Решение от 28.10.2021 по делу № 2а-296/2021 от 29.09.2021

Дело № 2а-296/2021

43RS0025-01-2021-000431-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2021 года              г.Нолинск Кировской области

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

судьи Горбуновой С.В.,

при секретаре Цепелевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хорева В.Г. к Нолинской районной Думе Кировской области о признании незаконным и отмене решения Нолинской районной Думы Кировской области от 17.09.2021,

У С Т А Н О В И Л:

Хорев В.Г. обратился в суд с административным иском к Нолинской районной Думе Кировской области о признании незаконным и отмене решения Нолинской районной Думы Кировской области от 17.09.2021, указав, что оспариваемым решением досрочно прекращены его полномочия как депутата Нолинской районной Думы Кировской области в связи с утратой доверия по причине нарушения обязанности по подаче сведений о своих и его супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанное решение вынесено на основании Порядка освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности в Нолинской районной Думе Кировской области, в связи с утратой доверия, согласно которому такое лицо подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 7.1, ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при рассмотрении вопроса об освобождении от должности в связи с утратой доверия учитывается характер совершенного указанным лицом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение лицом других ограничений и запретов, требований о прекращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующий результаты исполнения этим лицом своих обязанностей. Положением о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдении запретов и ограничений лицами, замещающими муниципальными должности в Нолинской районной Думе Кировской области, предусмотрены сроки и форма представления сведений о доходах и расходах, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, т.е. определен порядок исполнения указанными лицами установленной федеральным законодательством обязанности. Однако указанное Положение не опубликовано в официальном печатном издании, в котором согласно Уставу муниципального образования подлежат публикации муниципальные нормативные правовые акты Нолинского района Кировской области, и не размещено на официальном сайте в сети «Интернет» администрации Нолинского муниципального района Кировской области, поэтому в законную силу не вступило, не определен орган или должностное лицо, уполномоченные на прием сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, в связи с чем у административного истца не появилось возможности исполнить обязанность по предоставлению сведений. Истец просит признать незаконным и отменить решение Нолинской районной Думы Кировской области от 17.09.2021 о досрочном прекращении его депутатских полномочий, которое принято с существенным нарушением норм материального права и повлияло на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца и защиту охраняемых законом публичных интересов.

В судебном заседании административной истец Хорев В.Г. заявленные требования поддержал. Пояснил, что при оценке совершенных им нарушений при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Нолинская районная Дума должна была учитывать, что досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение и потому должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. Согласно п.п. 5, 6 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленного Министерством труда и социальной зашиты Российской Федерации (письмо от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526), при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии: характер и тяжесть совершенного нарушения, обстоятельства, при которых совершено нарушение, соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей. При этом обоснованным является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Допущенные им неточности в представленных за 2017, 2018, 2019 годы сведениях о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера являются несущественными, не свидетельствуют о наличии какой-либо коррупционной составляющей, неполнота представленных сведений не носила заведомый характер, наличия умысла на сокрытие полученного дохода, а также отягчающих обстоятельств совершения нарушения требований законодательства о противодействии коррупции не установлено, как и обстоятельств, наличие которых вызвало объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной, поэтому применение к ему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата не отвечает требованиям соразмерности. В справках за 2017 год все сведения им были указаны верно, справки за 2018-2019 годы составляла специалист администрации поселения Бушуева и он их не проверил, чем допустил ошибку, намерения скрыть имущество и доходы не имел, имеющееся у него имущество, подлежащее регистрации, зарегистрировано, он исправно платит налоги. Полагает проведение в отношении него проверки и снятие депутатских полномочий вызвано чьим-то желанием убрать его с должности начальника Вятского района водных путей и судоходства. Обратиться к Губернатору Кировской области могла только прокуратура Кировской области, у прокурора района таких полномочий не имеется, кроме того, по представлению прокурора Нолинского района районной Думой уже было принято решение о не прекращении его депутатских полномочий. Оспариваемое решение Нолинской районной Думы было принято без обсуждения депутатами, по настоянию председателя Нолинской районной Думы ФИО1, соотношение голосов при голосовании было 7 - «за» и 4 – «против».

Представитель административного ответчика Халевина О.И. в судебном заседании с административным иском не согласна, поскольку оспариваемое решение Нолинской районной Думы принято в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства на основании поступившего заявления губернатора Кировской области в связи с предоставлением Хоревым В.Г. неполных и недостоверных сведений о его и его супруги доходах и имуществе, которые не были признаны несущественными.

Представитель заинтересованных лиц Губернатора Кировской области и Управления профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области Коновалов А.Л. в судебном заседании считает административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку решение о досрочном прекращении полномочий депутата Хорева В.Г. принято при соблюдении требований закона правомочным органом, на основании обращения Губернатора Кировской области по результатам проверки, выявившей существенные искажения сведений полноты и достоверности представленных Хоревым В.Г. сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017-2019 годы.

Заместитель прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении административного иска, поскольку полагает оспариваемое решение Нолинской    районной Думы законным и обоснованным. Пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения депутатами Нолинской районной Думы законодательства о противодействии коррупции в части полноты и достоверности предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018, 2019 годы было выявлено предоставление депутатом Хоревым В.Г. неполных сведений о своем имуществе, т.к. не был указан принадлежащий ему катер <данные изъяты>. В связи с этим прокурором Нолинского района в Нолинскую районную Думу было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и рассмотрении вопроса о досрочном снятии полномочий с депутата Хорева В.Г., однако данное представление было отклонено, поэтому по согласованию с прокуратурой Кировской области прокурором района была направлена информация о выявленном нарушении Губернатору Кировской области, который полномочен обращаться в представительный орган местного самоуправления с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата.

Выслушав пояснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.

В силу части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

При этом частью 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Как установлено ч. 1, п.п. 1-3 ч. 4 ст. 2 Закона Кировской области от 03.08.2017 № 94-ЗО «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки их достоверности и полноты», если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Кировской области сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера путем их направления в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, определяемый Губернатором Кировской области (далее - орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

Лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, представляет:

1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

2) сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

3) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполняемой с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном информационном сайте Правительства Кировской области: лицом, замещающим муниципальную должность, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно абз. 2 ч. 5 ст. 2 указанного Закона Кировской области в случае, если лица, замещающие муниципальные должности, самостоятельно обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного соответственно в пункте 2 настоящей статьи.

Статьей 4 (п.п. 1, 3, 6, пп. 1 п. 13) указанного Закона Кировской области установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с настоящим Законом (далее - проверка), осуществляется по решению Губернатора Кировской области.

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и их региональных отделений и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

3) Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Кировской области;

4) общероссийскими средствами массовой информации.

Проверка осуществляется органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней Губернатором Кировской области.

Губернатор Кировской области обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения им обязанностей, которые установлены федеральными законами «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административной истец Хорев В.Г. 18.09.2016 избран депутатом Нолинской районной Думы Кировской области пятого созыва по Медведскому двухмандатному округу № 6 (л.д. 15,16-17).

В результате проведения прокуратурой Нолинского района Кировской области проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части полноты и достоверности предоставления депутатами Нолинской районной Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год установлено предоставление депутатом Нолинской районной Думы неполных сведений о своем имуществе за 2019 год, а именно не указаны сведения о наличии у него в собственности водного транспорта катера <данные изъяты>, в связи с чем 09.02.2021 прокурором Нолинского района Кировской области в Нолинскую районную Думу внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и рассмотрении вопроса о досрочном снятии полномочий с депутата Хорева В.Г. (л.д. 44-45).

Указанное представление рассматривалось 10.03.2021 на 61-ом внеочередном заседании Нолинской районной Думы с отложением вопроса на следующее заседание в связи с отсутствием депутата Хорева В.Г., при этом прокурору Нолинского района председателем Нолинской районной Думы 21.04.2021 направлено сообщение с предложением обратиться к Губернатору Кировской области, поскольку из буквального толкования ч. 7.3 ст. 20 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» следует, что только Губернатор Кировской области имеет право обращаться в представительный орган местного самоуправления с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в случае выявления фактов неисполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (л.д.46, 47 т.1). На очередном заседании Нолинской районной Думы 28.04.2021 по результатам обсуждения представления прокурора Нолинского района решено полномочия Хорева В.Г. досрочно не прекращать (л.д. 48-50,51 т.1).

16.07.2021 прокурор Нолинского района направил Губернатору Кировской области информацию о выявленных в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции нарушениях, допущенных депутатом Нолинской районной Думы Кировской области Хоревым В.Г., выразившихся в предоставлении неполных сведений о своем имуществе за 2018, 2019 годы (л.д.52-55 т.1).

Указом Губернатора Кировской области от 14.10.2019 № 133 «Об организации работы по противодействию коррупции в Кировской области» в структуре администрации Губернатора и Правительства Кировской области создано управление профилактики коррупционных и иных правонарушений, являющееся органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений, одним из основной функций которого в силу п. 3 Положения об управлении профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области, утвержденного названным указом, является осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности Кировской области, муниципальные должности, должности главы местной администрации по контракту, государственными гражданскими служащими Кировской области, муниципальными служащими.

Управлением профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области на основании информации прокурора Нолинского района Кировской области от 13.07.2021 по распоряжению     Губернатора Кировской области от 23.07.2021 № 25-к «О проведении проверки» проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных Хоревым В.Г. в отношении себя и супруги ФИО2, за отчетные 2017-2019 годы, о чем Хорев В.Г. был уведомлен письмом с разъяснением его прав, полученным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5,6,7 т.1).

В ходе проверки Управлением профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области были направлены запросы в ПАО «Сбербанк России», РОИО ГИБДД УМВД России по Кировской области, Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кировской области, Центр Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Кировской области, Управление ФНС России по Кировской области, Межрайонную ИФНС России № 14 по Кировской области, ГУ – Отделение ПФР по Кировской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Кировской области», в связи с полученными сведениями Хореву В.Г. предлагалось представить свои пояснения.

В результате проверки Управлением профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области выявлены факты представления Хоревым В.Г. недостоверных и неполных сведений о доходах за 2017-2019 годы, о чем изложено в выписке из доклада о результатах проверки от 19.08.2021 (л.д.19-25 т.1) а именно:

1. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах) Хоревым В.Г. за отчетный 2017 год не отражены 4 банковских счета, открытых в ПАО Сбербанк: от 19.12.2017 (остаток на 31.12.2017 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.), от 04.02.2010 (остаток на 31.12.2017 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.), от 01.02.2006 (остаток на 31.12.2017 - <данные изъяты> руб., движение денежных средств по счету не осуществлялось), от 12.07.2006 (остаток на 31.12.2017 - <данные изъяты> руб., движение денежных средств по счету не осуществлялось); не верно указан вид собственности общая совместная (вместо общей долевой) на земельный участок площадью <данные изъяты> м2; не указаны транспортные средства ГАЗ-3102, 1997 года выпуска, ИЖ-Ю-4К, 1984 года выпуска; в разделе 1 справки о доходах занижен доход на <данные изъяты> руб. (пенсия).

В справке о доходах ФИО2 (супруги) за отчетный 2017 год не отражен 1 банковский счет, открытый в ПАО Сбербанк: от 13.04.2006 (остаток на 31.12.2017 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.), не отражен доход от вклада в размере <данные изъяты> руб. в ПАО Сбербанк по счету от 13.04.2006; не верно указан вид собственности общая совместная (вместо общей долевой) на земельный участок площадью <данные изъяты> м2; в разделе 1 справки о доходах занижен доход на <данные изъяты> руб. (пенсия).

2. В справке о доходах Хоревым В.Г. за отчетный 2018 год не отражены 3 банковских счета, открытых в ПАО Сбербанк: от 19.12.2017 (остаток на 31.12.2018    - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму <данные изъяты> руб.), от 04.02.2010 (остаток на 31.12.2018 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.), от 12.07.2006 (остаток на 31.12.2018 - <данные изъяты> руб., движение денежных средств по счету не осуществлялось); указаны 2 банковских счета в ПАО Сбербанк (по информации ПАО Сбербанк, такие счета отсутствуют): от 23.11.2017 остаток на 31.12.2017 - <данные изъяты> руб., от 24.02.2019 остаток на 31.12.2017 - <данные изъяты> руб.; не верно указан вид собственности общая совместная (вместо долевой) на земельный участок площадью <данные изъяты> м2; не указаны транспортные средства: ГАЗ-3102, 1997 года выпуска, ИЖ-Ю-4К, 1984 года выпуска, снегоход <№> YAMAHA, 2013 года выпуска, не указано маломерное моторное судно <данные изъяты> со стационарным двигателем К-161-2, мощностью 90 л.с., дата регистрации судна 16.05.2017; в разделе 1 справки о доходах завышен доход на <данные изъяты> руб. (пенсия).

В справке о доходах ФИО2 (супруги) за отчетный 2018 год не отражены 2 банковских счета, открытых в ПАО Сбербанк: от 13.04.2006 (остаток на 31.12.2018 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.), от 06.11.2018 (остаток на 31.12.2018 — <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.); не отражен доход от вклада в размере <данные изъяты> руб. в ПАО Сбербанк по счету от 13.04.2006; не верно указан вид собственности общая совместная (вместо общей долевой) на земельный участок площадью <данные изъяты> м2.; в разделе 1 справки о доходах занижен доход на <данные изъяты> руб. (пенсия).

    3. В справке о доходах Хоревым В.Г. за отчетный 2019 год не отражены 4 банковских счета, открытых в ПАО Сбербанк: от 19.12.2017 (остаток на 31.12.2019 — <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму <данные изъяты> руб.), от 04.02.2010 (остаток на 31.12.2019 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.), от 15.01.2019 (остаток на 31.12.2019 — <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму - <данные изъяты> руб.), от 12.07.2006 (остаток на 31.12.2019 — <данные изъяты> руб., движение денежных средств по счету не осуществлялось); указаны 2 банковских счета в ПАО Сбербанк (по информации ПАО Сбербанк, такие счета отсутствуют): от 23.11.2017 остаток на 31.12.2019 - <данные изъяты> руб.. от 24.02.2019 остаток на 31.12.2019 - <данные изъяты> руб.; не отражен доход от вклада в размере <данные изъяты> руб. в ПАО Сбербанк по счету от 15.01.2019; не верно указан вид собственности общая совместная (вместо долевой) на земельный участок площадью <данные изъяты> м2, не указаны транспортные средства: ГАЗ-3102, 1997 года выпуска, ИЖ-Ю-4К, 1984 года выпуска, снегоход <№> YAMAHA, 2013 года выпуска, не указано маломерное моторное судно <данные изъяты> со стационарным двигателем К-161-2. мощностью 90 л.с., дата регистрации судна 16.05.2017, в разделе 1 справки о доходах завышен доход на 366,3 руб. (пенсия).

В справке о доходах ФИО2 (супруги) за отчетный 2019 год не отражены 2 банковских счета, открытых в ПАО Сбербанк: от 13.04.2006 (остаток на 31.12.2019 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму <данные изъяты> руб.), от 06.11.2018 (остаток на 31.12.2019 - <данные изъяты> руб., зачислены денежные средства на сумму <данные изъяты> руб.), не отражен доход от 2 вкладов в размере <данные изъяты> руб. в ПАО Сбербанк, в том числе: <данные изъяты> руб. по счету от 13.04.2006, <данные изъяты> руб. по счету от 06.11.2018; не верно указан вид собственности общая совместная (вместо общей долевой) на земельный участок площадью <данные изъяты> м2, в разделе 1 справки о доходах занижен доход на <данные изъяты> руб. (пенсия).

Материалы проверки, в т.ч. полученные Управлением профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области ответы на направленные запросы, в т.ч. о наличии у Хорева В.Г. и его супруги на отчетные даты счетов в Сбербанке, движении денежных средств и остатках денежных средств на них, размера полученных доходов, наличии в собственности недвижимого имущества, транспортных средств, в т.ч. зарегистрированных за Хоревым В.Г. и не указанных в сведениях об имуществе транспортных средствах - автомобиля ГАЗ-3102, 1997 года выпуска, мотоцикла ИЖ-Ю-4К, 1984 года выпуска, снегохода <№> YAMAHA, 2013 года выпуска, водного транспорта - маломерного моторного судна <данные изъяты> представлены суду и подтверждают выявленные в результате проверки факты представления административным истцом недостоверных и неполных сведений о доходах и имуществе его и его супруги за 2017-2019 годы (л.д.18,14,21,2,25,29-32,35,39-40,46-47,53,59-60).

Также из указанной выписки следует, подтверждается представленными суду материалами проверки и не оспаривается административным истцом, что в ходе проверки Хорев В.Г. знакомился с материалами проверки, давал письменные пояснения по выявленным фактам

представления недостоверных сведений, согласно которым не указал банковские счета, т.к. считал, что они закрыты или не действуют, по зарплатной карте доход указал в разделе 1 справки доходах, указал 2 несуществующих банковских счета по ошибке, не отразил автомобиль ГАЗ-3102, т.к. считал, что не должен указывать, потому что автомобиль был украден (представлена копия справки, уголовное дело <№> от 05.02.2008), не указал мотоцикл ИЖ-Ю-4К, т.к. продал в 2016 году (представил копию договора купли-продажи от 20.01.2016), при этом согласно представленной копии письма без даты и без номера за подписью начальника ОГИБДД МО МВД России «Нолинский», автомобиль ГАЗ-3102 принадлежит Хореву В.Г. и находится в розыске с 08.02.2008, в отношении данного транспортного средства запрещены любые регистрационные действия, ИЖ-Ю-4К зарегистрирован Хоревым В.Г. 21.03.2006 и снят с учета только 12.08.2021; занижение или завышение доходов обусловлено ошибкой в расчетах; не указал маломерное моторное судно <данные изъяты> и снегоход <№> YAMAHA по ошибке при заполнении, кроме того, справки за 2018 и 2019 годы заполнял не лично и его ошибка в том, что после заполнения их подписал, не проверив подлинность данных.

По заключению Управления профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области характер и объем не представленных депутатом Хоревым В.Г. сведений о доходах не относятся к малозначительным и несущественным критериям привлечения к ответственности за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, либо случаям, которые не образуют коррупционный проступок, указанным в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения».

20.08.2021 на основании п. 1 ч. 13 ст. 4 Закона Кировской области от 03.08.2017 № 94-ЗО Губернатор Кировской области, полагая допущенные депутатом Хоревым В.Г. искажения сведений о доходах и об имуществе существенными, направил в Нолинскую районную Думу Кировской области заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Нолинской районной Думы Хорева В.Г., с приложением выписки из доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Хоревым В.Г. (л.д.18 т.1). Указанное заявление поступило в Нолинскую районную Думу 30.08.2021.

Нолинской районной Думой на 67-ом внеочередном заседании 17.09.2021 по результатам рассмотрения заявления Губернатора Кировской области принято решение о прекращении полномочий депутата Нолинской районный Думы Кировской области Хорева В.Г. (л.д.27 т.1).

Из протокола заседания Думы от 17.09.2021 следует, что из 20 избранных депутатов на данном заседании присутствовали 11, обращение Губернатора Кировской области было зачитано, по каждой строке справки шло обсуждение, Хорев В.Г. давал пояснения, по вопросу о снятии с Хорева В.Г. полномочий депутата проведено тайное голосование, по итогам которого 8 голосов «за» и 3 «против», воздержавшихся нет (л.д.26 т.1).

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Судом установлено, что проверка достоверности и полноты представленных депутатом Нолинский районной Думы Кировской области Хоревым В.Г. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017-2019 годы, проведена на основании поступившей от государственного органа информации компетентным органом в установленный законом срок. Выявленный в результате проверки факт представления депутатом Хоревым В.Г. сведений о своих и своей супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017, 2018 и 2019 годы, содержащих заведомо недостоверные и неполные сведения, о которых изложено выше, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, в т.ч. представленными суду сведениями государственных органов и Сбербанка, запрошенными Управлением профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора и Правительства Кировской области, в связи с чем у Губернатора Кировской области имелись правовые основания для обращения в Нолинскую районную Думу Кировской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Хорева В.Г. и наличии у данного представительного органа местного самоуправления обязанности по принятию соответствующего решения в установленной законом процедуре и срок. Решение Нолинской районной Думы о прекращении полномочий депутата Хорева В.Г. принято при наличии на то оснований, предусмотренных законодательством, правомочным органом, при соблюдении порядка принятия оспариваемого решения, большинством голосов в установленный законом срок.

Факт представления неполных и недостоверных сведений о своих и своей супруги имуществе и доходах административным истцом фактически не отрицается, при этом его доводы об отсутствии умысла на сокрытие доходов и имущества судом не учитываются, поскольку, как установлено в судебном заседании, поданные Хоревым В.Г. сведения являлись заведомо недостоверными о размере полученных им и супругой доходах, неполные о находящемся в его собственности имуществе – транспортных средствах и маломерном судне и открытых банковских счетах, по некоторым из которых движение денежных средств осуществлялось в значительных размерах, кроме того, по его словам, сведения за 2018 и 2019 год составлялись не им лично и не были им проверены, тогда как достоверность и полнота данных сведений была им подтверждена, о чем свидетельствуют его подписи в представленных суду справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его и его супруги, при этом административный истец не воспользовался своим правом в течение одного месяца после истечения срока подачи сведений подать уточненные сведения.

Доводы административного истца об отсутствии у прокурора Нолинского района Кировской области полномочий на обращение к Губернатору Кировской области судом приняты быть не могут, поскольку в силу ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в предмет прокурорского надзора за соблюдение законов входит соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, при этом к полномочиям прокурора при осуществлении возложенных на него функций относится принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

Доводы административного истца о том, что обсуждения депутатами выявленных при проверке допущенных им нарушений не производилось, что итоги голосования были иными, опровергаются протоколом заседания Думы, доказательствами не подтверждены. Мотивы, по которым большинство депутатов проголосовало за прекращение депутатских полномочий Хорева В.Г., в предмет доказывания по данному делу не входят. То обстоятельство, что ранее - 28.04.2021 при рассмотрении представления прокурора Нолинского района Кировской области депутатами Нолинской районной Думы было принято решение о не прекращении полномочий Хорева В.Г., о незаконности оспариваемого решения не свидетельствует, поскольку решение от 17.09.2021 принято в связи с поступлением заявления высшего должностного лица Кировской области и в том числе по иным основаниям, установленным в результате проверки полноты и достоверности представленных Хоревым В.Г. сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за больший период.

Также судом не могут быть приняты во внимание доводы Хорева В.Г. о малозначительности допущенных им нарушений и несоразмерности примененной к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).

Административный истец, вступив в должность депутата представительного органа местного самоуправления, принял на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, поэтому возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Кроме того, допущенные Хоревым В.Г. нарушения не были признаны несуществленным искажением сведений о доходах ни Губернатором Кировской области, ни большинством депутатов Нолинской районной Думы на заседании 17.09.2021, в связи с чем не подлежал применению Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, утвержденного решением Нолинской районной Думы Кировской области от 29.01.2020 № 49/279. Данным Порядком, опубликованным в Сборнике нормативных актов органов местного самоуправления Нолинского района Кировской области от 29.01.2020 № 49 (л.д. 33 т.1), определяется порядок принятия решения о применении мер ответственности к должностному лицу, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, что изложено в п.1 Порядка.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Иных мер юридической ответственности, помимо досрочного прекращения полномочий, дисциплинарных взысканий по отношению к депутату частью 10.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено.

Коррупционный мотив заключается в том, что при отсутствии полных и достоверных сведений не представляется возможным сделать вывод о соблюдении лицом, замещающим муниципальную должность, установленных ограничений и запретов.

Досрочное прекращение полномочий депутата в зависимость от результатов его деятельности действующим законодательством не ставится, поэтому правового значения длительное и добросовестное исполнение Хоревым В.Г. депутатский полномочий, на что он ссылается, не имеет. Вопрос о полноте и достоверности предоставляемых административным истцом сведений до 2017 года предметом рассмотрения по настоящему делу не является, поэтому доводы Хорева В.Г. о том, что ранее никаких нарушений при подаче им сведений не выявлялось, судом отвергаются. Также суд полагает надуманными доводы административного истца о том, что снятие с него полномочий вызвано чьим-то желанием снять его с руководящей должности.

Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленный Министерством труда и социальной зашиты Российской Федерации и опубликованный в письме от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526, имеет рекомендательный характер, кроме того, меры ответственности депутата регулируются специальными нормами.

Также судом не могут быть приняты доводы Хорева В.Г. о применении административным ответчиком неопубликованного муниципального нормативного правового акта – Положения о представлении лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного решением Нолинской районной Думы Кировской области от 30.03.2016 № 63/351, поскольку указанное положение при принятии оспариваемого решения не применялось, признано утратившим силу решением Нолинской районной Думы Кировской области от 29.11.2017 № 19/111 в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», Законом Кировской области от 03.08.2017 № 94-ЗО «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки их достоверности и полноты», которыми были предусмотрены основания и порядок досрочного прекращения депутатских полномочий.

Таким образом, судом не установлено наличия совокупности таких условий для признания оспариваемого решения Нолинский районной Думы Кировской области незаконным, как несоответствие решения нормативным правовым актам и нарушения данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем при установленных судом обстоятельствах оснований для признания решения о прекращении полномочий депутата Хорева В.Г. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.09.2021 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.11.2021.

░░░░░                              ░░░░░░░░░ ░.░.

2а-296/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Хорев Вячеслав Геннадьевич
Ответчики
Нолинская районная Дума Кировской области
Другие
Двоеглазова Наталья Николаевна
Коновалов Алексей Леонидович
Прокуратура Нолинского района
Правительства Кировской области
Управление профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора
Халевина Ольга Ивановна
Губернатор Кировской области
Суд
Нолинский районный суд Кировской области
Судья
Горбунова С.В.
Дело на сайте суда
nolinsky.kir.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2021Предварительное судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее