Решение от 11.06.2024 по делу № 33-2076/2024 от 14.05.2024

Судья Ряпусов А.В. Дело № 33-2090/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июня 2024 года

Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе

председательствующего Руди О.В.

при секретаре Волкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционное представление прокурора Парабельского района Томской области Шабалина С.Б. на определение Парабельского районного суда Томской области от 28 марта 2024 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (№13-63/2024)

по гражданскому делу № 2-151/2023 по иску Прокурора Парабельского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Новосельцевская средняя школа», Администрации Парабельского района Томской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Парабельского района, Отделу образования администрации Парабельского района о возложении обязанности по оборудованию зданий образовательного учреждения молниезащитой, обеспечению финансирования соответствующих работ.

установила:

решением Парабельского районного суда Томской области от 30 августа 2023 года (дело № 2-151/2023), вступившим в законную силу 05.10.2023, удовлетворены исковые требования Прокурора Парабельского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Новосельцевская средняя школа», Администрации Парабельского района Томской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Парабельского района, Отделу образования администрации Парабельского района о возложении обязанности по оборудованию зданий образовательного учреждения молниезащитой, обеспечению финансирования соответствующих работ (л.д. 69-72).

На МБОУ «Новосельцевская средняя школа» возложена обязанность оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Новосельцево, ул. Лесная, д.1 устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 в срок до 01.06.2024 года.

На МКУ Администрацию Парабельского района, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом, МКУ Отдел образования администрации Парабельского района возложена обязанность обеспечить финансирование необходимых работ по установке на здании МБОУ «Новосельцевская средняя школа» по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Новосельцево, ул. Лесная, д.1 устройств молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 в срок до 01.03.2024 года.

01.03.2024 представитель МКУ Отдела образования Администрации Парабельского района Дерягина О.Н., ссылаясь на наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда в части обеспечения финансирования необходимых работ по установке на здании МБОУ «Новосельцевская средняя школа», расположенном по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Новосельцево, ул. Лесная, д.1 устройств молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 на один год, то есть до 01.03.2025 (л.д. 80-82).

Заявление рассмотрено в отсутствие сторон.

Обжалуемым определением (л.д. 123-124) заявление представителя МКУ Отдела образования Администрации Парабельского района Дерягиной О.Н. удовлетворено, МКУ Отделу образования Администрации Парабельского района предоставлена отсрочка исполнения решения Парабельского районного суда Томской области от 30 августа 2023 года по гражданскому производству № 2-151/2023 до 01 марта 2025 года.

В своем представлении прокурор Парабельского района просит определение отменить, разрешить вопрос по существу, в предоставлении отсрочки отказать (л.д. 270-173).

Учитывая, что дополнительные бюджетные средства были запрошены по истечении более чем 3 месяца (в 2024) с момента вступления решения суда в законную силу, полагает, что указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении решения суда в установленный срок, который был установлен с учетом необходимости планирования финансирования его исполнения.

Отсутствие необходимых денежных средств, по его мнению, не может быть расценено как исключительное обстоятельство, объективно затрудняющее исполнение решения суда и не является основанием для неисполнения судебного акта.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения суда по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы частной жалобы, апелляционная инстанция приходит к следующему.

В силу ст. ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч.3 этой же статьи).

Аналогичные положения закреплены и ч.1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Статей 203 ГПК РФ предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса (ст. 434 ГПК РФ).

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Перечень оснований для отсрочки, рассрочки законом не предусмотрен.

Таким образом, основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда, (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.01.2019 N 44-КГ18-25).

Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18.04.2006 №104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом следующего. В силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда не должна являться средством для уклонения от надлежащего исполнения решения суда, вступившего в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

При рассмотрении требований об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основаниями для ее предоставления, лежит на заявителе.

Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки, представитель Отдела образования Администрации Парабельского района указала, что в настоящее время выполнение решения суда фактически зависит от получения субсидии из Департамента общего образования Томской области.

Удовлетворяя заявление МКУ Отдела образования Администрации Парабельского района, суд первой инстанции учитывал отсутствие собственных денежных средств, проведенную должником работу по получению субсидии из Департамента общего образования, а также тот факт, что по объективным причинам невозможно исполнить решение суда, на основании чего пришел к выводу о том, что Отделом образования принимались своевременные и необходимые меры к надлежащему исполнению решения суда, однако, его исполнение в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился.

Так, по мнению заявителя, имеются объективные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда в установленный срок, заявителем предпринимаются меры для изыскания суммы:

31.01.2024 МКУ Отдел образования направил запрос в Департамент общего образования Томской области о возможности финансирования выполнения работ по установке устройств молниезащиты на 16 объектов образовательных организаций (л.д. 87-88).

21.02.2024 года в адрес МКУ Отдел образования поступил ответ, из которого следует, что выделение средств областного бюджета в рамках текущего года на запрашиваемые цели не представляется возможным в виду ограниченных возможностей областного бюджета. Предложено направить обращение в Департамент финансов Томской области о выделении МО «Парабельский район» средств областного бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (л.д. 89).

01.02.2024 года в адрес Администрации Парабельского района было направлено ходатайство с просьбой обеспечить финансирование мероприятий по установке молниезащиты на 16 объектов образовательных организаций Парабельского района (л.д. 84-85).

28.02.2024 Администрация Парабельского района сообщила, что формирование бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов завершено в декабре 2023 года, бюджет утвержден решением Думы Парабельского района, в условиях ограниченных возможностей районного бюджета в рамках текущего года выделение дополнительных бюджетных ассигнований на запрашиваемые цели не представляется возможным. Предложено направить необходимую документацию в Департамент образования Томской области в целях рассмотрения им возможности включения указанной потребности при формировании предложенной в проект областного бюджета на 2025 год в рамках реализации мероприятий по пожарной безопасности, а также в Департамент финансов Томской области о выделении МО «Парабельский район» средств областного бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (л.д. 86).

15.03.2024 Администрация Парабельского района направила ходатайство Департаменту финансов Томской области о выделении средств из областного бюджета на обеспечение финансирования мероприятий по установке молниезащиты на 16 объектов образовательных учреждений Парабельского района в размере 9925426 руб. (л.д. 99).

Кроме того, стоимость установки молниезащиты на здании МБОУ «Новосельцевская средняя школа» составляет 647 847 рублей 00 копеек; общая сумма средств, необходимая для установки устройств молниезащиты на образовательных организациях Парабельского района, составляет 9 925 426 рублей 00 копеек.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что они об исключительности обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки, не свидетельствуют.

Из приведенных доказательств усматривается отсутствие финансовой возможности у заявителя на единомоментное исполнение судебного акта, предпринимаемые меры для их отыскания, что может являться основанием для предоставления отсрочки.

Однако апелляционной инстанцией учитывается поведение заявителя как до момента обращения прокурора с иском в суд, так и после принятия по нему решения.

По делу видно, что 23.06.2023, то есть до обращения в суд с иском (29.06.2023), прокурором Парабельского района было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности образовательного процесса (л.д. 12-16).

В ответе от 28.06.2023 на представление директор МБОУ «Новосельцевская СШ» указал, что для оборудования образовательной организации устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Приказа Минэнерго России от 30.06.2003 №280 требуются значительные финансовые затраты, которые не предусмотрены в образовательном учреждении. В целях устранения допущенных нарушений законодательства будет направлен запрос в Отдел образования администрации Парабельского района о предоставлении денежных средств на обеспечение финансирования работ по устройству молниезащиты (л.д. 17).

Таким образом, не позднее июня 2023 года образовательной организации было известно об имеющихся нарушениях, несущих угрозу жизни детей, однако до обращения в суд и в процессе рассмотрения дела мер по для их устранения предпринято не было. Известно было образовательной организации и о том, что для устранения нарушений необходима разработка проектной документации, однако поиск организации на их выполнение начал вестись после принятия судом решения, ходатайство о выделении дополнительных средств на выполнение работ по разработке проектной документации также направлено поле вынесения решения суда (25.09.2023).

Учитывая, что решение судом принято еще 30.08.2023, а Думой Парабельского района Томской области решение «О бюджете муниципального образования «Парабельский район» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов №41 принято только 21.12.2023, до указанного времени ответчики могли инициировать включение в повестку дня Думы вопроса о принятии мер по устранению имеющихся нарушений, чего не сделали.

Первые обращения, как указано выше, датированы январем 2024 года, что указывает на то, что 4 месяца после принятия судом решения, зная о безусловной обязанности соблюдать правила и нормы пожарной безопасности в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, педагогов, ответчики бездействовали.

Более того, как следует из ответа Департамента общего образования от 21.02.2024 года в адрес МКУ Отдел образования, 11.04.2023 Департаментом запрашивалась потребность на реализацию мероприятий по пожарной безопасности в рамках работы по формированию предложений в проект областного бюджета, однако такая потребность не заявлялась. Между тем вызывает сомнение неосведомленность образовательного учреждения, МКУ Отдел образования в этот период по части наличия нарушений в области пожарной безопасности.

В этой связи несостоятелен довод апелляционной жалобы со ссылкой на особенности процедуры формирования бюджета, выделения ассигнований для исполнения решения суда, равно как довод об отсутствии необходимых денежных средств у заявителей.

Поскольку предоставление отсрочки исполнения решения суда по данному делу зависит прежде всего от значимости общественных отношений, подлежащих защите гарантированных прав детей на безопасное нахождение в образовательных учреждениях, а не от поведения хозяйствующих субъектов, не исполняющих возложенных на них обязанностей, предусмотренных законом, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что организационно-технические меры, необходимые для исполнения решения суда, заявителем приняты несвоевременно, что нарушает принцип исполнимости вступившего в законную силу судебного акта и в рассматриваемом случае ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, посещающих общеобразовательное учреждение.

Применение отсрочки исполнения решения суда означало бы лишение воспитанников, персонал учреждения и других лиц гарантированного Конституцией Российской Федерации права на охрану жизни и здоровья.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция исходя из баланса прав и законных интересов сторон, требований справедливости, соразмерности не усматривает оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта по основаниям, изложенным заявителями. Исключительных обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения судебного акта не установлено, длительное неисполнение решения суда нарушает права неопределенного круга лиц по обеспечению мер пожарной безопасности и может повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, их родителей и работников учреждений образования, причинить вред имуществу.

При таких обстоятельствах определение Парабельского районного суда Томской области от 28.03.2024 подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Руководствуясь п. 2 ст. 334, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда

определила:

апелляционное представление прокурора Парабельского района С.Б. Шабалина удовлетворить.

Определение Парабельского районного суда Томской области от 28.03.2024 отменить, разрешить вопрос по существу.

В удовлетворении заявления представителя МКУ Отдела образования Администрации Парабельского района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда – отказать.

Председательствующий О.В. Руди

Судья Ряпусов А.В. Дело № 33-2090/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июня 2024 года

Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе

председательствующего Руди О.В.

при секретаре Волкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционное представление прокурора Парабельского района Томской области Шабалина С.Б. на определение Парабельского районного суда Томской области от 28 марта 2024 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (№13-63/2024)

по гражданскому делу № 2-151/2023 по иску Прокурора Парабельского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Новосельцевская средняя школа», Администрации Парабельского района Томской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Парабельского района, Отделу образования администрации Парабельского района о возложении обязанности по оборудованию зданий образовательного учреждения молниезащитой, обеспечению финансирования соответствующих работ.

установила:

решением Парабельского районного суда Томской области от 30 августа 2023 года (дело № 2-151/2023), вступившим в законную силу 05.10.2023, удовлетворены исковые требования Прокурора Парабельского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Новосельцевская средняя школа», Администрации Парабельского района Томской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Парабельского района, Отделу образования администрации Парабельского района о возложении обязанности по оборудованию зданий образовательного учреждения молниезащитой, обеспечению финансирования соответствующих работ (л.д. 69-72).

На МБОУ «Новосельцевская средняя школа» возложена обязанность оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Новосельцево, ул. Лесная, д.1 устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 в срок до 01.06.2024 года.

На МКУ Администрацию Парабельского района, МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом, МКУ Отдел образования администрации Парабельского района возложена обязанность обеспечить финансирование необходимых работ по установке на здании МБОУ «Новосельцевская средняя школа» по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Новосельцево, ул. Лесная, д.1 устройств молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 в срок до 01.03.2024 года.

01.03.2024 представитель МКУ Отдела образования Администрации Парабельского района Дерягина О.Н., ссылаясь на наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда в части обеспечения финансирования необходимых работ по установке на здании МБОУ «Новосельцевская средняя школа», расположенном по адресу: Томская область, Парабельский район, с. Новосельцево, ул. Лесная, д.1 устройств молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 на один год, то есть до 01.03.2025 (л.д. 80-82).

Заявление рассмотрено в отсутствие сторон.

Обжалуемым определением (л.д. 123-124) заявление представителя МКУ Отдела образования Администрации Парабельского района Дерягиной О.Н. удовлетворено, МКУ Отделу образования Администрации Парабельского района предоставлена отсрочка исполнения решения Парабельского районного суда Томской области от 30 августа 2023 года по гражданскому производству № 2-151/2023 до 01 марта 2025 года.

В своем представлении прокурор Парабельского района просит определение отменить, разрешить вопрос по существу, в предоставлении отсрочки отказать (л.д. 270-173).

Учитывая, что дополнительные бюджетные средства были запрошены по истечении более чем 3 месяца (в 2024) с момента вступления решения суда в законную силу, полагает, что указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении решения суда в установленный срок, который был установлен с учетом необходимости планирования финансирования его исполнения.

Отсутствие необходимых денежных средств, по его мнению, не может быть расценено как исключительное обстоятельство, объективно затрудняющее исполнение решения суда и не является основанием для неисполнения судебного акта.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения суда по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы частной жалобы, апелляционная инстанция приходит к следующему.

В силу ст. ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч.3 этой же статьи).

Аналогичные положения закреплены и ч.1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Статей 203 ГПК РФ предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса (ст. 434 ГПК РФ).

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Перечень оснований для отсрочки, рассрочки законом не предусмотрен.

Таким образом, основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда, (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.01.2019 N 44-КГ18-25).

Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18.04.2006 №104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом следующего. В силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда не должна являться средством для уклонения от надлежащего исполнения решения суда, вступившего в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

При рассмотрении требований об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основаниями для ее предоставления, лежит на заявителе.

Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки, представитель Отдела образования Администрации Парабельского района указала, что в настоящее время выполнение решения суда фактически зависит от получения субсидии из Департамента общего образования Томской области.

Удовлетворяя заявление МКУ Отдела образования Администрации Парабельского района, суд первой инстанции учитывал отсутствие собственных денежных средств, проведенную должником работу по получению субсидии из Департамента общего образования, а также тот факт, что по объективным причинам невозможно исполнить решение суда, на основании чего пришел к выводу о том, что Отделом образования принимались своевременные и необходимые меры к надлежащему исполнению решения суда, однако, его исполнение в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился.

Так, по мнению заявителя, имеются объективные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда в установленный срок, заявителем предпринимаются меры для изыскания суммы:

31.01.2024 МКУ Отдел образования направил запрос в Департамент общего образования Томской области о возможности финансирования выполнения работ по установке устройств молниезащиты на 16 объектов образовательных организаций (л.д. 87-88).

21.02.2024 года в адрес МКУ Отдел образования поступил ответ, из которого следует, что выделение средств областного бюджета в рамках текущего года на запрашиваемые цели не представляется возможным в виду ограниченных возможностей областного бюджета. Предложено направить обращение в Департамент финансов Томской области о выделении МО «Парабельский район» средств областного бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (л.д. 89).

01.02.2024 года в адрес Администрации Парабельского района было направлено ходатайство с просьбой обеспечить финансирование мероприятий по установке молниезащиты на 16 объектов образовательных организаций Парабельского района (л.д. 84-85).

28.02.2024 Администрация Парабельского района сообщила, что формирование бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов завершено в декабре 2023 года, бюджет утвержден решением Думы Парабельского района, в условиях ограниченных возможностей районного бюджета в рамках текущего года выделение дополнительных бюджетных ассигнований на запрашиваемые цели не представляется возможным. Предложено направить необходимую документацию в Департамент образования Томской области в целях рассмотрения им возможности включения указанной потребности при формировании предложенной в проект областного бюджета на 2025 год в рамках реализации мероприятий по пожарной безопасности, а также в Департамент финансов Томской области о выделении МО «Парабельский район» средств областного бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (л.д. 86).

15.03.2024 Администрация Парабельского района направила ходатайство Департаменту финансов Томской области о выделении средств из областного бюджета на обеспечение финансирования мероприятий по установке молниезащиты на 16 объектов образовательных учреждений Парабельского района в размере 9925426 руб. (л.д. 99).

Кроме того, стоимость установки молниезащиты на здании МБОУ «Новосельцевская средняя школа» составляет 647 847 рублей 00 копеек; общая сумма средств, необходимая для установки устройств молниезащиты на образовательных организациях Парабельского района, составляет 9 925 426 рублей 00 копеек.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что они об исключительности обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки, не свидетельствуют.

Из приведенных доказательств усматривается отсутствие финансовой возможности у заявителя на единомоментное исполнение судебного акта, предпринимаемые меры для их отыскания, что может являться основанием для предоставления отсрочки.

Однако апелляционной инстанцией учитывается поведение заявителя как до момента обращения прокурора с иском в суд, так и после принятия по нему решения.

По делу видно, что 23.06.2023, то есть до обращения в суд с иском (29.06.2023), прокурором Парабельского района было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности образовательного процесса (л.д. 12-16).

В ответе от 28.06.2023 на пре░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░» ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.06.2003 №280 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░.░. 17).

░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (25.09.2023).

░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ 30.08.2023, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 2024 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2025 ░ 2026 ░░░░░ №41 ░░░░░░░ ░░░░░░ 21.12.2023, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ 4 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 21.02.2024 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, 11.04.2023 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.03.2024 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 334, ░░. 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.03.2024 ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░

33-2076/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Парабельского района Томской области (ж)
Ответчики
МКУ комитет по управлению муниципальным имуществом Парабельского района
МБОУ "Парабельская гимназия"
МКУ Администрация Парабельского района Томской области
МКУ Отдел образования Администрации Парабельского района
Суд
Томский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
15.05.2024Передача дела судье
11.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Передано в экспедицию
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее