Решение по делу № 66а-1046/2020 от 28.09.2020

№ 66а-1046/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                   21 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Павловой О.А.,

судей Пластинина И.В., Шадриной Е.В.,

при секретаре Швец К.М.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-64/2020 по апелляционной жалобе Совета депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 8 июля 2020 года, которым административный иск Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Совета депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2012 года № 4 «Об утверждении генерального плана Халитовского сельского поселения» удовлетворён.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А., объяснения представителя Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Серковой Н.М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, участвовавшей в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Совета депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2012 года № 4, опубликованном в газете «Кунашакские вести» 15 марта 2013 года, утверждён генеральный план Халитовского сельского поселения.

Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу указанное решение в части включения в границы населённого пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Кунашакского лесничества Кунакбаевского участкового лесничества:

- в квартале 23 выдел 1, площадью 13228 кв.м, выдел 2, площадью 38204 кв.м, выдел 18, площадью 112599 кв.м, выдел 20, площадью 3736 кв.м, выдел 24, площадью 4994 кв.м, выдел 25, площадью 1987 кв.м, выдел 26, площадью 5901 кв.м, выдел 27, площадью 49256 кв.м, выдел 28, площадью 326 кв.м;

- в квартале 35 выдел 8, площадью 15368 кв.м, выдел 9, площадью 31135 кв.м, выдел 10, площадью 2583 кв.м;

- в квартале 38 выдел 4, площадью 1345 кв.м.

В обоснование заявленного требования административный истец указал на то, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной действующим законодательством процедуры согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем противоречит статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 8, 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Решением Челябинского областного суда от 8 июля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено; признан не действующим с даты вступления решения суда в законную силу генеральный план Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, утверждённый решением Совета депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2012 года № 4 в части включения в границы населённого пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Кунашакского лесничества Кунакбаевского участкового лесничества:

- в квартале 23 выдел 1, площадью 13228 кв.м, выдел 2, площадью 38204 кв.м, выдел 18, площадью 112599 кв.м, выдел 20, площадью 3736 кв.м, выдел 24, площадью 4994 кв.м, выдел 25, площадью 1987 кв.м, выдел 26, площадью 5901 кв.м, выдел 27, площадью 49256 кв.м, выдел 28, площадью 326 кв.м;

- в квартале 35 выдел 8, площадью 15368 кв.м, выдел 9, площадью 31135 кв.м, выдел 10, площадью 2583 кв.м;

- в квартале 38 выдел 4, площадью 1345 кв.м.

В апелляционной жалобе Совет депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решение Совета депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2012 года № 4 «Об утверждении генерального плана Халитовского сельского поселения» принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.

Генеральный план отображает границы населённых пунктов, расположенных в границах Халитовского сельского поселения, в том числе границы дер. Мансурова и дер. Большая Казакбаева.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населённого пункта.

Судом установлено, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения границ населённых пунктов дер. Большая Казакбаева и дер. Мансурова, отражённых в генеральном плане, с материалами лесоустройства Кунакбаевского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области, имеет место частичное наложение границ населённых пунктов на земли лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, а именно:

границ населённого пункта дер. Большая Казакбаева на лесные участки Кунакбаевского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области: в квартале 23 выдел 1, площадью 13228 кв.м, выдел 2, площадью 38204 кв.м, выдел 18, площадью 112599 кв.м, выдел 20, площадью 3736 кв.м, выдел 24, площадью 4994 кв.м, выдел 25, площадью 1987 кв.м, выдел 26, площадью 5901 кв.м, выдел 27, площадью 49256 кв.м, выдел 28, площадью 326 кв.м; в квартале 35 выдел 8, площадью 15368 кв.м, выдел 9, площадью 31135 кв.м, выдел 10, площадью 2583 кв.м;

границ населённого пункта дер. Мансурова на лесные участки Кунакбаевского участкового лесничества Кунашакского лесничества Челябинской области: в квартале 38 выдел 4, площадью 1345 кв.м.

Вместе с тем если проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В период принятия генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённый приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69.

Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов.

Однако в деле отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка; проект генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласовывался.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения Совета депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2012 года № 4 «Об утверждении генерального плана Халитовского сельского поселения» не действующим в оспариваемой части.

Доводы апелляционной жалобы о том, что генеральный план сельского поселения не предполагал изменение границ земель лесного фонда, а потому не подлежал согласованию, что следует, по мнению административного ответчика, из письма Главного управления лесами Челябинской области от 11 октября 2018 года № 9092, опровергаются материалами дела, поскольку наложение границ земель населённых пунктов на земли лесного фонда подтверждено, в частности, картами-схемами, выполненными Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» на основе материалов лесоустройства.

Подлежит отклонению и довод административного ответчика о том, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, мотивированный тем, что спор о границах земельных участков подлежит разрешению в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку в рассматриваемом случае предметом административного иска является законность нормативного правового акта, подлежащая проверке в порядке, определённом главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение Челябинского областного суда от 8 июля 2020 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Челябинского областного суда от 8 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

66а-1046/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент лесного хозяйства по уральскому Федеральному округу
Прокурор Челябинской области
Ответчики
Совет депутатов Кунашакского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области
Совет депутатов Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области
Другие
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области
Администрация Халитовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области
Поволжский филиал ФГБУ "Рослесинфорг"
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
ФГБУ "Рослесинфорг"
Управление Росреестра по Челябинской области
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению госимуществом в Челябинской и Курганской областях
Главное управление лесами Челябинской области
Администрация Кунашакского муниципального района Челябинской области
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Павлова Олеся Александровна
Дело на сайте суда
2ap.sudrf.ru
28.09.2020Передача дела судье
21.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2020Передано в экспедицию
21.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее