Решение по делу № 2-7/2024 (2-1549/2023;) от 18.08.2023

дело № 2-7/2024

УИД 61RS0045-01-2023-001863-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2024 года с. Покровское

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

с участием помощника прокурора Кармеевой А.С.,

представителя Администрации Неклиновского района Терещенко Д.В.,

при секретаре Руденко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Отделу культуры <адрес>, об обязании обеспечить доступ к объектам культурного наследия, организовать работы по их реставрации,

третье лицо Комитет по охране объектов культурного наследия <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Министерству культуры <адрес>, в порядке 39 ГПК РФ, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы - дачи Лакиера А.Б.», расположенного по адресу: <адрес>, Поляковское сельское поселение, поселок сельского типа Золотая Коса, <адрес>, литер А, путем проведения реставрации и приспособления для современного использования в соответствии с порядком, изложенным в ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

    Обязать администрацию <адрес> обеспечить доступность объекта культурного наследия регионального значения «Обелиск морякам - десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (на перезахоронении)», расположенного по адресу: <адрес>, шоссе Таганрог – Матвеево-Курган, развилка дорог у <адрес>, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией <адрес> законодательства, регулирующего отношения, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся следующие объекты культурного наследия:Ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б. (<адрес>, и. Золотая Коса, <адрес>, литер А);-Обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (<адрес>, 3 км автодороги «Самбек- Матвеев- Курган»).

Содержание и обеспечение доступа к перечисленным выше объектам культурного наследия относятся к полномочиям администрации <адрес>.

Проверкой установлено, что администрацией <адрес> не обеспечены требования к доступности для маломобильной категории населения объекта культурного наследия «обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты»

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретных мер, направленных на устранение нарушений, не принято.

В рамках проверки произведен визуальный осмотр объекта культурного наследия «ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б.», находится в ненадлежащем техническом состоянии (облицовка парапета наружной лестницы северного фасада памятника «Усадебный дом» имеет трещины, часть облицовки отсутствует, кирпич под лестницей находится в неудовлетворительном состоянии; балкон 2-го этажа северного фасада разрушен, в балконном окне присутствуют не все стекла).

Исходя из чего, прокурор обратился с исковыми требованиями в суд.

Определением суда в качестве соответчика привлечен Отдел культуры <адрес>.

Определением суда в качестве третьего лица привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия <адрес>.

В ходе рассмотрение дела прокурор отказался от исковых требований в части к Министерству культуры <адрес>. Отказ от иска в части принят судом.

Истец помощник прокурора Кармеева А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика <адрес> Терещенко Д.В. на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, возражения, поданные на иск, поддержал.

Представители ответчика Отдела культуры <адрес>, третьего лица Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В силу положений ч. 2 и 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 33 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 2 указанной статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу п. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, но и предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.

В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Так при рассмотрении дела судом установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся следующие объекты культурного наследия: Ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б. (<адрес>, и. Золотая Коса, <адрес>, литер А).

Обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (<адрес>, 3 км автодороги «Самбек- Матвеев- Курган»).

Содержание и обеспечение доступа к перечисленным выше объектам культурного наследия относятся к полномочиям администрации <адрес>.

В рамках проверки произведен визуальный осмотр объекта культурного наследия «ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б.», находится в ненадлежащем техническом состоянии (облицовка парапета наружной лестницы северного фасада памятника «Усадебный дом» имеет трещины, часть облицовки отсутствует, кирпич под лестницей находится в неудовлетворительном состоянии; балкон 2-го этажа северного фасада разрушен, в балконном окне присутствуют не все стекла).

Приложением к приказу Комитета по охране культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта «Усадебный дом» (регистрационный номер ОКН )

Приложением к указанному охранному обязательству утверждены состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению ОКН регионального значения памятника «Усадебный дом»

Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость проведения работ по сохранению (реставрации и приспособлению для современного использования) объекта культурного наследия со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> разработана смета на проектно-изыскательские работы по объекту «Ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б.» проведение работ, получено положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ 152-188/2022.

Проверкой установлено, что администрацией <адрес> не обеспечены требования к доступности для маломобильной категории населения объекта культурного наследия «обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты».

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретных мер, направленных на устранение нарушений, не принято.

Согласно положений ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» соблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, обеспечивается посредством осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Статьей 9.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов.

Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 2834 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно п. 5 Порядка собственник (пользователь) объекта культурного наследия обеспечивает соблюдение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, указанных в п. 6 Порядка.

Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный объект подлежит приспособлению для обеспечения доступности маломобильных групп.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем ответчиком доказательств, свидетельствующих о необоснованности заявленных исковых требований суду не предоставлено.

На основании изложенного, учитывая, что администрацией <адрес>, не исполнялись принятые на себя в соответствии с охранным обязательством, обязанности по сохранению объектов культурного наследия, что может создавать угрозу для их физической утраты, а так же к нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и сохранение исторического, культурного наследия, прихожу к выводу, что требования прокурора об обязании администрации <адрес> произвести ремонтно-реставрационные работы в отношении объекта культурного наследия, обеспечить доступность объекта культурного наследия для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения основаны на законе, в связи с чем подлежат удовлетворению.

В требованиях к Отделу культуры <адрес> отказать.

Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Отделу культуры <адрес> ростовской области об обязании обеспечить доступ к объектам культурного наследия, организовать работы по их реставрации удовлетворить.

    Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы - дачи Лакиера А.Б.», расположенного по адресу: <адрес>, Поляковское сельское поселение, поселок сельского типа Золотая Коса, <адрес>, литер А, путем проведения реставрации и приспособления для современного использования в соответствии с порядком, изложенным в ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

    Обязать администрацию <адрес> обеспечить доступность объекта культурного наследия регионального значения «Обелиск морякам - десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (на перезахоронении)», расположенного по адресу: <адрес>, шоссе Таганрог – Матвеево-Курган, развилка дорог у <адрес>, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

    В требованиях к Отделу культуры <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Неклиновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья     подпись

Мотивированное решение суда изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

2-7/2024 (2-1549/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Неклиновского райна
Ответчики
Министерство культуры Ростовской области
Отдел культуры Неклиновского района
Администрация Неклиновского района Ростовской области
Другие
Комитет по охране объектов культурного наследия РО
Суд
Неклиновский районный суд Ростовской области
Судья
Комиссарова Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
neklinovsky.ros.sudrf.ru
18.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2023Передача материалов судье
22.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Подготовка дела (собеседование)
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее