Решение по делу № 33-19921/2023 от 07.11.2023

УИД 61RS0023-01-2023-002586-88

Судья Кузнецова Ю.А. № 2-29212023 (1-я инст.)

№ 33-19921/2023 (2-я инст.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,

судей Владимирова Д.А., Власовой А.С.,

при секретаре Журба И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» об обязании совершить действия, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 15 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Корниловой Т.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Шахты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты об обязании совершить действия, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты отсутствует наружное уличное освещение. В целях устранения выявленных нарушений в адрес ответчика 24.01.2023 главе администрации г. Шахты внесено представление, которое ответчиком не исполнено. Наличие вышеуказанных недостатков в состоянии проезжей части непосредственным образом снижает уровень безопасности дорожного движения и угрожает жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просил суд обязать Администрацию г. Шахты в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на оборудование наружным уличным освещением участок дороги общего пользования по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты, обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 9 месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать наружным уличным освещением участок дороги общего пользования по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 15.08.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, представителем Администрации г. Шахты подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

Апеллянт указывает, что администрация собственных средств не имеет, исполняет обязанности за счет средств местного бюджета на основании составленного Департаментом финансов проекта, который вносится на рассмотрение городской Думой, которой и утверждается бюджет города до начала очередного финансового года. Исполнение бюджета осуществляется исключительно в рамках лимитов, установленных бюджетной росписью. Обязание администрации по выполнению определенных действий направлено на вмешательство в бюджетный процесс, в связи с чем решение суда может быть исполнено только при нецелевом использовании бюджетных средств.

В заседание судебной коллегии ответчики не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно; не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Беллуян Г.А., просившего оставить решение суда без изменения, пришла к следующим выводам.

Принимая обжалуемое решение, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на Администрацию г. Шахты обязанность выделить денежные средства на оборудование наружным уличным освещением участок дороги общего пользования, поскольку администрация г. Шахты является главным распорядителем средств местного бюджета и в её компетенцию входит выделение средств на обустройство уличного освещения, а также на МКУ «Департамент городского хозяйства» обязанность оборудовать наружным уличным освещением участок дороги общего пользования по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты.

На основании ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих правилах организации местного самоуправления в РФ" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) и ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям орган местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся пешеходные тротуары, дорожные знаки и освещение.

Согласно ст. 17 данного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.

Основные требования к содержанию дорог установлены ГОСТом Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе строительство, ремонт и содержание дорог, строительство тротуаров и т.д., находятся в компетенции органов исполнительной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Таким образом, в силу действующего законодательства, на органы местного самоуправления возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что в нарушение требований п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты, отсутствует уличное освещение.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города 24.01.2023 главе администрации города Шахты внесено представление, которое отклонено, о чем Главой администрации г. Шахты сообщено письменно 21.02.2023, при том, что факт отсутствия освещения на указанных улицах признан.

До настоящего времени указанные нарушения не устранены, наружное уличное освещение по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты не организовано, что снижает уровень безопасности дорожного движения и угрожает жизни и здоровью граждан.

В силу Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты выполняет функции организации освещения улиц, работ светофорных объектов на территории муниципального образования «город Шахты» (п. 5.1.65.).

Учреждение финансируется учредителем - администрацией г. Шахты в пределах средств, утвержденных в бюджете муниципального образования "Город Шахты" на очередной финансовый год.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно возложил на МКУ «Департамент городского хозяйства» обязанность оборудовать наружным уличным освещением участок дороги общего пользования по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты.

Вместе с тем, с выводами суда в части обязания администрацию г. Шахты выделить денежные средства на организацию уличного освещения судебная коллегия согласиться не может.

В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.

Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.

При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Устава муниципального образования "Город Шахты" - городского округа Ростовской области, утв. Решением Шахтинской городской Думы N 106 от 08.11.2005 (далее - Устав) Проект решения городской Думы о местном бюджете вносится на рассмотрение городской Думы главой Администрации города Шахты в сроки, установленные решением городской Думы, принимаемым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одновременно с проектом решения городской Думы о местном бюджете в городскую Думу предоставляются документы и материалы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 65 Устава Порядок рассмотрения и утверждения решения о местном бюджете устанавливается городской Думой. Данный порядок должен предусматривать вступление в силу решения городской Думы о местном бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения города Шахты относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательства и уставных положений ответчика, администрация г.Шахты является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета, с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию дорог в г. Шахты. При этом, главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления (Городская Дума), в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета.

При этом понуждение администрации г. Шахты к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на Администрацию г. Шахты обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на организацию освещения является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 №72-КГ22-5-К8.

Поскольку в данном случае необходимо определить суммы затрат для исполнения решения суда, составление сметы и утверждение городской думой местного бюджета, выполнение иных организационных вопросов, требования об обязании администрацию г. Шахты в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на оборудование наружным уличным освещением участка дороги удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения исковых требований об обязании администрацию г. Шахты выделить денежные средства подлежит отмене с вынесением нового решения - об отказе в иске в указанной части.

Поскольку в апелляционной жалобе администрации г. Шахты не содержится доводов в части удовлетворенных требований предъявленных к МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, то применительно к положениям ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда в данной части не являлось предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 15 августа 2023 года отменить в части обязании Администрации г. Шахты в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на оборудование наружным уличным освещением участок дороги общего пользования по ул. Шапкина от пер. Молодости до ул. Энергетики в г. Шахты.

    В удовлетворении иска прокурора г. Шахты в указанной части – отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.12.2023

33-19921/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор г.Шахты Ростовской области
Ответчики
Администрация г.Шахты Ростовской области
МКУ Департамент городского хозяйства
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Корнилова Татьяна Германовна
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Передано в экспедицию
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее