дело № 2-7/2024
УИД 61RS0045-01-2023-001863-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года с. Покровское
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
с участием помощника прокурора Кармеевой А.С.,
представителя Администрации Неклиновского района Терещенко Д.В.,
при секретаре Руденко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Отделу культуры <адрес>, об обязании обеспечить доступ к объектам культурного наследия, организовать работы по их реставрации,
третье лицо Комитет по охране объектов культурного наследия <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Министерству культуры <адрес>, в порядке 39 ГПК РФ, об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы - дачи Лакиера А.Б.», расположенного по адресу: <адрес>, Поляковское сельское поселение, поселок сельского типа Золотая Коса, <адрес>, литер А, путем проведения реставрации и приспособления для современного использования в соответствии с порядком, изложенным в ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Обязать администрацию <адрес> обеспечить доступность объекта культурного наследия регионального значения «Обелиск морякам - десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (на перезахоронении)», расположенного по адресу: <адрес>, шоссе Таганрог – Матвеево-Курган, развилка дорог у <адрес>, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией <адрес> законодательства, регулирующего отношения, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся следующие объекты культурного наследия:Ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б. (<адрес>, и. Золотая Коса, <адрес>, литер А);-Обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (<адрес>, 3 км автодороги «Самбек- Матвеев- Курган»).
Содержание и обеспечение доступа к перечисленным выше объектам культурного наследия относятся к полномочиям администрации <адрес>.
Проверкой установлено, что администрацией <адрес> не обеспечены требования к доступности для маломобильной категории населения объекта культурного наследия «обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты»
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретных мер, направленных на устранение нарушений, не принято.
В рамках проверки произведен визуальный осмотр объекта культурного наследия «ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б.», находится в ненадлежащем техническом состоянии (облицовка парапета наружной лестницы северного фасада памятника «Усадебный дом» имеет трещины, часть облицовки отсутствует, кирпич под лестницей находится в неудовлетворительном состоянии; балкон 2-го этажа северного фасада разрушен, в балконном окне присутствуют не все стекла).
Исходя из чего, прокурор обратился с исковыми требованиями в суд.
Определением суда в качестве соответчика привлечен Отдел культуры <адрес>.
Определением суда в качестве третьего лица привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия <адрес>.
В ходе рассмотрение дела прокурор отказался от исковых требований в части к Министерству культуры <адрес>. Отказ от иска в части принят судом.
Истец помощник прокурора Кармеева А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика <адрес> Терещенко Д.В. на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, возражения, поданные на иск, поддержал.
Представители ответчика Отдела культуры <адрес>, третьего лица Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В силу положений ч. 2 и 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 33 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 2 указанной статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу п. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, но и предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Так при рассмотрении дела судом установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» находятся следующие объекты культурного наследия: Ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б. (<адрес>, и. Золотая Коса, <адрес>, литер А).
Обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (<адрес>, 3 км автодороги «Самбек- Матвеев- Курган»).
Содержание и обеспечение доступа к перечисленным выше объектам культурного наследия относятся к полномочиям администрации <адрес>.
В рамках проверки произведен визуальный осмотр объекта культурного наследия «ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б.», находится в ненадлежащем техническом состоянии (облицовка парапета наружной лестницы северного фасада памятника «Усадебный дом» имеет трещины, часть облицовки отсутствует, кирпич под лестницей находится в неудовлетворительном состоянии; балкон 2-го этажа северного фасада разрушен, в балконном окне присутствуют не все стекла).
Приложением к приказу Комитета по охране культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта «Усадебный дом» (регистрационный номер ОКН №)
Приложением № к указанному охранному обязательству утверждены состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению ОКН регионального значения памятника «Усадебный дом»
Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ № установлена необходимость проведения работ по сохранению (реставрации и приспособлению для современного использования) объекта культурного наследия со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> разработана смета на проектно-изыскательские работы по объекту «Ансамбль усадьбы дачи Лакиера А.Б.» проведение работ, получено положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ 152-188/2022.
Проверкой установлено, что администрацией <адрес> не обеспечены требования к доступности для маломобильной категории населения объекта культурного наследия «обелиск морякам-десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты».
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретных мер, направленных на устранение нарушений, не принято.
Согласно положений ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» соблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, обеспечивается посредством осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Статьей 9.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов.
Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 2834 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно п. 5 Порядка собственник (пользователь) объекта культурного наследия обеспечивает соблюдение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, указанных в п. 6 Порядка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный объект подлежит приспособлению для обеспечения доступности маломобильных групп.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем ответчиком доказательств, свидетельствующих о необоснованности заявленных исковых требований суду не предоставлено.
На основании изложенного, учитывая, что администрацией <адрес>, не исполнялись принятые на себя в соответствии с охранным обязательством, обязанности по сохранению объектов культурного наследия, что может создавать угрозу для их физической утраты, а так же к нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и сохранение исторического, культурного наследия, прихожу к выводу, что требования прокурора об обязании администрации <адрес> произвести ремонтно-реставрационные работы в отношении объекта культурного наследия, обеспечить доступность объекта культурного наследия для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения основаны на законе, в связи с чем подлежат удовлетворению.
В требованиях к Отделу культуры <адрес> отказать.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Отделу культуры <адрес> ростовской области об обязании обеспечить доступ к объектам культурного наследия, организовать работы по их реставрации удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадьбы - дачи Лакиера А.Б.», расположенного по адресу: <адрес>, Поляковское сельское поселение, поселок сельского типа Золотая Коса, <адрес>, литер А, путем проведения реставрации и приспособления для современного использования в соответствии с порядком, изложенным в ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Обязать администрацию <адрес> обеспечить доступность объекта культурного наследия регионального значения «Обелиск морякам - десантникам, курсантам, защищавшим Самбекские высоты (на перезахоронении)», расположенного по адресу: <адрес>, шоссе Таганрог – Матвеево-Курган, развилка дорог у <адрес>, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В требованиях к Отделу культуры <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Неклиновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья подпись
Мотивированное решение суда изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.