Решение по делу № 2-109/2018 от 20.02.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Барда Пермского края                      16 марта 2018 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Камакаева А.А.,

при секретаре судебного заседания Муксиновой А.Р.,

с участием помощника прокурора Бардымского района Ашировой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Суримову А.Ф. о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц с требованиями возложить на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Суримова А.Ф., проживающего по адресу: <адрес>, ОГРНИП , ИНН , обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать захламление отходами земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на территории бывшего зерносклада колхоза «<данные изъяты>», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю отчет о деятельности данного субъекта предпринимательства за период 2017 года для определения его как лица - плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду, в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Бардымского района во исполнение поручения прокурора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об активизации работы по надзору за исполнением законодательства в лесопромышленном комплексе» проведена проверка деятельности главы крестьянского (фермерского) хозяйства Суримова А.Ф., который поставлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом экономической деятельности ответчика является производство пиломатериалов.

В ходе проверки установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Суримов А.Ф. осуществляет деятельность по распиловке и обработке древесины на пилораме, расположенной по адресу: <адрес>, на территории бывшего зерносклада колхоза «<данные изъяты>», в процессе которого образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева – опил, горбыль.

В нарушение ст.ст. 3, 11, 16, 39, 51 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 11, 19, 23 Закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», ст.ст. 21, 22, 39 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.4., 3.7. Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03), ответчик осуществляет складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения площадке, насыпью (навалом), не обеспечил защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, не обустроил площадку хранения отходов, отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями, не рассчитывает и не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду, не разработал и субъектам официального статистического учета не предоставил технические отчеты об обращении с отходами.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Бардымского района главе крестьянского (фермерского) хозяйства Суримову А.Ф. вносилось представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства, об охране атмосферного воздуха, однако нарушения им не устранены.

Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Показала, что в тесте искового заявления допущена опечатка в части указания нарушения законодательства со стороны ООО «<данные изъяты>». Необходимо читать, что нарушения законодательства допущены главой КФХ Суримовым А.Ф.

Ответчик Суримов А.Ф. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представители третьих лиц: Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела не просили. Представитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указала, что исковые требования прокурора Бардымского района поддерживает. Причины их неявки в судебное заседание представителя Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края суду неизвестны.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц.

Выслушав помощника прокурора Бардымского района, исследовав и изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статьи 9, 42, 58 Конституции РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков и иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ).

Основными принципами охраны окружающей среды, предусмотренными ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В пункте 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что запрещается сброс отходов производства в недра и на почву.

В силу статей 4.1., 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности (ст. 4.1.). Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (п. 2 ст. 11).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, опилки и стружка натуральной чистой древесины (код 30523000000), горбыль из натуральной чистой древесины (код 30522001215) имеют 5 класс опасности. Данный вид деятельности относится к 3 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 19 вышеуказанного Закона РФ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, представлять отчетность.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В силу п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона РФ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 августа 2017 года № 529 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росприроднадзором, и введена в действие с отчета за 2017 год.

В соответствии со п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 3.4. Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. Согласно пункту 3.7 данных требований, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании из исследованных материалов дела установлено, что 15.02.2018 проведена прокурорская проверка деятельности главы крестьянского (фермерского) хозяйства Суримов А.Ф., который занимается распиловкой и обработкой древесины на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на территории бывшего зерносклада колхоза «<данные изъяты>». В процессе деятельности ответчика образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева – опил, горбыль. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Суримов А.Ф. осуществляет складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения площадке, насыпью (навалом), не обеспечивает защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, не обустроил площадку хранения отходов - отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями, не рассчитывает и не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду, не разработал и субъектам официального статистического учета не предоставил технические отчеты об обращении с отходами.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки исполнения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением Суримова А.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, который пояснил, что у него в собственности имеется пилорама, расположенная по вышеуказанному адресу, где он обрабатывает древесину в целях предпринимательской деятельности, отходы производства (опилки натуральной чистой древесины) складируются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, также платежи за негативное воздействие на окружающую среду не оплачивает, сведения не предоставляет (л.д. 7-23).

Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме. Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.

Каких-либо доводов, доказательств в опровержение сведений, содержащихся в исковом заявлении, ответчиком суду не представлено.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 333.19. Налогового кодекса РФ при подаче данного искового заявления подлежала уплате госпошлина в размере 300 рублей. В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты госпошлины освобождены.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей в доход бюджета Бардымского муниципального района Пермского края.

В соответствии с ч. 2 ст.195, ч. 3. ст. 196 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Бардымского района Пермского края удовлетворить.

Возложить на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Суримову А.Ф., проживающему по адресу: <адрес>, ОГРНИП , ИНН , обязанности:

1. в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать захламление отходами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на территории бывшего зерносклада колхоза «<данные изъяты>»;

2. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю отчет о деятельности субъекта предпринимательства за период 2017 год для определения как лица - плательщика денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду.

3. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами.

Взыскать с Суримова А.Ф. в бюджет Бардымского муниципального района Пермского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть в течение месяца обжаловано в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд в апелляционном порядке.

Судья Бардымского

районного суда                              А.А. Камакаев

2-109/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Б.р.
Ответчики
Глава крестьянского(фермерского) хозяйства Суримов Адис Фанисович
Другие
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Управление Росприроднадзора по Пермскому краю
Суд
Бардымский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
barda.perm.sudrf.ru
20.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2018Передача материалов судье
21.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее