Дело № 2-1121/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Рязановой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
30 января 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Колесниченко Е,В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов обучения и работы,
установил:
Колесниченко Е.В. обратилась в суд к ГУ УПФР в г.Сыктывкаре с иском об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов обучения и работы, указывая, что обращалась к ответчику за досрочным назначением пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. При этом в специальный стаж не засчитаны, в т.ч. периоды работы обучения в Сыктывкарском педагогическом училище № 2 с ** ** ** и периоды работы в должности ** ** ** ГБУ РК «** ** **» с ** ** **. Не согласившись с данным решением, обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании заявленные требования истцом дополнены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Также просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в должности ... ГБУ РК «... с ** ** **. На удовлетворении заявленных требований с учетом дополнений настаивает.
Представитель истца позицию своего доверителя поддерживает по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
С ** ** ** и по настоящее время Колесниченко Е.В. осуществляет педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях для детей, что подтверждается письменными материалами дела, в т.ч. трудовой книжкой истца.
** ** ** истец обратилась в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК № ... от ** ** ** в установлении пенсии истцу отказано в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности. При этом, в специальный стаж не засчитаны периоды, оспариваемые Колесниченко.
Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в т.ч.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из объяснений истца, ответчик необоснованно исключил из стажа ее работы в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности ... ГБУ РК «...» с ** ** **, поскольку с ** ** ** она работала в ГБУ РК «...», впоследующем переименованным в ГБУ РК ...». Характер и объем выполняемой ею работы остался прежним, поэтому, по мнению истца, изменение наименования учреждения, не должно нарушать ее право на назначение досрочной страховой пенсии.
Кроме того, без учета требований ранее действовавшего законодательства, ответчиком необоснованно исключен из стажа ее педагогической деятельности период обучения в Сыктывкарском педагогическом училище № 2 с ** ** **
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд исходит из следующего.
Из представленной суду копии диплома ..., выданного ** ** ** следует, что в период с ** ** ** истец обучалась в Сыктывкарском городском педагогическом училище № 2 по специальности «...».
Таким образом, в спорный период учебы истца действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", в силу статьи 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Пункт 2 указанного Положения предусматривал, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из копии трудовой книжки истца усматривается, что Колесниченко Е.В. впервые принята на работу ** ** ** ... в детский сад № .... До указанного периода трудового стажа не имела.
В то же время, из представленных суду справок, приказов о приеме и увольнении следует, что в периоды: с ** ** ** истец работала в детском саду № 2 в должности ...; с ** ** ** – в детском саду – яслях № ...
Указанные периоды работы включены пенсионным органом в стаж работы истца в связи с педагогической деятельностью в добровольном порядке, что подтверждается письменными материалами дела и не оспаривается представителем ответчика.
В этой связи, поскольку после указанного периода (с ** ** **) истец продолжила обучение в педагогическом училище, по окончании которого также осуществляла педагогическую деятельность; исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд считает необходимым включить в специальный стаж периоды учебы Колесниченко Е.В. в Сыктывкарском городском педагогическом училище № 2 с ** ** **. Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование пенсионного законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.
Подлежащими удовлетворению суд находит и заявленные истцом требования об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в должности воспитателя ГБУ РК «...» с ** ** ** по нижеприведенным основаниям.
Согласно п. 1.13. Списка, утв. Постановлением Правительства РФ № 781, право на досрочное назначение трудовой пении по старости имеют лица, осуществляющие общеобразовательную деятельность в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей.
Как следует из материалов дела, начиная с ** ** **, Колесниченко Е.В. работала в должности ... ГБУ РК «...
В соответствии с постановлением Правительства РК от 29.03.2012 № 107, государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" переименовано в государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат"
Как следует из объяснений истца, несмотря на переименование учреждения её должностные обязанности не изменялись, последняя продолжала работать воспитателем в группе с несовершеннолетними детьми.
Отсюда, проверяя доводы истца, суд исходит из следующего.
Согласно Устава ГБУ РК ...», учреждение осуществляло такие виды деятельности, как: прием и размещение детей-инвалидов с учетом состояния их здоровья, активное содействие их социально-психологической адаптации к новой обстановке и коллективу; организация и оказание детям – инвалидам медицинской помощи; организация обучения детей – инвалидов в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и рекомендациями медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.
Из должностной инструкции воспитателя ГБУ РК ...», утв. директором ** ** **, следует, что к должностным обязанностям Колесниченко Е.В. относилось: организация жизнедеятельности воспитанников, осуществление их воспитания и обучения; использование разнообразных приемов, методов и средств воспитания и обучения, опираясь на современные достижения педагогики и психологии; проведение с воспитанниками коррекционно-развивающей работы на основе изучения их индивидуальных особенностей, рекомендаций логопеда, психолога и других специалистов интерната и т.д.
Аналогичные должностные обязанности предусмотрены в должностной инструкции ... ГБУ РК «...», утв. директором 11.01.2009.
Из Устава ГБУ РК «...» следует, что учреждение осуществляет, в т.ч. следующие виды деятельности: предоставление гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, социальных услуг в соответствии с законодательством РФ; оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного образования с момента получения лицензии.
В соответствии с п. 6.1 Устава, в состав учреждения входят, в т.ч. отделение медико-социальной реабилитации № 1 для ..., отделение милосердия № 1 для ....
Из представленной суду справки № ... от ** ** ** следует, что в оспариваемый периоды времени истец работала ... группы № ... отделения медико-социальной реабилитации ...
Приказами ГБУ РК «...» № ... от ** ** ** и № ... от ** ** ** установлено, что в группу № ..., ... которой являлась Колесниченко, в ** ** ** было зачислено ...
Должностной инструкцией воспитателя ГБУ РК ...», утв. директором учреждения 27.04.2012, установлено, что ... оказывает ..., в т.ч. социально-педагогические услуги в соответствии с планом, составленным на календарный год; использует разнообразные приемы, методы и средства социализации ..., опираясь на современные достижения педагогики и психологии; планирует и проводит с ..., реабилитационную работу на основе изучения их индивидуальных особенностей, рекомендаций врача, психолога и других специалистов учреждения и т.д.
Из представленных суду справок следует также, что в ** ** ** Колесниченко Е.В. неоднократно обращалась к ... учреждения по вопросам воспитания, обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Согласно справки, выданной ГБУ РК ...» ** ** ** № ..., в ** ** ** Колесниченко Е.В. являлась активным участником реализации республиканской программы «...» при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Воспитанники группы, в которой осуществляла свою деятельность ... Колесниченко Е.В., являлись целевой группой данной программы.
Суду также предоставлен аттестационный лист и выписка из приказа Министерства образования РК от ** ** ** № ... о присвоении Колесниченко Е.В., ... ГБУ «... первой квалификационной категории, как педагогическому работнику.
Таким образом, при анализе вышеперечисленных доказательств, суд приходит к тому, что, несмотря на переименование учреждения, в котором работала истец в спорный период, обязанности Колесниченко Е.В., как ..., не изменились, оставался прежним и контингент обучающихся.
Согласно пункта 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В этой связи, по мнению суда, несмотря на переименование учреждения, истец, как воспитатель группы № ... отделения медико-социальной реабилитации № 1 для ... ГБУ РК ...», осуществляла те же цели, задачи и функции, что и ... ГБУ РК «...», наименование которой предусмотрено Списком…, и период работы которой включен ответчиком с стаж работы истца в связи с педагогической деятельностью в добровольном порядке.
Между тем, действующая система пенсионного обеспечения установления для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, основанная на нормативных правовых актах, в том числе Списках…, в их взаимосвязи и совокупности, направлена на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Отсюда следует, что позиция ответчика при отказе во включении оспариваемых периодов в стаж работы истца с педагогической деятельностью, противоречит принципам правовой определенности и равенства сторон. Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.
При изложенном, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Колесниченко Е,В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов обучения и работы – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре включить в стаж работы Колесниченко Е,В. в связи с педагогической деятельностью, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды обучения в Сыктывкарском педагогическом училище № 2 с ** ** ** и периоды работы в должности ... ГБУ РК «...» с ** ** **
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: