УИД 59RS0004-01-2023-001516-87
Дело № 33-1815/2024
номер дела в суде первой инстанции 2-2283/2023
Судья Будилова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 12 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Казакова М.В., Хузяхралова Д.О., при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2283/2023 по апелляционному представлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора на решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Казакова М.В., пояснения представителя истца Цилинской Ю.А., представителя ответчика Плотникова Н.П., представителя третьего лица Шелестовской Е.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале ** выдела ** Соликамского участкового лесничества, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-8). В обоснование требований указано, что на основании решения от 18.01.2023 проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в квартале ** выдела ** Соликамского участкового лесничества в координатах N **; Е ** на территории лесного фонда расположена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 0,001 га. Земельный участок, на котором обнаружено несанкционированное размещение отходов, в аренду либо на ином вещном праве третьим лицам не передавался. Согласно информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края сведения об указанной свалке занесены в реестр свалок, находящихся на землях лесного фонда. На Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края возложена функция и обязанность по охране лесов, в том числе, от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а также функция по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления с территории земель лесного фонда, не находящихся в аренде.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных объяснениях по заявленным требованиям.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснил, что свалка была ликвидирована в сентябре 2023 года.
Представитель третьего лица ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку в указанном истцом месте на текущий момент свалка отсутствует.
Представитель третьего лица администрации Соликамского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 02.11.2023 в удовлетворении исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора отказано.
В апелляционном представлении Березниковский межрайонный природоохранный прокурор просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что осмотр 28.09.2023 производился природоохранной прокуратурой в присутствии должностного лица Соликамского участкового лесничества, которое также присутствовало при проведении первоначального осмотра 01.11.2022, при этом замечания указанным должностным лицом не были высказаны, что свидетельствует о тождественности местности. Несоответствие координат, указанных в акте осмотра от 01.11.2022, и координат, указанных в протоколе инструментального обследования земельного участка от 13.09.2023, связано с применением Соликамским лесничеством ГКУ «Управление лесничества Пермского края» GPS-навигатора, с помощью которого возможно определить только географические координаты, а Управлением Росреестра по Пермскому краю при проведении инструментального обследования применяется система координат МСК-59 с определением координат поворотных точек на местности, что позволяет определить точные границы и координаты объектов и земельных участков. При этом указанная территория не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем, учитывая положения ГОСТ 30772-2001, такая свалка признается несанкционированной свалкой отходов. Доводы ответчика и третьего лица относительно ликвидации 07.09.2023 указанной несанкционированной свалки не нашли своего подтверждения в ходе осмотров 13.09.2023, 20.10.2023, 28.10.2023, что подтверждается актами осмотра и фототаблицами к ним. Указание в актах осмотра на частичное нахождение отходов под дерном также не свидетельствует об отсутствии свалки. Учитывая, что Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не принят комплекс мер, направленных на организацию ликвидации свалки, у Березниковского межрайонного природоохранного прокурора отсутствовали основания для отказа от иска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, Березниковским межрайонным природоохранным прокурором неоднократно приобщались к материалам дела дополнительные доказательства наличия несанкционированной свалки.
Представителем ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края представлены письменные возражения против доводов апелляционного представления, просит решение оставить без изменения.
Представителем третьего лица ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» представлены возражения против доводов апелляционного представления, в которых просит решение оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения. Согласно письменным пояснениям от 20.02.2024 место уборки мусора в рамках акции «Живи лес», проведенной 07.09.2023 в квартале ** выделе **, соотносится с границами свалки, зафиксированной в акте от 01.11.2022. Акт от 13.09.2023 составлен в отсутствие представителя ГКУ «Управление лесничествами Пермского края», при этом из акта невозможно установить, какое место зафиксировано. Ликвидация свалки подтверждается материалами, предоставленными Соликамским лесничеством, составленными после проведенной акции «Живи лес». На момент проведения акции «Живи лес» иные свалки отсутствовали. На сегодняшний день установить наличие или отсутствие свалок в квартале ** выделе ** Соликамского участкового лесничества не представляется возможным в связи со снежным покровом.
В ответ на запрос Пермского краевого суда Управление Росреестра по Пермскому краю 20.02.2024 пояснило, что утверждение о том, что обследованный 13.09.2023 участок располагается в Соликамском участковом лесничестве квартал ** выдел ** основано на содержании требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора от 07.09.2023 с учетом указания места обследования на местности помощником прокурора. В качестве объекта привязки был выбран ближайший к обследуемому участку объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером **. При обследовании земельного участка произведен обмер по фактическому складированию мусора, находящегося на поверхности.
В дополнительных пояснениях от 20.02.2024 Березниковским межрайонным природоохранным прокурором указано, что все проведенные с 01.11.2022 обследования осуществлены с участием одного и того же представителя истца – помощника прокурора Костаревой Е.Н., что подтверждает проведение обследований на рассматриваемом участке местности. Схематический чертеж земельного участка к протоколу от 13.09.2023 также указывает на то, что обследование осуществлено на обозначенном участке. При подготовке искового заявления точка координат расположения свалки указана ** с.ш., ** в.д., что является технической опиской, которая также допущена должностными лицами Соликамского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» при написании акта планового осмотра от 01.11.2022. В ходе обследования 01.11.2022 точная площадь свалки не измерялась, так как на местности имелся устойчивый снежный покров. По ранее представленной информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края иные свалки в границах квартала ** выдел ** Соликамского лесничества отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления подлежит устранению в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
В соответствии ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3.4.16 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п Министерство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и меры по тушению лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.
Принимая во внимание, что в компетенцию Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края входит, в том числе, охрана лесов, оснований для отказа в иске к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края у суда первой инстанции не имелось.
Судом первой инстанции установлено, что 01.11.2022 помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костаревой Е.Н. с участием представителя Соликамского лесничества ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» Ряпосова Ю.Н., представителя администрации Соликамского городского округа Вихарева А.В. произведен осмотр выдела ** квартала ** Соликамского участкового лесничества.
Согласно акту о результатах осмотра от 01.11.2022 (л.д. 9-10) в лесном массиве с использованием GPS-навигатора напротив дома № ** по ул. **** п. Усовский Соликамского городского округа обнаружено на почве размещение твердых бытовых отходов на площади 10 кв.м. Отходы размещены в точке N ** Е **. Замечания к акту отсутствуют.
Из ответа ГКУ Пермского края «Управление лесничествами Пермского края» № 01-09-910 от 02.11.2022 (л.д. 16) следует, что в результате обследования 01.11.2022 в квартале ** выдел ** Соликамского участкового лесничества (Половодовское сельское) обнаружено загрязнение лесов отходами производства и потребления. Место обнаружения отходов по данным Публичной кадастровой карты на момент обследования относится к землям населенного пункта п. Усовский Соликамского городского округа.
Согласно ответу администрации Соликамского городского округа № СЭД-153-026-02-08б-1342 от 09.11.2022 (л.д. 17) несанкционированная свалка бытового мусора, находящаяся в границах водоохраной зоны пруда п. Усовский, расположена на землях лесного фонда в квартале 134 выдел 20 Соликамского (Половодовское) участкового лесничества. Собственником данного лесного участка является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Контроль за данной территорией осуществляет ГКУ «Соликамское лесничество».
В ответ на запрос прокурора Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 23.12.2022 (л.д. 20-21) сообщило, что согласно акту осмотра лесного участка от 01.11.2022 на территории Соликамского (Половодовского) участкового лесничества Соликамского лесничества выявлена свалка бытовых отходов в лесном квартале 134 выдел 20 площадью 0,001 га. Соликамским лесничеством ГКУ «Соликамское лесничество» 22.12.2022 направлено заявление в МВД России по Соликамскому городскому округу (л.д. 22) для проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью установления и привлечения к ответственности виновных лиц, однако Министерство не является собственником лесных участков и не имеет полномочий по самостоятельному обеспечению ликвидации мест несанкционированных свалок.
Решением Березниковского межрайонного природоохранного прокурора № 2 от 18.01.2023 (л.д. 28) помощнику прокурора Костаревой Е.Н. предписано провести проверку в Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в целях обеспечения экологической безопасности в части исполнения законодательства об отходах производства и потребления в период с 20.01.2023 по 14.02.2023.
Согласно справке о результатах проверки № 20570058-38ж-2021/ВнП10-23 от 31.01.2023 (л.д. 29-34), в ходе проверки установлено, что по состоянию на 18.01.2023 в квартале ** выдела ** Соликамского участкового лесничества в координатах N **; ** на территории лесного фонда расположена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 0,001 га. С учетом действующего законодательства проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по организации очистки земельных участков, находящихся в лесном фонде, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
31.01.2023 Березниковским межрайонным природоохранным прокурором по итогам проведенной проверки внесено представление (л.д. 35-40) Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по результатам рассмотрения представления прокурора от 07.03.2023 (л.д.41-42) ответчик выразил несогласие с данным представлением, указав, что полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда не переданы субъектам Российской Федерации и не являются собственными полномочиями субъекта Российской Федерации, так как земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Министерство не наделено соответствующими полномочиями в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно акту патрулирования лесов от 29.06.2023 (л.д. 105-106), проводимого с целью установления ликвидации несанкционированной свалки отходов, обнаруженной 31.08.2021 в районе п. ****, установлено наличие в лесном массиве выдел ** квартал ** Соликамского участкового лесничества (Половодовское сельское) складирование бытовых отходов в виде стеклянных и пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, кусков шифера на земельном участке площадью 0,001 га.
Из фототаблицы (л.д. 107) следует, что местоположение складирования бытовых отходов определены 29.06.2023 GPS-навигатором в координатах:
- С-** В-**
- С-** В-**
- С-** В-**
- С-** В-**
В соответствии с протоколом от 13.09.2023 инструментального обследования земельного участка (л.д. 141), расположенного по адресу: Соликамское участковое лесничество, квартал ** выдел **, с участием специалиста Управления Росреестра по Пермскому краю З. установлено, что общая площадь земельного участка, занятого складированием твердых бытовых отходов, составила 385 кв.м. Каталог координат поворотных точек на местности:
№ точки X У
1 ** **
2 ** **
3 ** **
4 ** **
5 ** **
6 ** **
7 ** **
Согласно письму ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» от 19.09.2023 (л.д. 122) с приложением фототаблицы (л.д. 120-128), выкопировки карты (л.д. 127-128) 07.09.2023 в рамках благотворительной акции «Живи лес» на территории п. **** Соликамского городского округа Соликамского участкового лесничества в квартале ** выдел ** проведены мероприятия по уборке и утилизации несанкционированной свалки.
28.09.2023 помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора с участием мастера леса Соликамского участкового лесничества ГКУ ПК «Управление лесничества по Пермскому краю» произведен осмотр территории лесного фонда квартал ** выдел ** Соликамского лесничества, по результатам которого составлен акт осмотра (л.д. 116), согласно которому на территории лесного фонда напротив жилого дома по адресу: **** имеется бытовой мусор, практически полностью расположенный под дерном. Площадь, занятая мусором, составляет примерно 350 кв.м. Точно определить площадь и объем мусора затруднительно в связи с тем, что мусор практически полностью зарос дерном и травянистой растительностью.
20.10.2023 помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора с участием мастера леса Соликамского участкового лесничества ГКУ ПК «Управление лесничества по Пермскому краю», начальника отдела по экологии и природопользованию администрации Соликамского городского округа произведен осмотр территории лесного фонда квартал ** выдел ** Соликамского лесничества и составлен акт о результатах осмотра (л.д. 158), согласно которому в лесном массиве примерно в 50 метрах от п. **** Соликамского городского округа на почве имеется бытовой мусор, который частично расположен под дерном. Площадь, занятая мусором, составила примерно 300-350 кв.м. Точную площадь и объем свалки установить не представляется возможным, так как часть мусора расположена под травянистой растительностью.
Согласно особому мнению мастера леса Соликамского участкового лесничества ГКУ «Управление лесничеством Пермского края» от 02.11.2023 (л.д. 159) свалка, расположенная в населенном пункте ****, убрана 07.09.2023 в полном объеме до почвенного покрова.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствует объективное подтверждение факта наличия на дату рассмотрения дела в заявленном в иске местоположении несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки являются ошибочными.
Из материалов дела и пояснений участников процесса установлено, что на территории п. **** Соликамского городского округа Соликамского участкового лесничества в квартале ** выдел ** расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что подтверждается актом о результатах осмотра от 01.11.2022 (л.д. 9-10). Наличие несанкционированной свалки сторонами спора не отрицалось.
Несанкционированная свалка на территории Соликамского (Половодовского) участкового лесничества в лесном квартале ** выдел ** существовала на момент обследования 01.11.2022, данная свалка включена в реестр свалок, находящихся на землях лесного фонда, что подтверждается самим Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, при этом доказательства ее ликвидации отсутствуют.
Так, в ходе осмотра 01.11.2022 местоположение свалки установлено с использованием GPS-навигатора как точка координат N ** Е **, однако из акта от 01.11.2022 следует, что свалка имеет некую площадь, примерно составляющую 10 кв.м., при этом достоверно ни площадь свалки, ни ее границы не были определены надлежащим образом.
Из письменных пояснений прокурора следует, что определить точную площадь не представлялось возможным в связи с наличием снежного покрова.
Таким образом, прокурор на момент проведения проверки, установив факт наличия свалки, местоположение этой свалки надлежащим образом не определил и в таком виде предъявил исковые требования в суд. При этом истцом в исковом заявлении допущена еще и техническая ошибка в указании координат местоположения свалки, а именно: в исковом заявлении координаты точки расположения несанкционированной свалки указаны N ** Е ** вместо N ** Е **. Эта же ошибка допущена и должностными лицами Соликамского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края». В частности, ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» проводили в дальнейшем исследования по координатам N ** Е **, которые находятся в ином месте и не совпадают с местоположением свалки, определенной прокурором. При этом ни Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ни ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» не были предприняты меры к установлению совместно с прокурором границ и площади свалки.
В письме от 19.09.2023 ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» сообщают о том, что в рамках акции «Живи лес» 07.09.2023 проведены мероприятия по уборке мусора на территории Соликамского (Половодовского) участкового лесничества в лесном квартале ** выдел **, но при этом границы свалки и ее площадь точно не определены, в связи с чем невозможно утверждать с точностью, что убрана именно спорная свалка, а не какая-либо иная свалка, так как после указанной акции помощником прокурора совместно со специалистом Управления Росреестра по Пермскому краю в ходе проведения инструментального обследования 13.09.2023 установлено наличие свалки, при этом определены точки границ свалки в системе координат МСК-59, а также установлена ее точная площадь 385 кв.м., которая, в целом, сопоставима с площадью, указанной далее в актах осмотра от 28.09.2023 и 20.10.2023. При этом из пояснений прокурора следует, что обследования проводились всегда одним и тем же помощником прокурора и в одном и том же месте.
Акты осмотров от 28.09.2023 и 20.10.2023 с приложенными фотоматериалами к ним подтверждают наличие бытового мусора, а значит в ходе акции «Живи лес» был убран иной мусор либо часть мусора со свалки, ликвидировать которую просит истец, при этом свалка, о ликвидации которой просит истец, в полном объеме не ликвидирована.
Данный вывод основан на том, что площадь и границы несанкционированной свалки до 13.09.2023 не были установлены и не были известны, так как определение местоположения свалки, имеющей границы и площадь, как точки на местности (то есть без определения границ и с примерным определением площади) не свидетельствуют о надлежащем определении местоположения свалки. Ответчик и третье лицо самостоятельно, как было указано выше, местоположение свалки совместно с прокурором также не определяли. Место очистки леса от мусора в рамках акции «Живи лес» не совпадает с местом свалки, указанной прокурором (отличаются числовые значения координат и их взаимное расположение относительно друг друга), при этом после проведения акции «Живи лес» прокурор вновь выезжал на место свалки со специалистом Управления Росреестра по Пермскому краю и установил, что свалка не ликвидирована, при этом были определены ее границы и площадь.
Довод представителя ответчика о том, что в ходе проведения инструментального обследования 13.09.2022 представитель ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края» не участвовал, не может служить основаниям для признания проведенного исследования недействительным, так как специалист Управления Росреестра по Пермскому краю не является заинтересованным лицом, при этом он наблюдал свалку непосредственно и из его пояснений следует, что мусор лежит на поверхности, свалка не ликвидирована, определены ее границы и площадь. В связи с этим доводы о том, что свалка была ликвидирована в рамках акции «Живи лес» являются необоснованными.
Доказательства того, что несанкционированная свалка в настоящий момент ликвидирована, не представлены. Поскольку неисполнение ответчиком действий по организации сбора и ликвидации отходов негативно влияет на состояние окружающей среды и экологическую безопасность района, нарушает право на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований. Поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, обязанность по ее ликвидации возлагается на компетентный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которым на территории Пермского края является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно заявленным прокурором требованиям, истец просит возложить на ответчика обязанность ликвидировать свалку в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Из дополнительных пояснений по делу от 20.02.2024, представленных представителем ответчика по запросу судебной коллегии, не следует, что для исполнения требования о ликвидации свалки требуется больше времени, чем указано истцом.
Таким образом, с учетом требований прокурора и позиции представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края судебная коллегия приходит к выводу о возможности установления срока для исполнения решения суда и ликвидации свалки до 15.09.2024.
Доводы ответчика о том, что мусор находится под дерном, что свидетельствует об отсутствии свалки, невозможности ее ликвидировать, поскольку в этой ситуации образовалась новая экосистема, подлежат отклонению. Мусор, в значительном количестве скопившийся в лесу, что свидетельствует о возникновении стихийной свалки, расположенной на значительной площади, которая должна быть ликвидирована. То, что отдельные элементы мусора оказались под дерном, не свидетельствует о том, что нет оснований ликвидировать свалку.
Судебная коллегия приходит также к выводу, что судом первой инстанции не в полной мере исполнены функции на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
В силу требований статьи 147 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по каждому гражданскому делу является обязательной подготовка дела к судебному разбирательству, задачами которой в соответствии с положениями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; примирение сторон.
В силу положений статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству судья, в том числе, опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок; по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организации или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2012 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для предоставления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Как было указано выше, прокурор, установив факт наличия свалки, не предпринял мер к определению ее границ и площади, указав местоположение свалки (площадного объекта) как точки на местности.
В указанной связи суду первой инстанции на стадии подготовки дела к судебному разбирательству следовало предложить истцу уточнить исковые требования, а также проверить доводы лиц, участвующих в деле, об исполнении требований прокурора и соотношении этих доводов с предметом заявленных исковых требований. При наличии результатов инструментального обследования от 13.09.2023 суду первой инстанции следовало соотнести их с предметом заявленных требований, а также с доказательствами, представленными лицами, участвующими в деле.
Так, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора лишь потому, что отсутствует объективное подтверждение существования свалки в месте, указанном в исковом заявлении, является неоправданным, поскольку в иске местоположение свалки не указано, при этом иск основан на акте от 01.11.2022, где местоположение свалки (площадного объекта) указано как точка на местности (то есть без указания границ и площади), что свидетельствует не об отсутствии свалки, а о ненадлежащем определении ее границ. Границы и площадь свалки определены в ходе инструментального обследования 13.09.2023, состоявшегося уже после проведения акции «Живи лес», в ходе которой якобы указанная истцом свалка была ликвидирована, однако 13.09.2023 эта же свалка была вновь обнаружена истцом и специалистом Управления Росреестра по Пермскому краю. При этом акция «Живи лес» была проведена в ином месте, на что указано выше. Также при этом следует учесть пояснения лиц, участвующих в деле, что в указанном месте всегда существовала только одна свалка, которая была установлена 01.11.2022, а затем 13.09.2023 и в ходе более поздних обследований, сведения о которых имелись в распоряжении суда первой инстанции. Данный вывод, учитывая координаты мест свалок в соответствии с актами от 01.11.2022, от 07.09.2023, от 13.09.2023, делает безосновательными утверждения как о ликвидации свалки в месте, указанном прокурором, так и о том, что в данном случае прокурор настаивает на ликвидации некой иной свалки, поскольку все обследования проводились всегда одним и тем же помощником прокурора и в одном и том же месте, при этом обследования проводились с участием представителей ответчика и третьего лица как до акции «Живи лес», так и после этого.
Таким образом, функции суда на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в полной мере не были выполнены, что привело к принятию неверного решения.
При таких обстоятельствах вынесенное судом первой инстанции решение не отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным.
Соответственно, оснований для отказа в удовлетворения данных требований у суда первой инстанции не имелось. Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении соответствующих требований прокурора. Местоположение свалки следует определить в соответствии с данными инструментального обследования от 13.09.2023.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 ноября 2023 года отменить, принять новое решение.
Требования Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность в срок до 15 сентября 2024 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале ** выдела ** Соликамского участкового лесничества, в следующих координатах:
№ точки |
X |
У |
1 |
** |
** |
2 |
** |
** |
3 |
** |
** |
4 |
** |
** |
5 |
** |
** |
6 |
** |
** |
1 |
** |
** |
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 41 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░ 2023 ░░░░
№ ░░░░░
X
░
1
**
**
2
**
**
3
**
**
4
**
**
5
**
**
6
**
**
1
**
**