Решение от 28.01.2022 по делу № 2-385/2022 (2-10022/2021;) от 15.10.2021

УИД 03RS0003-01-2021-012418-36

Дело № 2-385/2022 (2-10022/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Уфа                              28 января 2022 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,

с участием истца Щаниной Г.Г.,

представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Абезгильдина К.А.,

представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника № 5 г. Уфа – Маханова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щаниной Гузель Геннадьевны в интересах несовершеннолетнего ребенка Щаниной Екатерины Эдуардовны к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника № 5 г. Уфа, Государственному унитарному предприятию «Башфармация» Республики Башкортостан об обеспечении ребенка-инвалида медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, возмещении материального и морального вреда,

установил:

Щанина Г.Г. в интересах несовершеннолетнего ребенка Щаниной Е.Э. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника № 5 г. Уфа, Государственному унитарному предприятию «Башфармация» Республики Башкортостан об обеспечении ребенка-инвалида медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, возмещении материального и морального вреда.

В обоснование иска указано, что Щаниной Е.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен диагноз сахарный диабет 1 типа инсулинозависимый, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфы. Заключением главного внештатного специалиста детского эндокринолога Минздрава РБ от 29.04.2021г., в связи с наличием медицинских жизненных показаний ребенку было назначено лечение по коду вида ВМП «Лечение сахарного диабета у детей с использованием систем непрерывного введения инсулина с гибридной обратной связью». Ребенку была установлена помпа Medtronic MiniMed 640G. Заключением врачебной комиссии от 09.07.2021г. Щаниной Е.Э. назначены медицинские изделия: сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями из расчета 5 штук в месяц (60 штук в год), тест-полоски Контур плюс к глюкометру Контур Плюс Линк 2.4 из расчета 9 тест-полосок в сутки (65 упаковок в год).

С июля 2021 года Щанина Е.Э. медицинскими изделиями не обеспечена. Выписанный рецепт № на сенсоры Enlite с 23.07.2021 года находился на отсроченном обеспечении, с 24.08.2021 года снят с отсроченного обслуживания. Затем 05.10.2021 года вновь выдан рецепт на сенсоры МИ02-<адрес>96, рецепт находится на отсроченном обеспечении, ребенок медицинскими изделиями не обеспечен.

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит суд обязать Министерство здравоохранения РБ бесплатно обеспечивать Щанину Е.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изделиями медицинского назначения и лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности: ежемесячно тест-полосками Контур Плюс в количестве 9 штук в сутки (65 упаковок в год); ежемесячно сенсорами для мониторирования глюкозы Enlite из расчета 5 штук в месяц (60 штук в год), устройством для установки сенсора One-Press Serter (ММТ-7512) в количестве 1 штука на весь период работы инсулиновой помпы; таблетками мильгамма из расчета 1 таблетка 1 раз в день на срок 1 месяц; ежегодно одним трансмиттером Gardin 2 Link (ММТ-7731) начиная с мая 2022 года; ежегодно водонепроницаемым тестером (ММТ-7726) начиная с мая 2022 года; спиртовыми салфетками в количестве 30 штук в месяц; обязать ГБУЗ Республики Башкортостан Детская поликлиника г.Уфы оформлять Щаниной Е.Э. на регулярной основе рецепты на указанные медицинские изделия и лекарственные препараты до отмены терапии инсулиновой помпой; обязать ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан выдать по рецепту серии МИ 02-<адрес>96 от 05.10.2021г. сенсоры Enlite в количестве двух упаковок, по рецепту серии 02-<адрес>75 от 12.07.2021г. таблетки Perindopril (перинева) табл. 4 мг ; взыскать в пользу Щаниной Г.Г. и Щаниной Е.Э. моральный вред с Министерства здравоохранения РБ в размере 25 000 руб., с ГБУЗ Республики Башкортостан Детская поликлиника №5 г.Уфы моральный вред в размере 25 000 руб., с ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан моральный вред в размере 25 000 руб.; взыскать с ответчиков понесенные расходы на приобретение сенсоров Enlite в размере 33 000 рублей.

Определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28.01.2022 года в связи с отказом истца от исковых требований прекращено производство по делу в части требований о возложении на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанности обеспечивать Щанину Е.Э. медицинским изделием трансмиттером Gardin 2 Link (ММТ-7731) начиная с мая 2022 года и водонепроницаемым тестером (ММТ-7726) начиная с мая 2022 года.

В судебном заседании истец Щанина Г.Г. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что неоднократно обращалась с заявлениями об обеспечнии медицинскими изделиями, однако ответами на обращения в обеспечении медицинскими изделиями было отказано.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Абезгильдин К.А., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, в удовлетворении уточненных исковых требований просил отказать, согласно доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

Представитель ответчика ГБУЗ РБ Детская поликлиника №5 г.Уфы Маханов Р.А., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, в иске просил отказать, возражения представил в письменном виде.

Представители ответчика ГУП «Башфармация» РБ, третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика ГУП «Башфармация» РБ, представителей третьих лиц - Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Щанина Е.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения страдает заболеванием сахарный диабет 1 типа инсулинозависимый, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2016 , инвалидность установлена до 2027 года.

Согласно заключению главного внештатного специалиста детского эндокринолога Министерства здравоохранения РБ от 29.04.2021г., в связи с высокой вариабельностью гликемии, частыми приступами гипогликемии в анамнезе, наличие феномена «утренней зари» Щаниной Е.Э. показано использование непрерывного мониторинга гликемии и перервод ребенка на инсулиновую помпу.

20.05.2021 года в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи в эндокринологическом отделении ФГБУ «ФНКЦ детей и подростков ФМБА России» Щанина Е.Э. переведена на помповую инсулинотерапию, ей установлена помпа Medtronic MiniMed 640G (MMT – 1751) с технологией SmartGuard № NG2458930H, трансмиттер Guardin 2 Link № KT1540928U.

Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ Детская Поликлиника № 5 г. Уфа от 09.07.2021г. Щаниной Е.Э. рекомендованы сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями из расчета 5 штук в месяц (60 штук в год), тест-полоски Контур Плюс к глюкометру Контур Плюс Линк 2.4 из расчета 9 тест-полосок в сутки, 5,4 упаковки в месяц, 66 упаковок в год.

В соответствии с рекомендациями ФГБУ «ФНКЦ детей и подростков ФМБА России» и решением Врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа № 4096 от 09.07.2021г., Щаниной Е.Э. 12.07.2021г. выписаны рецепт серии МИ02-21 ФЛ № 27502291 от 12.07.2021 года на изделие медицинского назначения № 5 сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008А в количестве двух упаковок и рецепт серии 02-<адрес>75 на таблетки Perindopril (перинева) табл. 4 мг .

16.07.2021 ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа направлено в адрес Министерства здравоохранения РБ письмо о необходимости обеспечения ребенка-инвалида Щаниной Е.Э. сенсорами для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008А и тест-полосками Контур Плюс к глюкометру Контур Плюс Линк 2.4.

Согласно акту решения врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская поликлиника г. Уфа от 24.08.2021 года комиссия пришла к выводу, что поскольку изделие медицинского назначения сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008А не входит в «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г. -р, то рецепт на данное медицинское изделие МИ02-<адрес>91 от 12.07.2021 года выписан ребенку неправомерно, рецепт снят с отсроченного обеспечения.

05.10.2021 года Щаниной Е.Э. выписан рецепт серии МИ02-<адрес>96, который поставлен на отсроченном обеспечении в аптечном пункте отпуска.

29.10.2021 года состоялось заседание врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа. Из решения комиссии следует, что комиссия не находит жизненных показаний для назначения ребенку-инвалиду Щаниной Е.Э.: 1) препарата Мильгамма не входящего в перечень ЖНВЛП, не входящего в Стандарт и клинические рекомендации; 2) медицинских изделий: устройства для установки сенсора One-Press Serter (ММТ-7512), трансмиттера Gardin 2 Link (ММТ-7731), водонепроницаемого тестера (ММТ-7726), спиртовых салфеток, не входящих в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 года -р.

26.11.2021 года ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа законному представителю несовершеннолетней Щаниной Е.Э. – Щаниной Г.Г. передано медицинское изделие сенсор для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008А.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.06.1999 №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

В целях реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года N 1610, на территории Республики Башкортостан принята программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная Постановлением Республики Башкортостан.

Названная программа предусматривает, в том числе предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом, высокотехнологичной медицинской помощи.

В перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования входит метод комплексного лечения сахарного диабета, включающий в себя установку системы непрерывного введения инсулина (инсулиновой помпы).

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых дети инвалиды, бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием сахарный, за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии.

При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней, являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены.

Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года -р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Приказом Минздрава России от 22.01.2021 н утверждены стандарты медицинской помощи детям при сахарном диабете.

Встроенный глюкометр подразумевает имплантируемый сенсор для системы непрерывного мониторирования глюкозы.

Данное медицинское изделие необходимо Щаниной Е.Э. для своевременного и правильного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 ).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 ).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Щанина Е.Э. к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относится.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

В судебном заседании установлено, что Щаниной Е.Э. жизненно необходимо измерение содержание глюкозы в крови тест-полосками, сенсорами для мониторирования глюкозы, устройство для установки сенсора, лекарственный препарат Мильгамма, спиртовые салфетки.

Судом установлено, что представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость Щаниной Е.Э. в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям. В отсутствие сенсоров для мониторирования глюкозы работа инсулиновой помпы теряет эффективность своего предназначения для улучшения качества жизни ребенка.

С указанным также согласилась опрошенная в заседании суда первой инстанции в качестве специалиста главный внештатный детский специалист - эндокринолог ФИО10

Ответчиками не представлено доказательств обеспечения Щаниной Г.Г. тест-полосками, сенсорами для мониторирования глюкозы, устройством для установки сенсора, лекарственным препаратом Мильгамма, спиртовыми салфетками.

Отказ в обеспечении Щаниной Е.Э. медицинскими изделиями, которые способствуют в режиме реального времени обеспечить непрерывный мониторинг уровня сахара в крови, противоречит требованиям по надлежащему оказанию медицинской помощи и поддержанию нормального состояния здоровья ребенка.

При помощи непрерывного мониторинга глюкозы имеется возможность отслеживать изменения уровня глюкозы в круглосуточном режиме.

Согласно информации, предоставленной ООО "Медтроник", при использовании инсулиновой помпы Medtronic MiniMed 640G (MMT – 1751) с технологией SmartGuard предусмотрена функция непрерывного мониторинга в режиме реального времени.

Для реализации указанной функции медицинского изделия необходимо применение совместно следующих медицинских изделий: трансмиттер Gardian 2Link (ММТ-7731; зарядное устройство (ММТ-7715); водонепроницаемый тестер (ММТ-7726); устройство для установки сенсора One-Press Serter (MMT-7512); сенсор для мониторирования глюкозы Enlite.

При этом, все перечисленные медицинские изделия, кроме сенсора, не нуждаются в регулярной замене. Замену сенсора необходимо производить каждые 6 дней, то есть потребность на 1 месяц составляет 5 сенсоров.

Поскольку факт необходимости обеспечения Щаниной Е.Э. медицинскими изделиями: сенсором для мониторирования глюкозы Enlite к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы Minimed 640G в количестве 5 штук в месяц, а также устройством для установки сенсора One-Press Serter MMT-7512, по медицинским и жизненным показаниям подтвержден представленными в дело доказательствами, а право Щаниной Е.Э. на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано статьей 37 Федерального закона N 323-ФЗ, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в этой части.

Также не обеспечение лекарственным препаратом Мильгамма в рекомендованных лечащим врачом дозировках влечет нарушение прав истца на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

Учитывая, что к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями, а постоянный непрерывный ежесуточный мониторинг уровня глюкозы Щаниной Е.Э. жизненно необходим, суд считает необходимым с учетом заявленных исковых требований, обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать Щанину Е.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения медицинскими изделиями ежемесячно тест-полосками Контур Плюс Линк 2.4 в количестве 9 штук в сутки (65 упаковок в год), сенсорами для мониторирования глюкозы Enlite в количестве 5 штук в месяц (60 штук в год); устройством для установки сенсора One-PressSerter (ММТ-7212) в количестве 1 штука, спиртовыми салфетки для обработки мест инъекций до отмены терапии инсулиновой помпой по медицинским показаниям и лекарственны препаратом Мильгамма по 1 таблетке в день в течение месяца (каждые 6 месяцев).

Согласно статье 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Частью 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в том числе в целях принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Таким образом, надлежащее оформление документов (в данном случае о назначении гражданину лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи) является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.

С учетом изложенного, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ГБУЗ РБ «Детская поликлиника » г. Уфы обязанности выписывать рецепты на бесплатное обеспечение Щаниной Е.Э. медицинскими изделиями и лекарственными препаратами: тест-полосками Контур Плюс Линк 2.4, сенсорами для мониторирования глюкозы Enlite; устройством для установки сенсора One-PressSerter (ММТ-7212), мильгамма, спиртовыми салфетками для обработки мест инъекций до отмены терапии инсулиновой помпой по медицинским показаниям.

Также суд считает подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан выдать Щаниной Е.Э. по рецепту серии МИ02-<адрес>96 от 05.10.2021 изделия медицинского назначения сенсоры Enlite , по рецепту серии 02-<адрес>75 от 12.07.2021 года препарат Perindopril (перинева).

Ссылка ответчиков на решение врачебной комиссии от 09.07.2021 года, которая не нашла жизненных показаний для назначению ребенку Щаниной Е.Э. лекарственного препарата Мильгама, медицинского изделия для установки сенсора One-Press Serter, спиртовых салфеток, подлежат отклонению за несостоятельностью, поскольку данные выводы сделаны врачебной комиссией одного из ответчиков по делу, прямо заинтересованном в исходе дела.

Разрешая иск в части требований о возмещении расходов на приобретение сенсоров Enlite, суд приходит к следующему.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2019 N 780 утверждена "Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Согласно раздела V указанной программы, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Вопреки указанным положениям закона и рекомендациям врачей, Щанина Е.Э. надлежащим образом необходимыми медицинскими изделиями не была обеспечена и была вынуждена приобрести за счет своих денежных средств сенсоры Enlite, что подтверждается кассовым чеком от 30.08.2021г. и от 25.10.2021г.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, достоверных, относимых и допустимых доказательств надлежащего обеспечения Щаниной Е.Э. необходимыми медицинскими изделиями ответчиком суду не представлено.

Учитывая, что ввиду акта решения врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа от 24.08.2021 года о неправомерности выдачи рецепта на изделие медицинского назначения сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite и снятии рецепта с отсроченного обеспечения, суд приходит к выводу, что расходы, понесенные Щаниной Г.Г. на приобретение медицинских изделий сенсоров Enlite в размере 33000 руб. подлежат взысканию с ответчика ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа не принявшей своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида медицинским изделием.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Анализируя изложенное выше, учитывая, что в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, истец вынужден был понести расходы на покупку медицинских изделий сенсоров Enlite, произведенные расходы подтверждены истцом документально, стоимость медицинских изделий стороной ответчика не оспаривалась, суд считает возможным требования истца удовлетворить, взыскать с ГБУЗ РБ Детская поликлиника №5 г.Уфы в пользу Щаниной Г.Г. расходы на приобретение медицинских изделий сенсоров Enlite в размере 33 000 руб.

Обращая решение суда к немедленному исполнению, суд руководствуется положениями части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходит из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости Щаниной Г.Г. в лекарственных препаратах и медицинских изделиях по жизненным показаниям.

Далее. Разрешая иск в части требований о компенсации морального вреда, суд установил следующее.

Согласно статье 151 ГК Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда обусловлены несвоевременным обеспечением Щаниной Е.Э. необходимым количеством изделий медицинского назначения и лекарственными препаратами.

Какие-либо действия ответчиков, направленные на нарушение личных неимущественных прав истца или посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага, истцом в обоснование иска не указаны, судом не установлены.

Таким образом, совокупности условий для наступления ответственности ответчиков за причинение Щаниной Г.Г. и ее несовершеннолетней дочери Щаниной Е.Э. морального и физического вреда не имеется, в связи с чем требования о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ 2.4 ░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░ ░ ░░░░░ (65 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Enlite ░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ ░ ░░░░░ (60 ░░░░ ░ ░░░); ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ One-PressSerter (░░░-7212) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░. 1 ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ 1 ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 5 ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ 2.4, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Enlite; ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ One-PressSerter (░░░-7212), ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░02-<░░░░░>96 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ Enlite , ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 02-<░░░░░> ░░ 12.07.2021 ░░░░ ░░░░░░░░ Perindopril (░░░░░░░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 5 ░. ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ Enlite ░ ░░░░░░░ 33 000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ 2.4 ░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░ ░ ░░░░░ (65 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Enlite ░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ ░ ░░░░░ (60 ░░░░ ░ ░░░); ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ One-PressSerter (░░░-7212), ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░. 1 ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░ 1 ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 5 ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ 2.4; ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Enlite; ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ One-PressSerter (░░░-7212);░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                     ░░░░░░░░░░░ ░.░.

2-385/2022 (2-10022/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Щанина Гузель Геннадьевна
Информация скрыта
Ответчики
ГБУЗ РБ Детская поликлиника №5 г.Уфы
ГУП Башфармация Республики Башкортостан
министерство здравоохранения РБ
Другие
Министертво Финансов РБ
Правительство РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Искандарова Т.Н.
Дело на сайте суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
15.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2021Подготовка дела (собеседование)
11.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее