... РЈРР” 16RS0046-01-2021-006196-93
дело № 2а-3309/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
11 мая 2021 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Киселева А.Н.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Хамидуллиной Р.Р¤.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ2 Рє судебному приставу-исполнителю Вахитовского районного отдела судебных приставов РіРѕСЂРѕРґР° Казани Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Рђ.Р .Тахиятовой, Р’СЂРёРѕ начальника отделения – старшему судебному приставу Вахитовского районного отдела судебных приставов РіРѕСЂРѕРґР° Казани Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Рђ.Р–.РўРѕРјР°, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Рѕ признании действий (бездействия) незаконным, Рѕ признании постановления Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным Рё РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ2 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебному приставу-исполнителю Вахитовского районного отдела судебных приставов РіРѕСЂРѕРґР° Казани Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Рђ.Р .Тахиятовой, Р’СЂРёРѕ начальника отделения – старшему судебному приставу Вахитовского районного отдела судебных приставов РіРѕСЂРѕРґР° Казани Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Рђ.Р–.РўРѕРјР°, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Рѕ признании действий (бездействия) незаконным, Рѕ признании постановления Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным Рё РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
В обоснование административного иска указал, что ... судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республике Татарстан в отношении Кузнецова В.Б. было возбуждено исполнительное производство ... с предметом исполнения – взыскание задолженности в размере ....
07 февраля 2019 года исполнительное производство было окончено в связи с заявлением взыскателя об окончании исполнительного производства.
Между тем, 04 июля 2018 года, в связи с неисполнением административным истцом требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республике Татарстан было вынесено постановление о взыскании с Кузнецова В.Б. исполнительского сбора в размере ....
Кузнецов В.Б. считает, что указанное постановление незаконно, поскольку копии постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлений о возбуждении исполнительных производств он не получал.
На основании изложенного, Кузнецов В.Б., с учётом уточнения исковых требований, просил суд признать постановление судебного пристава-исполнителя Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республике Татарстан от 04июля 2018 года о взыскании исполнительского сбора незаконным, освободить от взыскания исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - УФССП России по Республике Татарстан), в качестве заинтересованного лица – Закирова Н.А.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнецова В.Б. – Рафикова А.Д. административный поддержала в полном объёме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Вахитовского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Р.Тахиятова с административным иском не согласилась, в удовлетворении требований просила отказать.
Административные ответчики Врио начальника отделения – старший судебный пристав Вахитовского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Ж.Тома, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, заинтересованное лицо Закирова Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем их неявка в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.
Выслушав пояснения представителя административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены задачи исполнительного производства, коими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьёй 4 названного Федерального закона также установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
Положениями статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1), исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 2), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
РР· материалов дела следует, что 28 мая 2018 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Вахитовского Р РћРЎРџ РіРѕСЂРѕРґР° Казани УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан РІ отношении Кузнецова Р’.Р‘. было возбуждено исполнительное производство ... СЃ предметом исполнения – взыскание задолженности РІ размере ....
07 февраля 2019 года исполнительное производство было окончено в связи с заявлением взыскателя об окончании исполнительного производства.
04 июля 2018 года, в связи с неисполнением административным истцом требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республике Татарстан было вынесено постановление о взыскании с Кузнецова В.Б. исполнительского сбора в размере ....
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, суд полагает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению, поскольку судебным приставом-исполнителем нарушен порядок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не соблюдена обязанность по направлению должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, тем самым оснований для возложения на должника денежного взыскания в виде исполнительского сбора не имелось.
Как следует из положения статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является установление его несоответствия требованиям Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющему условия и порядок принудительного исполнения исполнительных документов.
В силу предписаний статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункты 1 и 2).
Согласно пункту 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику предоставляется в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого закона.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства согласно пункту 17 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.
Взыскание исполнительского сбора применительно к статье 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является исполнительным действием, а потому обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Если повестка, иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов (пункт 1 статьи 26 данного Закона).
Пунктом 4.8.3.4 Рнструкции РїРѕ делопроизводству РІ Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП в„– 682 РѕС‚ 10декабря 2010 РіРѕРґР° предусмотрено, что постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением СЃ уведомлением Рѕ вручении адресату.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июля 2014 года № 0001/16.
Согласно пункту 2.4.1 указанных Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
РР· вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° СЃ должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, РїСЂРё наличии сведений Рѕ вручении должнику постановления Рѕ возбуждении исполнительного производства.
РР· приведенных законоположений следует, что РґРѕ принятия решения Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение СЃСЂРѕРєР°, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств.
С учетом изложенных правовых положений суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления, поскольку имело место нарушение права административного истца как стороны исполнительного производства, а именно право на добровольное исполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, доказательств обратного материалы дела не содержат. Доказательств направления Кузнецову В.Б. копии постановления о возбуждении исполнительного производства суду не представлено.
Кроме того, согласно пункту 3.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора в мотивировочной части постановления о взыскании исполнительского сбора указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.
Вместе с тем, решение о признании действий (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, требование административного истца о признании постановления о взыскании исполнительского сбора ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ... от ..., незаконным, подлежат удовлетворению.
Между тем, оснований для признания бездействия судебного пристава-исполнителя Вахитовского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Р.Тахиятовой в рамках исполнительного производства ... от ... и обязании судебного пристава-исполнителя Вахитовского районного отдела судебных приставов ... Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Р.Тахиятовой отменить взыскания по исполнительному производству ... от ... в связи с отменной судебного акта на основании которого выдан исполнительный документ, не имеется, поскольку как следует из материалов дела не является следствием незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, суд также не находит оснований для признания бездействия Врио начальника отделения – старшему судебному приставу Вахитовского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Ж.Тома,выразившегося в отсутствии надлежащего контроля над подчинённым судебным приставом-исполнителем, незаконным в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 названного Федерального закона старший судебный пристав организует, в том числе, работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу положений части 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве, возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Закона о судебных приставах судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом и несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 Закона о судебных приставах).
РР· приведенных РЅРѕСЂРј закона следует, что судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом, которое наделено правом совершать исполнительные действия РІ пределах полномочий Рё мер, предоставленных ему Законом РѕР± исполнительном производстве, чьи действия (бездействия) РјРѕРіСѓС‚ быть обжалованы сторонами исполнительного производства.
Старшим судебным приставом осуществляется контроль за ходом исполнительного производства в пределах прав и обязанностей, определенных действующим законодательством.
Таким образом, допущенное судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республике Татарстан бездействие, не может быть расценено судом как незаконное бездействие Врио начальника отделения – старшему судебному приставу Вахитовского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Ж.Тома, выразившееся в отсутствии контроля и организации работы подчиненного ему лица, поскольку совершения исполнительских действий отнесено законом к исключительной прерогативе судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административное исковое заявление Кузнецова Владимира Борисовича к судебному приставу-исполнителю Вахитовского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Р.Тахиятовой, Врио начальника отделения – старшему судебному приставу Вахитовского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан А.Ж.Тома, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании действий (бездействия) незаконным, о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.
Признать постановление о взыскании исполнительского сбора ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ... от ..., незаконным.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья Вахитовского
районного суда г. Казани /подпись/ А.Н. Киселев
...
...РІ