УИД 32RS0№-02
Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 апреля 2019 года город Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Суглобовой Е.Н., с участием помощника прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В., архитектора отдела строительства, ЖКХ, архитектуры, транспорта и связи администрации Суражского района Брянской области Прохоренко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Новиковой Надежде Михайловне об обязании оборудовать вход в помещение, в котором находится магазин, расположенное по адресу: <адрес>, специальным приспособлением и устройством, предусмотренным СНиП 35-01-2001, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суражского района обратился в Суражский районный суд Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга с вышеуказанным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления следует, что прокурорской проверкой исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории Суражского района выявлены нарушения в деятельности Новиковой Надежды Михайловны, являющейся собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором находится магазин.
Исковое требование прокурора мотивировано тем, что в нарушение ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001, при входе в помещение, в котором находится магазин, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует пандус, что препятствует беспрепятственному доступу в помещение магазина маломобильной группе населения (инвалидам, использующим кресла-коляски).
До судебного заседания от ответчика Новиковой Н.М. в суд поступило заявление, в котором она просит приобщить к материалам дела справку администрации Суражского района Брянской области об устранении нарушений СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Суражского района Цыганок И.В. исковое требование поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала, что справка, предоставленная Новиковой Н.М., выдана преждевременно.
Ответчик Новикова Н.М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствии.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав помощника прокурора Суражского района Цыганок И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор может выступать представителем неопределенного круга лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что вход в помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором находится магазин Новиковой Н.М., не оборудован пандусом, что препятствует беспрепятственному доступу в помещение маломобильной группе.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником магазина, назначение: нежилое, общая площадь <данные изъяты>.м., инв. №, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> является Новикова Н.М.
Из справки Администрации Суражского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по адресу: <адрес> (магазин «Продукты») была установлена кнопка «вызов для инвалида», тем самым были устранены нарушения СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В судебном заседании допрошен архитектор отдела строительства, ЖКХ, архитектуры, транспорта и связи администрации Суражского района Брянской области Прохоренко А.В., который пояснил, что вышеуказанная справка № была выдана Новиковой Н.М. преждевременно, так как при выезде им по адресу расположения магазина «Продукты» по <адрес> установлено, что кнопка «вызов для инвалида» не соответствует СП 59.13330.2016.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что справка, предоставленная ответчиком, не может быть принята судом в качестве доказательства исполнения Новиковой Н.М. требования прокурора.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ).
Отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения, доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области регулирует Закон Брянской области от 10.11.2009 № 95-З «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области».
В силу п.6 ст.4 данного Закона объекты социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средства информации и связи в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Брянской области от 10.11.2009 № 95-З к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны оборудоваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, а именно: согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН (малогабаритных групп населения), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
В соответствии с п. 3.17 СНиП 35-01-2001 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.
Судом установлено, что вход в помещение, в котором находится магазин, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом торговли, в связи с чем, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ст. 3 Закона Брянской области от 10.11.2009 № 95-З на собственнике здания лежит обязанность по оснащению здания специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
Как установлено, требования вышеназванных законов собственником магазина, расположенного по адресу: <адрес> Новиковой Н.М. не соблюдаются. Отсутствие пандуса с поручнями при входе в помещение, где находится магазин, ограничивает доступ в указанное помещение инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, а также других маломобильных групп населения.
Таким образом, вход в помещение, в котором находится магазин, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Новикова Н.М., должен быть оборудован специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими инвалидам беспрепятственный доступ в это помещение.
Учитывая, что указанные выше законодательные акты возлагают обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, в том числе, к объектам торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, на собственников таких объектов, независимо от организационно-правовых форм, то рассматриваемое требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░