УИД 56RS0044-01-2021-000578-48
2|1|а-353/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ясный 02 августа 2021 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,
при секретаре Шариповой А.Х.,
с участием помощника прокурора Ясненского района Оренбургской области Жданова А.Р.
представителя административного истца Альмухамбетовой Э.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ясненский» к Полежаеву Виктору Александровичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ясненский» (далее по тексту - МОМВД РФ «Ясненский») обратился в Ясненский районный суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Полежаева В.А.
В обоснование требований указано, что дд.мм.гг. приговором Медногорского городского суда Оренбургской области Полежаев В.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а,г» ч.2 ст. 161 УК РФ, к наказанию в виде двух лет восьми месяцев лишения свободы, с ограничением свободы сроком семь месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
дд.мм.гг. Полежаев В.А. освобожден из ФКУ ИК-№ УФСИН России по Оренбургской области в связи с отбытием срока наказания. В настоящее время судимость не снята и не погашена.
Полежаев В.А. с момента отбытия наказания имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступления по приговору Медногорского городского суда Оренбургской области от дд.мм.гг..
Административный истец просит суд установить административный надзор сроком на 2 года в отношении Полежаева В.А. с установлением следующих ограничений: обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов.
В судебном заседании представитель административного истца МОМВД РФ «Ясненский» Альмухамбетова Э.Б. заявленные требования уточнила в части установления срока административного надзора, просила установить административный надзор в отношении Полежаева В.А. на срок установленный законодательством РФ для погашения судимости, а также удовлетворить административный иск с учетом уточнения требований. Давая объяснения, изложила обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.
Помощник прокурора Ясненского района Оренбургской области Жданов А.Р. полагал, что все основания для установления административного надзора в отношении Полежаева В.А. имеются.
Административный ответчик Полежаев В.А., в судебное заседание не явился был извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассмотреть административное дело без его участия, не возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель административного истца и помощник прокурора не возражали против рассмотрения административного дела в отсутствие административного ответчика.
Согласно правовой позиции, отраженной в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки.
Оснований необходимости участия в судебном заседании административного ответчика Полежаева В.А. судом не установлено. Материалы дела содержат достаточные доказательства для рассмотрения дела. На основании изложенного суд определил: рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного ответчика Полежаева В.А.
Заслушав представителя административного истца, заключение помощника прокурора Ясненского района Оренбургской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 КАС Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Административный надзор, согласно статье 2 указанного закона № 64-ФЗ, устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы.
Как следует из материалов дела, дд.мм.гг. приговором Медногорского городского суда Оренбургской области Полежаев В.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а,г» ч.2 ст. 161 УК РФ, к наказанию в виде двух лет восьми месяцев лишения свободы, с ограничением свободы сроком семь месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговор вступил в законную силу дд.мм.гг..
дд.мм.гг. Полежаев В.А. освобожден из ФКУ ИК-№ УФСИН России по Оренбургской области в связи с отбытием срока наказания.
В настоящее время судимость не снята и не погашена.
Согласно справке – характеристике, выданной УУП ОУУП и ПДН МОМВД РФ «Ясненский», Полежаев В.А. характеризуется удовлетворительно. Жалоб со стороны соседей и жителей города не поступало, за текущий год не привлекался к административной ответственности, в МО МВД «Ясненский» не доставлялся, трудоустроен. В употреблении наркотических и психотропных веществ замечен не был.
Как следует из характеристики, выданной начальником отряда ФКУ ИК-№ УФСИН России по Оренбургской области, следует, что Полежаев В.А. состоял на профилактическом учете, как лицо, склонное к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильнодействующих медицинских препаратов. За период отбывания наказания привлекался к дисциплинарной ответственности 6 раз. Имеет 2 поощрения администрации ИУ, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался. К проводимым воспитательным, культурно-массовым, режимным мероприятиям относится посредственно. На проводимые беседы реагировал должным образом, не всегда делает для себя соответствующие выводы. Регулярно посещал лекции по социально-правовым вопросам, проводимым в отряде. Осужденный Полежаев В.А. характеризуется отрицательно, как не вставший на путь исправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.2 ст. 161 УК РФ, совершенное Полежаевым В.А., относится к категории тяжких преступлений.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения приговора) в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. В силу ст. 86 УК РФ судимость Полежаева В.А. не снята и не погашена.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, основания, предусмотренные законом для установления административного надзора в отношении Полежаева В.А. имеются. Полежаев В.А. является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при опасном рецидиве преступлений.
Часть 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ).
Суд полагает, что подлежит удовлетворению заявленное требование об установлении ограничения в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, и устанавливает периодичность регистрации два раза в месяц.
Заявленные требования об установлении ограничений в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 часов до 06 часов, суд считает обоснованными, так как они соответствуют административным ограничениям, установленным в ст. 4 вышеуказанного закона и будут способствовать контролю и недопущению совершения правонарушений в ночное время суток.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания
Согласно пункту 1 части третьей статьи 5 Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Поскольку установлено, что административный ответчик подпадает под категорию лиц, в отношении которых законом предусмотрено установление административного надзора - имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд с учетом его личности, общественной опасности совершенного им преступления считает о необходимости установления административного надзора и административных ограничений сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В связи с чем, административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ясненский» об установлении административного надзора в отношении Полежаева В.А. является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разъяснить Полежаеву В.А., что на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, суд в течение срока административного надзора может досрочно прекратить административный надзор либо частично отменить установленные поднадзорному лицу административные ограничения. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ясненский» к Полежаеву Виктору Александровичу об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Полежаева Виктора Александровича, дд.мм.гг. года рождения административный надзор на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 03 августа 2021 года
Судья