Дело № 2-373/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2015 года город Нижняя Тура
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
судьи Мараковой Ю.С.
при секретаре Полозовой О.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Нижняя Тура в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «...», к администрации Нижнетуринского городского округа о признании действий (бездействия) незаконными и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Нижней Туры Свердловской области обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «... с требованиями признать незаконными действия по прекращению поставки коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения в г.Нижняя Тура и об обязании восстановить горячее водоснабжение для потребителей по трассе ...). В обосновании требований указав, что по многочисленным обращениям граждан прокуратурой города проведена проверка, которой установлено, что в многоквартирные дома г.нижней Туры, расположенные по адресу по <адрес>, имеющие точки подключения к сетям центрального горячего водоснабжения, а также МБДОУ детский сад «...», МДОУ детский сад «...» не обеспечена поставка коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения с <дата>. Основанием прекращения послужило проведение ремонтных работ на указной трассе. Полагает, что прекращение поставки ГВС более чем на 14 дней нарушает права потребителей. Кроме того, предъявил требования к администрации Нижнетуринского городского округа, просив признать их бездействие по организации ГВС незаконными и обязать организовать горячее водоснабжение. В обосновании требований указал, что в силу ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах городского округа тепло-водо-снабжения относится к вопросам местного значения. Отсутствие контроля за исполнением концессионного соглашения в части сроков проведения ремонтных работ, отсутствие согласования на прекращение поставки горячего водоснабжения на территории населенного пункта, способствовало нарушению прав потребителей – жителей города Нижней Туры.
В судебном заседании помощник прокурора Чечулина Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивала. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Пояснила, что действующие санитарные нормы и правила предусматривают возможность отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов не более чем на 14 суток, однако в нарушение законодательства ответчик не предоставлял коммунальные услуги по горячему водоснабжению в период, превышающий допустимый, что повлекло за собой нарушение прав неограниченного круга потребителей.
Поскольку на момент рассмотрения искового заявления, горячее водоснабжение восстановлено, от требований к ООО «...» об обязании восстановить ГВС и к администрации Нижнетуринского городского округа о понуждении организовать горячее водоснабжение, отказалась о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании представитель администрации Нижнетуринского городского округа по доверенности Аверьянов А.В. исковые требования признал, пояснил, что график отключения горячего водоснабжения с администрацией не согласовывался. Сроки производства ремонтных работ устанавливались ООО ...» без согласования с администрацией Нижнетуринского городского округа. Ремонтные работы на участке магистрали ... осуществлялась на основании Концессионного соглашения.
В судебном заседании представитель ООО «...» по доверенности Белая Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что предприятие требований законодательства не нарушало. Отключение ГВС произведено в связи с выполнением ремонтных работ на магистрали .... Данные ремонтные работы не относятся к профилактическим. Срок начала проведения работ определен администрацией Нижнетуринского городского округа по концессионному соглашению - это окончание отопительного периода. Срок окончания работ также определен в приложении к концессионному соглашению – ... года. Горячее водоснабжение отсутствовало в период с 01 июня по 13 августа.
В судебном заседании представитель ООО «...» по доверенности Кошель И.С. исковые требования не признал, указав, что ремонтные работы выполнялись по договору подрядной организацией. Сроки проведения ремонтных работ определялись исходя из нормативных документов. В иные, более короткие сроки, провести указанный объем ремонтных работ, не представилось бы возможным.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон. Согласно ст. 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40),
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в целях восстановления нарушенных жилищных прав.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила предусмотренные, статьями 539 - 547 ГК РФ распространяется на отношения, возникающие при снабжении населения горячей водой.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Правила).
В соответствии с подп. "в" п. 3 указанных Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются среди прочего предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно п. 4 Требований к качеству коммунальных услуг (приложение N 1 к Правилам) установлено, что допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимое отклонение таково, что допустимым является перерыв подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 части 1 статьи 6 Устава Нижнетуринского городского округа, к вопросам местного значения городского округа также относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях организации теплоснабжения на территории города Нижней Туры Администрацией Нижнетуринского городского округа с ООО «...» (далее ООО «...») <дата> заключено концессионное соглашения по условиям которого ООО «...» осуществляет деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии, горячей воды, обеспечению работоспособности тепловых сетей, предоставлению услуг по передаче и распределению тепловой энергии (по горячему водоснабжению в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09) потребителям, расположенным на территории Нижнетуринского городского округа с проведением мероприятий по реконструкции и модернизации объектов концессионного соглашения (п.1).
Согласно п. 24 Соглашения, Концессионер (ООО «...») модернизирует и (или реконструирует) объект соглашения, указанного в Приложении № 1 в сроки установленные Приложением. Согласно п. 24 Соглашения сроки начала производства работ определяются окончанием отопительного сезона (л.д.54-107).
В силу п. 80 Соглашения Концендент (администрация Нижнетуринского городского округа) осуществляет контроль за соблюдением Концессионером условий Соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности, указанной в п. 1 Соглашения, обязательств по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с целями, установленными Соглашением, сроков исполнения обязательств, ходом и качеством работ путем проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю.
Судом установлено, что свою обязанность по контролю за исполнением Концессионного Соглашения, в том числе за выполнением ремонтных работ, предоставлению услуг по передаче и распределению тепловой энергии (по горячему водоснабжению в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09) потребителям, расположенным на территории Нижнетуринского городского округа, администрация Нижнетуринского городского округа не исполняла, что не оспаривалось в судебном заседании представителем администрации.
Сроки проведения ремонтных работ, период отключения от горячего водоснабжения, администрацией Нижнетуринского городского округа не согласовывались. Так постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от <дата> № «Об итогах прохождения отопительного периода 2014-2015 г.г и о задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений Нижнетуринского городского округа к работе в осенне-зимний период 2015-2016г.г.» сроки по ремонту магистрали ... для ООО ..., не устанавливались (л.д.127-158).
Анализируя вышеизложенное, принимая признание иска ответчиком – представителем администрации Нижнетуринского городского округа, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. "в", "г", "д" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходя из необходимости соблюдения прав граждан на получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, судом установлено, что администрация Нижнетуринского городского округа действенных и достаточных мер по решению вопроса местного значения по обеспечению горячим водоснабжением населения муниципального образования не принимала. При этом объективных причин, препятствующих осуществить указанные действия, материалы дела не содержат, что в свою очередь говорит о противоправном бездействии ответчика, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование прокурора о признании незаконными действий ООО «<дата>» по прекращению поставки коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома города Нижняя Тура и социально значимые объекты, имеющие точки подключения к сетям центрального горячего водоснабжения по трассе ... в период с <дата> по <дата>, судом установлено следующее.
Ответчиком - представителями ООО «... не оспаривался тот факт, что услуга горячего водоснабжения по многоквартирным жилым домам и социально значимым объектам (МБДОУ детский сад «...», МДОУ детский сад «...»), имеющим, точки подключения к сетям центрального горячего водоснабжения по трассе ... не предоставлялась в период с 01 июня по 13 августа 2015 года по причине проведения работ по ремонту трассы ...) (л.д.170-203).
Как следует из объяснений представителя ответчика ООО «...» основанием для выполнения указанных работ является заключение экспертизы промышленной безопасности №... и постановление администрации Нижнетуринского городского округа от <дата> № «Об итогах прохождения отопительного периода 2014-2015 г.г. и о задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений Нижнетуринского городского округа к работе в осенне-зимний период 2015-2016г.г.
В период с 01 июня по 14 июня 2015 года отключение горячего водоснабжение произведено в том числе и по уведомлению филиала ...» в связи с проведением на Нижнетуринской ГРЭС технического диагностирования газопроводов ГРП (л.д.59).
Из дополнительного соглашения к Концессионному соглашению и Приложения к нему от 18.12.2014 года, срок ввода в эксплуатацию участка магистрального трубопровода ... от отпуска в землю по <адрес> до <адрес> установлен - 01.11.2015 года (л.д.164-169).
Доводы ответчика ООО «...» о том, что нарушений прав потребителей допущено не было в связи с тем, что ремонтные работы выполнялись в рамках заключенного концессионного соглашения и нарушения сроков ремонтных работ допущено не было, судом отклоняются, исходя из следующего.
В силу пункта 4.12 "ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг, в том числе по предоставлению горячей воды, должны обеспечивать:
- безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления;
- непрерывность потребления.
Оказание услуг по предоставлению потребителям, в том числе горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов:
- для проведения ремонтных и профилактических работ;
- в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (пункт 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000).
В соответствии с п. 3.1.11. СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно п. 4.2 СНиП 41-02-2003 не допускается ограничивать услугу ГВС потребителей первой категории, к которым относятся (больницы, родильные дома, детские сады, дома престарелых, объекты УВД). Однако на данные объекты поставка ГВС также была прекращена.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право энергоснабжающей организации допускать перерыв в подаче тепловой энергии на период плановых ремонтных работ на срок до 14 дней.
Из материалов дела следует, что во исполнение концессионного соглашения 18 мая 2015 года между ООО ...» и ООО ...» заключен договор подряда №, согласно которого подрядчик принял на себя обязательство осуществить поставку материалов и выполнить работы по замене участка магистрального трубопровода ... протяженностью ... от отпуска в землю по <адрес> до <адрес>.
Согласно условий договора, сроки поставки и выполнения работ определены с 19 мая 2015 года по 10 августа 2015 года. Сдача - приемка результата подрядных работ осуществляется ежемесячно в соответствии с графиком производства работ на основании форм ....
Как следует из объяснений представителя ООО «... сроки, этапы проведения работ устанавливались по соглашению сторон, при этом невозможность проведения работ в более короткие сроки суду не представлена, напротив, как следует из материалов дела, ООО «...» о начале остановки станции - Нижнетуринская ГРЭС для проведения технического диагностирования газопроводов ГРП, было уведомлено заблаговременно - 07.05.2015 года, что не отрицалось представителем ООО «... в судебном заседании. Вместе с тем, несмотря на заключенный договор от 18 мая 2015 года, ремонтные работы по вскрытию теплосети и дорожного полотна произведены после 19 июня 2015 года, вместо запланированного по договору от 18 мая - 19 мая 2015 года, что подтверждено графиком производства работ субподрядчика и разрешением на производство земляных работ, которое оформлено только 10.06.2015 года (л.д.57-58).
Нарушение сроков производства работ субподрядчиком не отрицалось и представителями ООО «...» в судебном заседании.
Кроме того, за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, постановлениями директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 20 августа 2015 года, ... ООО «...» и юридическое лицо – ООО «...» привлечены к административной ответственности по ст. ... КоАП РФ.
Поскольку ответчик не обосновал необходимость проведения ремонтных работ в более продолжительные сроки, чем установлено Правилами и постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09", не представил доказательств наличия иных оснований отсутствия горячего водоснабжения, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку период отключения горячего водоснабжения превышал установленные периоды проведения профилактических и ремонтных работ, ответчик - ООО «...» не предпринял все необходимые и исчерпывающие мер для соблюдения установленных сроков проведения ремонтных работ и не обосновал необходимость проведения ремонтных работ в течение более продолжительного срока. Каких-либо действенных мер, направленных на обеспечение бесперебойной подачи горячей воды в жилые помещения граждан, со стороны ООО «...», принято не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Нижней Туры, удовлетворить.
Признать действия ООО «...» по прекращению поставки коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома города Нижняя Тура и социально значимые объекты, имеющие точки подключения к сетям центрального горячего водоснабжения по трассе ... в период с <дата> по <дата>, незаконными.
Признать бездействие администрации Нижнетуриснкого городского округа по организации обеспечения горячим водоснабжением жителей многоквартирных жилых домов города Нижняя Тура и социально значимых объектов, имеющим, точки подключения к сетям центрального горячего водоснабжения по трассе ... в период с <дата> по <дата>, незаконными
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья: Маракова Ю.С.