№ 2-950/2020
22RS0068-01-2019-010199-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего: Поповой Н.Н.,
при секретаре: Гулидовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колмаковой Светланы Николаевны, Колмакова Антона Сергеевича к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации г. Барнаула, администрации Октябрьского района города Барнаула, КГКУ «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Колмакова С.Н. обратилась в суд с иском, в обосновании которого указала, что имеет ребенка – ФИО9 у которого имеется диагноз <данные изъяты> Указанное заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Между тем, в настоящее время истец совместно с сыном, а также матерью и сестрой проживают по адресу: ...., указанное помещение представляет собой комнату в общежитии общей площадь 24 кв.м. и была выделена матери истца работодателем.
В связи с тем, что истец ухаживает за ребенком, осуществлять трудовую деятельность не имеет возможности, самостоятельно произвести улучшение жилищных условий также возможности не имеется. Приказом от 10.10.2014 №1883 Колмакова С.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи два человека, очередь 180. На неоднократные обращения в КЖКХ г. Барнаула с целью оказания помощи в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке истцу отказано ввиду того, что постановка на учет произведена после 2005 года.
Ссылаясь положения Жилищного кодекса РФ, просит обязать КЖКХ г. Барнаула предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее всем требованиям жилищного законодательства РФ вне очереди, взыскать судебные расходы в размере 8750 руб.
В процессе рассмотрения спора истец не однократно требования уточняла, заявив их, в том числе, к администрации Октябрьского района г. Барнаула, КГКУ «Региональное жилищное управление», администрации г. Барнаула.
В судебном заседании истец на требованиях настаивала в полном объеме с учетом их уточнения, пояснила, что с ребенком, матерью и сестрой проживают в общежитии Политехнического института, в настоящее время обстоятельства изменились и проживать там больше нет возможности, ипотеку для улучшения жилищных условий она взять не может, осуществляя уход за ребенком – инвалидом. На учете как малоимущая не состоит.
Ответчик администрация г. Барнаула в лице представителя в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, поддерживая доводы письменного отзыва на исковое заявление. Дополнительно указал, что поскольку семья истца не состоит на учете в качестве малоимущей, на очередь поставлена после 2005 года, оснований для предоставления помещения не имеется. Кроме того просил учесть, что при наличии оснований, жилое помещение должно предоставляться только самому лицу, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, а не на состав семьи. Просит учесть, что администрация г. Барнаула не является надлежащим ответчиком, поскольку соответствующими полномочиями не наделена.
Представитель ответчика КЖКХ г. Барнаула в судебное заседание не явился, ранее против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что семья истца не состоит на учете как малоимущие, что лишает истца права на получения жилья вне очереди.
Ответчик КГКУ «Региональное жилищное управление», третье лицо Правительство Алтайского края в суд не явились, извещены надлежаще, в материалы дела представлены отзывы на иск, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца по основаниям, аналогичным указанным иными ответчиками.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда урегулирован положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 3 которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. При этом частью 1 данной статьи определено, что предоставление жилых помещений производится в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Так, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса Перечне.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее – Перечень).
В соответствии с Перечнем, к таким заболеваниям относится код заболевания по МКБ: <данные изъяты>.
Судом установлено, что ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком –инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2012 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке КГБУЗ «Детская городская больница 31, ....», ФИО2 имеет диагноз: <данные изъяты>, что даем ему право на внеочередное предоставление жилья на основании положений ЖК РФ и Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Матерью несовершеннолетнего ФИО2 является Колмакова С.Н., что подтверждается свидетельством о рождении I-TO №.
В целях улучшения жилищных условий, Колмакова С.Н. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, составом семьи два человека Между тем в постановке на учет истцу было отказано.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 05.08.2014 постановление администрации Октябрьского района г. Барнаула от 31.12.2013 №2204 признано незаконным, на КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность рассмотреть заявление Колмаковой С.Н. о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в установленном законом порядке. Решение вступило в законную силу 12.09.2014.
Во исполнение решения суда от 05.08.2014, приказом КЖКХ г. Барнаула от 10.10.2014 №1883 Колмакова С.Н. принята на учет нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, составом семьи два человека (заявитель и сын ФИО2), с датой постановки на учет 31.12.2013. По состоянию на 01.12.2019 очереди номер 84.
В ответе на запрос суда от 26.12.2019 КЖКХ г. Барнаула также указано, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди малоимущих граждан Колмакова С.Н. не состоит.
Жилых помещений в собственности истца, а также ФИО2 не имеется, что подтверждается уведомлением из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пояснений истца, а также выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживает совместно с ФИО3 (мать), ФИО2 (сын) в жилом помещении по адресу: .... При этом, Колмакова С.Н. пояснила суду, что с заявлением о принятии ее на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, не обращалась.
Между тем, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, исходя из системного анализа положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При этом внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон N 181-ФЗ не устанавливает.
В Законе Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" инвалиды также не указаны в числе категорий граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.
Согласно статье 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, которое не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют различные источники финансирования, в том числе различаются и по нормам предоставления жилого помещения.
Из взаимосвязанных положений статьей 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке предоставляются органом местного самоуправления и при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - в случае признания их малоимущими.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что одно из условий, дающих Колмаковой С.Н. право на получение жилого помещения во внеочередном порядке в связи с наличием ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а именно наличие постановки на учет в качестве малоимущей, не выполнено, в связи с чем, исковые требования не могут быть удовлетворены.
Надлежащим ответчиком суд признает администрацию г. Барнаула, поскольку указанный орган муниципальной власти обладает полными полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
С четом изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колмаковой Светланы Николаевны, ФИО2 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации г. Барнаула, администрации Октябрьского района города Барнаула, КГКУ «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Барнаула со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Попова
ВЕРНО
Судья_______________________Н.Н.Попова
Секретарь___________________А.В.Гулидова