Дело № 2-103/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 января 2018 г. г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Вихаревой Е.Г.,
с участием представителя истца Ившиной А.Д. – Хилязова Р.З., действующего по доверенности от 13.12.2017г., выданной на срок пять лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ившиной А. Д. к ответчикам Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Глазов» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из специализированного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
установил:
Ившина А.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Глазов» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из специализированного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Свои требования мотивировала тем, что она, Ившина А.Д. ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Её мать погибла в ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав по решению Ярского районного суда Удмуртской республики от 18 августа 1999 года.
На основании путевки МСЗН УР с 1999 г. по 2012 г. Ившина А.Д. проживала в АСУ СО «Глазовский детский дом № 3». Согласно справке Министерства образования и науки УР от 24.06.2013 г., истец состоит в списке детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями по г. Глазову с 24.06.2013 г., 36 в очереди по г.Глазову по состоянию на 16.03.2017 г.
В настоящее время истец проживает у знакомых по адресу <адрес>, своего жилья не имеет. В паспорте Ившиной А.Д. указана регистрация по месту жительства: <адрес>, однако указанного дома фактически нет, сгорел при пожаре. Кроме того, у истца, 18.06.2017г. родилась дочь.
Не выполнение ответчиками обязательств, предусмотренных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части предоставления благоустроенного жилого помещения нарушает у истца и её несовершеннолетней дочери жилищные, трудовые и иные права в связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Истец просит обязать Администрацию МО «Город Глазов» предоставить ей по договору социального найма специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещение не менее 18 кв.м. в срок до 01.01.2018 г., учитывая, также, наличие у истца несовершеннолетней дочери.
Истец уточнил предмет иска, просит обязать ответчиков предоставить ей по договору социального найма специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв. м. в срок до 01.03.2018г
В судебное заседание истец Ившина А.Д. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал, уточнил предмет иска, просит обязать ответчиков предоставить Ившиной А.Д. благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории города Глазова Удмуртской Республики., а также обязать Администрацию г. Глазова заключить с Ившиной А.Д. договор найма специализированного жилого помещения в срок до 01.03.2018 г.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства образования и науки Удмуртской Республики не явился, просят дело рассмотреть в его отсутствие. Направили в суд письменные возражения по иску, согласно которым исковые требования Ившиной А.Д. не признали. В обоснование возражений указали на следующее.
В целях реализации Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Данным законом установлено, что указанной категории граждан предоставляются жилые помещения из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В настоящее время органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, на которое возложена обязанность по формированию республиканского списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Согласно уведомлению от 24 июня 2013 года № 51 Ившина А.Д. включена Министерством в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее, уполномоченным органом будет принято последующее решение о предоставлении Ившиной А.Д. жилого помещения. Ответчик также обратил внимание на то, что статьей 7 Закона УР № 8-РЗ, регулирующей предоставление жилого помещения детям-сиротам, а также указанным законом в целом, не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. В настоящее время происходит формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот. Принятие судом решения о предоставлении истцу жилого помещения без учёта требований законодательства о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа согласно формируемому уполномоченным органом Списку, повлечет нарушение прав и свобод других лиц. Кроме того, указали, что требование истца о предоставлении ей жилого помещения в установленный ею срок невозможно выполнить в силу необходимости соблюдения Министерством требований ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Требование Ившиной А.Д. учитывать наличие у неё ребенка не предусмотрено законом, т.к. льгота по предоставлению жилья ребенку сироте имеет адресный характер и распространяется только на ребенка-сироту, в данном случае на истца.
В судебное заседание представитель Администрации г. Глазова не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела. Отзыв на исковое заявление не направили.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, письменные возражения ответчика, изучив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Согласно п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно ст.26.1 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 пункта статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзацев 2 и 3 п.1 ст.8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации (в ред. Закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в законную силу 01.01.2013 года, внесены измерения.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся бет попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в Законе Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанными нормативными актами предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования.
В подтверждении своего статуса, истцом представлены доказательства, признанны судом относимыми и допустимыми в соответствии со ст. 59, 60 ГПК РФ.
Так, согласно свидетельству о рождении, Ившина А. Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Удмуртской Республики, ее родителями являлись: отец – Ившин Д. А., мать – Марьина О. Г..
Согласно свидетельству о смерти №, выданному Ярский р\о ЗАГСа Удмуртской Республики 07.08.1998 г., Марьина О. Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
По решению Ярского районного суда Удмуртской Республики от 18 августа 1999 года Ившин Д. А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Ившиной А. Д. ДД.ММ.ГГГГ
Уведомлением от 24 июня 2013 года № 58 подтверждено о включении Министерством образования и науки Удмуртской Республики Ившиной А.Д. в республиканский список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. В настоящее время истец в Списке по УР-34, а по городу Глазову -16.
Таким образом, судом установлено, что Ившина А.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Факт отнесения истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривался.
Поскольку истица достигла возраста 18 лет, ее право на предоставление жилого помещения не оспорено и не реализовано, установленный законом порядок реализации права на обеспечение жильем истцом был соблюден, суд приходит к выводу о необходимости предоставления ей жилого помещения.
Проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд усматривает необходимым обязанность по обеспечению истицы жильем возложить на Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу ст. 1 Закона Удмуртской Республики № 8-РЗ является органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
По требованию истца по размеру жилья, подлежащего предоставлению, согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, учетная норма для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения детей-сирот (приравненных лиц) может быть установлена в законе субъекта РФ.
Суд находит обоснованным требования истца о предоставлении ей жилого помещения, определяя размер жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м., согласно установленной в Удмуртской Республике учетной норме предоставления жилья детям-сиротам.
Отсутствие сформированного специализированного жилищного фонда не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Федеральный законодатель не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. В жилищном законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Доводы ответчика о том, что предоставление жилого помещения истцу без учета его очереди в списке, повлечет нарушение прав других лиц, имеющих право на предоставление жилья в соответствии со списком, являются несостоятельными.
Учитывая вышеизложенное, оценивая в совокупности все исследованные доказательства, суд находит, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики обязано предоставить истцу во внеочередном порядке по договору найма благоустроенное применительно к условиям г.Глазова специализированное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории г.Глазова.
В требовании истец просит предоставить ей жилое помещение с учётом наличия у нее малолетнего ребенка, суд в данном требовании истцу отказывает, поскольку вышеуказанным Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ, Законом Удмуртской Республики от 14.03.2013г. №8-РЗ льгота по предоставлению жилья ребенку-сироте имеет адресный характер и распространяется только на ребенка-сироту.
Обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть исполнена, т.к. не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось представить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.
Истец также просит возложить обязанность на Администрацию МО «Город Глазов» предоставить истцу по договору социального найма специализированного жилого помещения в срок до 01.03.2018г.
В соответствии с ч.6 ст.7 Закона УР от 14.03.2013г. №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным ст.2 настоящего закона, которому предоставлено жилое помещение (далее наниматель), не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения и направляется в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня заключения.
В силу п.2 ст.9, 10,11 закона УР от 14.03.2013г. №8-РЗ, орган местного самоуправления Администрации МО «город Глазов» наделен отдельными государственными полномочиями, в том числе по заключению с лицами, указанными в ст.2 данного Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом.
Администрация города Глазова от исполнения возложенных на нее государственных полномочий не уклонялась. На момент обращения истца в суд жилое помещение истцу уполномоченным органом Министерством образования и науки УР не предоставлено и не вынесено решение о предоставлении определенного жилого помещения, вследствие чего оснований и условий для заключения договора найма специализированного жилого помещения между Администрацией города Глазова и истцом не имеется. На момент обращения истца в суд у Администрации г. Глазова не возникла обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения, и исполнить отдельные государственные полномочия в этой части Администрация г. Глазова не может. Самостоятельную обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного фонда детям – сиротам и приравненной к ним категориям детей Администрация города Глазова не несет.
Согласно ст.3 ГПК РФ целью обращения в суд является защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Ответчиком Администрацией МО «Город Глазов» права истца на момент обращения в суд не нарушались и не нарушены, спора между истцом и Администрацией МО « Город Глазов» не имеется, в связи с чем, у истца отсутствовали основания для предъявления иска к Администрации МО « Город Глазов». При указанных обстоятельствах, требования истца к ответчику Администрации МО «Город Глазов» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ 36 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.03.2018░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.01.2018░.