Дело № 2а-4591/2019
(УИД 61RS0006-01-2019-005368-48)
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации09 сентября 2019 годаг.Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе председательствующего судьи Топорковой С.В.,
при секретаре Ватутиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Омурзаковой Э.М. к Первомайскому районному отделу судебных приставов г.Ростова-на-Дону, судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ростова-на-Дону Пильгуй А.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, заинтересованное лицо: Кострицын С.А., о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Административный истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Первомайского РОСП г.Ростова-на-Дону Пильгуй А.И. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Омурзаковой Э.М., на основании возбуждённого исполнительного производства, в соответствии с решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону.
Административный истец считает, что её права и законные интересы, нарушенные данным постановление, могут быть восстановлены путём отмены постановления о взыскании исполнительского сбора.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании исполнительского сбора с Омурзаковой Э.М..
В судебное заседание административный истец не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена телефонограммой.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Пильгуй А.И. в судебное заседание не явилась. Предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители административных ответчиков Первомайского РОСП г.Ростова-на-Дону, УФССП России по Ростовской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заинтересованное лицо Кострицын С.А. в судебное заседание не явился.
Суд на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
В силу частей 1 и 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного Закона, которой установлено что, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исходя из положений части 12 статьи 30 приведенного Федерального закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
В Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 года № 0001/16, содержится указание о том, что в силу требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП № 682 от 10 декабря 2010 года, предусмотрено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства Юстиции Российской Федерации от 8 июля 2014 года № 0001/16.
Согласно пункту 2.4.1 указанных Методических рекомендаций уведомление должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Из вышеизложенного следует, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, при наличии сведений о вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что постановлением судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ростова-на-Дону Пильгуй А.И. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Первомайским районным судом г.Ростова-на-Дону по делу № 2-2600/2019 в отношении должника Омурзаковой Э.М. возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения: выселить Омурзакову Э.М., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 из жилого помещения - квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.
В связи с неисполнением Омурзаковой Э.М., исполнительного документа в срок, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Первомайского РОСП г.Ростова-на-Дону Пильгуй А.И. установила исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.
Между тем материалы дела не содержат доказательств получения административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства ранее даты вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Материалы исполнительного производства не содержат каких-либо сведений, свидетельствующих о том, что должнику было известно о возбуждённом в отношении него исполнительном производстве.
Отсутствие достоверных данных о том, что должником своевременно получено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, бремя доказывания которого в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на судебном приставе-исполнителе, исключает возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.
Вместе с тем, постановлением заместителя начальника Первомайского РОСП г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ постановление о взыскании исполнительского сбора отменено.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона «Об исполнительном производстве» в порядке подчиненности вышестоящее должностное лицо вправе отменить постановление нижестоящего должностного лица.
В силу ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Разрешая заявленные требования, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора не соответствовало задачам исполнительного производства, однако было отменено старшим судебным приставом-исполнителем и поэтому прав и законных интересов административного истца, которые могут быть восстановлены в порядке производства по главе 22 КАС РФ, не нарушает.
Руководствуясь ст.ст.218,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Омурзаковой Э.М. к Первомайскому районному отделу судебных приставов г.Ростова-на-Дону, судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ростова-на-Дону Пильгуй А.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, заинтересованное лицо: Кострицын С.А., о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2019 года.
Судья С.В.Топоркова