, что защитный экран стойки регистрации был заказан 22-24 августа 2020 года и установлен на третий день после проведения эпидемиологического расследования; продажа масок в гостинице не была организована, поскольку для этого необходимо было открывать новый вид предпринимательской деятельности, для чего требовалось время; уборка номеров производилась без обеззараживания воздуха, поскольку на момент проведения эпидемиологического расследования в отеле имелся в наличии только один ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, который был установлен в холле гостиницы, в настоящее время указанные недостатки устранены, о чем письмом за исх. № 11 от 02 октября 2020 года сообщено в Роспотребнадзор.
Исследовав протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
С субъективной стороны правонарушение по ст. 6.3 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, исходя из приведенных положений законов, а также диспозиции ст. 6.3 КоАП РФ, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Указом Губернатора города Севастополя от 17 марта 2020 года № 14-УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» в целях предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории города Севастополя с 22:00 17.03.2020 введен режим повышенной готовности.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны Методические рекомендации «МР 3.1/2.1.0193-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения)» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04 июня 2020 года) (далее – Методические рекомендации 3.1/2.1.0193-20).
В соответствии с п. 10, 15, 22 указанных Методических рекомендаций 3.1/2.1.0193-20, для учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницам и иным средствам размещения) даны следующие рекомендации по организации работы:
- обеспечение, при возможности, приобретения гостями на территории гостиницы средств индивидуальной защиты и антисептических средств для рук (п. 10);
- оборудование стоек регистрации, при возможности, прозрачными заградительными конструкциями (п. 15);
- выездная уборка включает, в том числе обеззараживание воздуха соответствующими устройствами (п. 22).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Таким образом, санитарные правила и гигиенические нормативы, обязанность выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Соответственно рекомендации, данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Методических рекомендациях 3.1/2.1.0193-20, не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, с нарушением которых законодатель связывает наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 22 июля 2020 года № 09-11169-2020-40 «О штрафах Роспотребнадзора» разъяснено, что Роспотребнадзором в целях оказания методологической помощи разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности, которые не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер, и какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.
При этом, Роспотребнадзором разработаны и зарегистрированы в Минюсте России (№ 58565 от 26.05.2020) санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15, за неисполнение которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, каких-либо нарушений санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Девятаеву Р.Н. не вменяется.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение Девятаевым Р.Н. части 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ не может быть принято во внимание в качестве основания для привлечения последнего к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку указанная норма Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ устанавливает для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанность проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также исполнять предписания должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в установленные сроки, и не устанавливает какие-либо правила поведения или требования, которыми должны руководствоваться указанные лица при проведении организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах в действиях Девятаева Р.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, 29.10 – 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Девятаева Р. Н. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья –