Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 11 июня 2020 года
№ 2а-1550/2020
УИД 72RS0021-01-2019-001490-39
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Раковой О.С.,
при секретаре Бабикове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации Тюменского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, Тюменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тюменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тюменской области Колосницыной М.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, Тюменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области (далее по тексту Тюменский РОСП), судебному приставу-исполнителю Тюменского районного отдела судебных пристав Управления Федеральной службы России по Тюменской области Колосницыной М.И. (далее судебный пристав-исполнитель Тюменского РОСП) об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что решением Тюменского районного суда Тюменской области от 20.04.2017 по гражданскому делу № по коллективному административному исковому заявлению собственников земельных участков в Чикчинском муниципальном образовании Тюменского района Тюменской области в лице адвоката Карпова А.А. к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконными бездействия ответчиков, выраженных в отказе от осуществления дорожной деятельности, возложении обязанности осуществить дорожную деятельность и обеспечить истцов подъездными путями к участкам, требования иска удовлетворены частично. Бездействие администрации Тюменского муниципального района и администрации Чикчинского МО по исполнению обязанности в части осуществления дорожной деятельности и содержания автомобильных дорог в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области признаны незаконными, судом возложена обязанность по обеспечению строительства автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов, решение суда вступило в законную силу. Указывает, что в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление судебного пристава – исполнителя Тюменского РОСП Колосницыной М.И. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении строительства автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Отмечает, что с постановлением о взыскании исполнительского сбора административный истец не согласен. Ссылается на то, что в решении суда не установлен срок исполнения решения суда, а для осуществления строительства автомобильных дорог необходимо выполнить ряд обязательных процедур: подготовка проектной документации, государственная экспертиза проекта, подготовка площадки под строительство и осуществление строительства дорог, тротуаров и дорожного освещения. Кроме того, любые действия, реализация которых связана с расходованием бюджетных средств, осуществляются их распорядителями в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Обращает внимание, что проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Таким образом, совершение администрацией действий, связанных с осуществлением бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности возможно лишь в рамках разработанных и утвержденных муниципальных программ, с внесением расходных обязательств в проект бюджета, утверждаемый представительным органом муниципального образования. Также указывает, что во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией проведены следующие мероприятия. Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ро утверждена методика формирования рейтинга очерёдности разработки проектной документации и последующего строительства дорог. В соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-од принято решение в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить документацию по планировке территории (проект планировки территории-межевания территории) Тюменского муниципального района, для размещения объекта. Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ро утверждён перечень площадок для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территориях муниципальных образований Тюменского муниципального района на 2019 год. Решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении бюджета муниципального образования Тюменский муниципальный район на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Согласно распоряжению администрации «О направлении средств» от ДД.ММ.ГГГГ № ро департаменту градостроительства, имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства администрации для МКУ «Служба заказчика Тюменского района» направлено 6 093 673 рубля на разработку проектной документации на проведение изыскательских работ по объекту: «Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог». Административный истец также отмечает, что согласно плану мероприятий (дорожной карте) от ДД.ММ.ГГГГ проводятся мероприятия по подготовке аукционной документации на проведение работ по разработке проектной документации по строительству автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения на площадке ИЖС. Сведения о закупке размещены ДД.ММ.ГГГГ в единой информационной системе в сфере закупок. В соответствии с планом закупок сформирован план-график, который ДД.ММ.ГГГГ размещён в единой информационной системе. Также указывает, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет заключён муниципальный контракт, согласно которому будут выполняться работы по разработке проектной документации по строительству автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения на площадке в д. Якуши. Срок выполнения работ по муниципальному контракту до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, считает, что администрацией принимаются все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда, но в силу объективных причин исполнить требование судебного акта в короткие сроки не представляется возможным. Полагает, что данные обстоятельства относятся к числу обстоятельств, предусмотренных ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», с которыми законодатель связывает возможность освобождения от взыскания исполнительского сбора. Кроме того, утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава- исполнителя Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области, а ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области были направлены письма, согласно которым исполнить решение суда в короткий срок не имелось возможным, в связи с обстоятельствами, которые являются непреодолимыми для должника, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур. Ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Тюменского муниципального района поступило требование судебного пристава-исполнителя Тюменского РОСП Колосницыной М.И. № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому необходимо в 7-дневный срок со дня поступления указанного требования приступить к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области по делу №. Между тем, согласно представленным материалам администрация Тюменского муниципального района на момент указанного требования уже приступила к исполнению судебного акта, а ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в суд подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Таким образом, административный истец просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа в рамках исполнительного производства №, возбужденного на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому значится Гимаев Д.А.
Аналогичные требования были заявлены Администрацией Тюменского муниципального района в рамках административного дела № по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому является Кротенко С.В.; в рамках административного дела № по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому является Мясникова Ж.А.; в рамках административного дела № по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому является Бровина Н.В.; в рамках административного дела № по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому является Денисов А.И.; в рамках административного дела № по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому является Глебов С.Ю.; в рамках административного дела № по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому является Николаев Г.И.; в рамках административного дела № по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскателем по которому является Чичель Е.А.
Определением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, административные дела №, №, №, №, №, №, №, № по административному исковому заявлению администрации Тюменского муниципального района к Тюменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Тюменского РОСП Колосницыной М.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ввиду неделимого характера обязательства, неоднократное взыскание исполнительского сбора которого не отвечает требованию недопустимости повторного привлечения к публично-правовой ответственности, объединены в одно производство.
Объединенному делу присвоен №.
Представитель административного истца Бурлева А.А., действующая на основании доверенности от 04.06.2020, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации Чикчинского муниципального образования Бакирова А.М., действующая на основании доверенности от 14.01.2019, в судебном заседании согласилась с административным иском.
Заинтересованное лицо Денисов А.И. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился.
Заинтересованное лицо Николаев Г.И. в судебном заседании с административным иском не согласился.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Тюменского РОСП Колосницына М.И., представители административных ответчиков Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области, УФССП России по Тюменской области, заинтересованные лица Гимаев Д.А., Кротенко С.В.; Мясникова Ж.А.; Бровина Н.В.; Глебов С.Ю.; Чичель Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков.
Заслушав пояснения представителя административного истца, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд находит требования администрации Тюменского муниципального района подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе, государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тюменским районным судом Тюменской области по коллективному административному исковому заявлению собственников земельных участков в Чикчинском муниципальном образовании Тюменского района Тюменской области в лице адвоката Карпова А.А. к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области, администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о признании незаконными бездействия ответчиков, выраженных в отказе от осуществления дорожной деятельности, возложении обязанности осуществить дорожную деятельность и обеспечить истцов подъездными путями к участкам было вынесено решение, которым постановлено:
«Коллективное административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района по исполнению обязанностей в части осуществления дорожной деятельности и содержания автомобильных дорог в деревне Якуши Чикчинского МО Тюменского района Тюменской области.
Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов Гимаева Д.А., Бровиной Н.В., Денисова А.И., Чичель Е.А., Тоболкиной И.А., Матеховой А.Е., Николаева Г.И., Глебова С.Ю., Кесель Е.Е., Мясниковой Ж.А., Ильиной Т.С., Кротенко С.В., Падерина Н.В., Гусаловой А.В., Тарболина С.А., Мумлевой Т.И., расположенным на улицах <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать». Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из материалов дела, судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Пунктом 2 постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Взыскателем указан Гимаев Д.А. (т.1 л.д.13-14).
Из материалов дела усматривается, что судебным приставом-исполнителем Тюменского РОСП Колосницыной М.И. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено требование об исполнении судебного акта в семидневный срок (т.1 л.д.54).
Как установлено судом из материалов дела, администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП направлено сообщение о невозможности исполнить судебный акт в установленный срок (т.1 л.д.59-60).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Взыскателем указан Кротенко С.В. (т.2 л.д.13-14).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава – исполнителя Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области, ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области были направлены письма, согласно которым исполнить решение суда в короткий пятидневный срок не представляется возможным в связи с обстоятельствами, которые являются непреодолимыми для должника, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур (т.2 л.д.15-19).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области Колосницыной М.И. в адрес должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области направлено требование № о необходимости в 7-ми дневный срок со дня поступления настоящего требования приступить к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района в Тюменский районный суд Тюменской области подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №.
ДД.ММ.ГГГГ в Тюменский РОСП УФССП по Тюменской области на имя начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области Администрацией Тюменского муниципального района вручено сообщение о невозможности исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ в сроки, установленные в нем, поскольку в настоящее время исполнение требований исполнительного производства №-ИП не представляется возможным, поскольку для строительства дорог необходимо выполнить ряд обязательных, длительных процедур, доведена информация об обращении в Тюменский районный суд Тюменской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.59-61).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области в отношении должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей (т.2 л.д.7-8).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Взыскателем указана Мясникова Ж.А.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области направлено письмо, согласно которого исполнить решение суда не представляется возможным в связи с обстоятельствами, которые являются непреодолимыми для должника, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области Колосницыной М.И. в адрес должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области направлено требование № о необходимости в 7-ми дневный срок со дня поступления настоящего требования приступить к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района в Тюменский районный суд Тюменской области подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения ФИО2 районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №.
ДД.ММ.ГГГГ в Тюменский РОСП УФССП по Тюменской области на имя начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области Администрацией Тюменского муниципального района вручено сообщение о невозможности исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ в сроки, установленные в нем, поскольку в настоящее время исполнение требований исполнительного производства №-ИП не представляется возможным, поскольку для строительства дорог необходимо выполнить ряд обязательных, длительных процедур, доведена информация об обращении в Тюменский районный суд Тюменской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области в отношении должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Взыскателем указана Бровина Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава – исполнителя Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области, 19.07.2018 в адрес начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области направлены письма, согласно которых исполнить решение суда не представляется возможным в связи с обстоятельствами, которые являются непреодолимыми для должника, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области Колосницыной М.И. в адрес должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области направлено требование № о необходимости в 7-ми дневный срок со дня поступления настоящего требования приступить к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области по делу №а-1237/2017, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района в Тюменский районный суд Тюменской области подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-1237/2017.
ДД.ММ.ГГГГ в Тюменский РОСП УФССП по Тюменской области на имя начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области Администрацией Тюменского муниципального района вручено сообщение о невозможности исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ в сроки, установленные в нем, поскольку в настоящее время исполнение требований исполнительного производства №-ИП не представляется возможным, поскольку для строительства дорог необходимо выполнить ряд обязательных, длительных процедур, доведена информация об обращении в Тюменский районный суд Тюменской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области в отношении должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Пунктом 2 постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Взыскателем указан Денисов А.И.
Судебным приставом-исполнителем Тюменского РОСП Колосницыной М.И. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено требование об исполнении судебного акта в семидневный срок (т.5 л.д.53).
Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП направлено сообщение о невозможности исполнить судебный акт в установленный срок (т.5 л.д.58-59).
Судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Пунктом 2 постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Взыскателем указан Глебов С.Ю. (т.6 л.д.13).
Как видно из материалов дела, что судебным приставом-исполнителем Тюменского РОСП Колосницыной М.И. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено требование об исполнении судебного акта в семидневный срок (т.6 л.д.53).
Как установлено судом из материалов дела, администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП направлено сообщение о невозможности исполнить судебный акт в установленный срок (т.6 л.д.58-59).
Судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Пунктом 2 постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Взыскателем указан Николаев Г.И. (т.7 л.д.13).
Из материалов дела усматривается, что судебным приставом-исполнителем Тюменского РОСП Колосницыной М.И. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено требование об исполнении судебного акта в семидневный срок (т.7 л.д.57).
Как установлено судом из материалов дела, администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП направлено сообщение о невозможности исполнить судебный акт в установленный срок (т.7 л.д.62-63).
Как установлено судом, судебным приставом–исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей (т.7 л.д.7-8).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного документа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: Возложить обязанность на администрацию Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрацию Тюменского муниципального района обеспечить строительство автомобильных дорог, тротуаров и уличного освещения к земельным участкам административных истцов. Взыскателем указана Чичель Е.А.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава – исполнителя Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области, ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области направлены письма, согласно которых исполнить решение суда не представляется возможным в связи с обстоятельствами, которые являются непреодолимыми для должника, поскольку для осуществления строительства дорог, тротуаров и уличного освещения необходимо выполнить ряд обязательных и длительных процедур.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области Колосницыной М.И. в адрес должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области направлено требование № о необходимости в 7-ми дневный срок со дня поступления настоящего требования приступить к исполнению решения Тюменского районного суда Тюменской области по делу № вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Тюменского муниципального района в Тюменский районный суд Тюменской области подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №.
ДД.ММ.ГГГГ в Тюменский РОСП УФССП по Тюменской области на имя начальника Тюменского РОСП УФССП по Тюменской области Администрацией Тюменского муниципального района вручено сообщение о невозможности исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ в сроки, установленные в нем, поскольку в настоящее время исполнение требований исполнительного производства №-ИП не представляется возможным, поскольку для строительства дорог необходимо выполнить ряд обязательных, длительных процедур, доведена информация об обращении в Тюменский районный суд Тюменской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Тюменского РОСП УФССП России по Тюменской области в отношении должника Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора за неисполнение в добровольном порядке в установленные сроки требований исполнительного документа в размере 50 000 рублей.
В силу части 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, в силу части 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п. п. 74, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
По смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, при условии, что им принимались все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Распоряжением администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ро утверждена методика с формирования рейтинга очерёдности разработки проектной документации и последующего строительства дорог.
В соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-од принято решение в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить документацию по планировке территории (проект планировки территории-межевания территории) Тюменского муниципального района, для размещения объекта «Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог».
Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №ро утверждён перечень площадок для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территориях муниципальных образований Тюменского муниципального района на 2019 год.
Решением Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Думы Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении бюджета муниципального образования Тюменский муниципальный район на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Согласно распоряжению администрации «О направлении средств» от ДД.ММ.ГГГГ № ро департаменту градостроительства, имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства администрации для МКУ «Служба заказчика Тюменского района» направлено 6 093 673 рубля на разработку проектной документации на проведение изыскательских работ по объекту: «Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в д. Якуши Чикчинского муниципального образования Тюменского муниципального района. Строительство дорог».
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Служба заказчика Тюменского района» и ООО «АТ» заключен муниципальный контракт № предметом которого является подготовка документации по планировке территории, подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение государственной экспертизы по данным работам по д. Якуши Чикчинское муниципальное образование Тюменского муниципального района.
Определением Тюменского районного суда Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Тюменского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в настоящее время администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области принимаются меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа и решения Тюменского районного суда Тюменской области.
При таких обстоятельствах, учитывая длительное неисполнение судебного акта и ранее установленных судебным приставом-исполнителем требований, суд приходит к выводу, что предпринятые административным истцом меры для исполнения требований исполнительного документа не являются достаточными для освобождения от уплаты от исполнительского сбора и не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве оснований, установленных пунктом 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ и статьёй 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, оправдывающих то, что решение суда не исполнено по истечении двух лет с момента его вступления в законную силу, административным истцом также не представлено.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников из бюджетной системы. Администрация Тюменского муниципального района, как и прочие должники, обязана исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 ФЗ N 229, ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
При установленных судом обстоятельствах дела, оснований для освобождения административного истца от уплаты от исполнительского сбора, не имеется, однако суд считает возможным снизить исполнительский сбор.
Вместе с тем, в обязательстве, установленном, решением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ имеется множественность лиц как на стороне взыскателя (26 взыскателей), так и на стороне должника (администрация Чикчинского муниципального образования, администрация Тюменского муниципального района).
Положения части 3.1 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» не предусматривают обязанность каждого из солидарных должников в исполнительном производстве самостоятельно уплачивать исполнительский сбор в установленном данной статьей размере, то есть при солидарном обязательстве исполнительский сбор взыскивается однократно.
При таких обстоятельствах, с учетом неделимого характера обязательства, недопустимо неоднократное взыскание исполнительского сбора, следовательно, оснований для взыскания исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
На основании ч. 8 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решение суда о полном или частичном удовлетворении иска об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 218, 219, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Тюменского муниципального района удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора до 20 000 руб., взыскиваемого на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № судебного пристава-исполнителя Колосницыной М.И. по исполнительному производству№-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Освободить Администрацию Тюменского муниципального района от исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья О.С. Ракова
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года.