Решение по делу № 2а-413/2020 от 24.01.2020

Дело № 2а- 413/2020            РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
19 июня 2020 г.     г. Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О.Г., единолично, при ведении протокола помощником судьи Касаткиным А.М.,

без участия сторон и заинтересованных лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново

дело по административному иску Шарова Владимира Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации, министру обороны Российской Федерации - Шойгу Сергею Кужугетовичу о признании действий незаконными,

установил:

Шаров В.Н. обратился в суд с указанным административным иском, мотивировав его тем, что приказом Министра обороны РФ по личному составу от 19.05.2014 №292 в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 19.05.1995 №501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» административному истцу было присвоено звание «Ветеран военной службы».

Во исполнение вышеуказанного Приказа Министра обороны РФ по личному составу от 19.05.2014 №292 Шарову В.Н. выдано бессрочное удостоверение ветерана военной службы серия .

Однако приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 26 апреля 2019г. №286 «отменена как нереализованная позиция в параграфе 3 приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 19.05.2014 №292 в части присвоения звания «Ветеран военной службы» Шарову В.Н.».

Поскольку приговором суда административный истец не был лишен звания «Ветеран военной службы», действия административного ответчика противоречат федеральному законодательству.

Отмена приказа Министра обороны РФ по личному составу от 19.05.2014 №292 в части присвоения административному истцу звания «Ветеран военной службы» может повлечь утрату Шаровым В.Н. удостоверения, подтверждающего звание «Ветеран военной службы» и, как следствие, всех причитающихся льгот.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать отсутствие полномочий у Министра обороны РФ на отмену приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 19.05.2014 №292 о присвоении звания «Ветеран военной службы» по критерию его нереализованности, признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим, со дня вступления в законную силу решения суда, приказ Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 26 апреля 2019г. №286 в части «отмены как нереализованной позиции в параграфе 3 приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 19.05.2014 №292 в части присвоения звания «Ветеран военной службы» Шарову В.Н.

В ходе судебного разбирательства административным истцом изменен предмет административного иска.

Истец просит суд признать отсутствие у Министра обороны РФ полномочий на решение вопроса отмены как не реализованной позиции в параграфе 3 приказа Министра обороны РФ по личному составу от 19.05.2014 №292 в части присвоения звания «Ветеран военной службы» Шарову В.Н.»;

признать незаконными действия Министра обороны РФ по изданию приказа по личному составу от 26.04.2019 №286 в части «отмены как не реализованной позиции в параграфе 3 приказа Министра обороны РФ по личному составу от 19.05.2014 №292 в части присвоения звания «Ветеран военной службы» Шарову В.Н.

Определением Ленинского районного суда г.Иваново от 20.03.2020 принят отказ административного истца Шарова В.Н. от административных исковых требований к Министерству обороны РФ, Министру обороны Российской Федерации - Шойгу С.Г. в части признания противоречащим федеральному законодательству и не действующим, со дня вступления в законную силу решения суда, приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 26 апреля 2019г. №286 в части «отмены как нереализованной позиции в параграфе 3 приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 19.05.2014 №292 в части присвоения звания «Ветеран военной службы» Шарову В.Н.». Производство по делу в этой части прекращено.

Административный истец Шаров В.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался в установленном законом порядке, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие. Участвуя ранее, настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснял, что по линии министерства обороны никаких льгот не получает, пенсию получает на основании закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет удостоверение ликвидатора Чернобыльской аварии.

Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, направил возражения на иск, существо которых сводится к тому, что истцом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями, кроме того, истец не относится к категории лиц, которые могут быть признаны ветеранами военной службы в силу закона «О ветеранах», поскольку граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы не являются военнослужащими, на военную службу не призываются. Формулировку «отменить, как нереализованные» в выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 292 следует понимать так, что позиция в части присвоения звания «Ветеран военной службы» Шарову В.Н. не подлежит реализации как ошибочно вынесенная. Просил в иске отказать.

Административный ответчик Министр обороны Российской Федерации Шойгу С.К., уведомленный о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, с ходатайствами и заявлениями не обращался.

Заинтересованные лица Военный комиссариат Ивановской области, Военный комиссариат города Иваново Ивановской области, извещенные о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, представителя в суд не направили. Их представитель Михайловская А.В. ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, участвуя в судебном заседании, поясняла, что все имевшиеся в комиссариате документы суду представлены, разрешение спора оставляла на усмотрение суда.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Военной прокуратуры Ивановского гарнизона, Главного управления кадрами Министерства обороны Российской Федерации не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки в суд не сообщили.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти установлена нормами ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Перечень обстоятельств, подлежащих выяснению судом в ходе рассмотрения дела, установлен ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации, среди которых нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По основаниям ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Часть 5 той же статьи устанавливает, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 той же статьи).

При этом по основаниям части 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вопреки доводам ответчиков о пропуске истцом срока давности для обращения в суд, суд соглашается с ходатайством истца о необходимости восстановления такого срока для проверки в полном объеме приятого Министром обороны решения, учитывая, что из материалов дела следует, что о нарушении своего права истцу стало достоверно известно после уведомления его об этом Военным комиссариатом Ивановской области 19 августа 2019 г. В установленный срок – 15 ноября 2019 г. истец обратился в Ленинский районный суд г. Иваново в целях защиты своего права. Однако определением судьи Ленинского районного суда г. Иваново исковое заявление было возвращено, как неподсудное данному суду. Истцом данное определение было обжаловано в суд вышестоящей инстанции и одновременно подано исковое заявление в Ивановский гарнизонный военный суд. Впоследствии определение Ленинского районного суда г. Иваново, которым иск был возвращен, отменено судебной коллегией по административным делам, исковое заявление возвращено в суд с момента приятии, а принятое к производству административное дело из Ивановского гарнизонного военного суда передано Ленинский районный суд и приято к производству.

Судом установлено, что истец в 1976г. окончил Ивановский химико-технологический институт, неорганический факультет, а также прошел военную подготовку при учебном заведении в 1975г. по .

10.05.1968 Шаров В.Н. был призван на действующую военную службу, 19.05.1970 по окончании срока прохождения военной службы уволен в запас.

В 1979г. Шаров В.Н. прошел 60 дневные сборы при в должности командира взвода. В 1986г. прошел 70 дневные сборы при в должности командира взвода.

В период с 11.05.1986 по 13.07.1986 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно справке МСЭ-2013 № Шарову В.Н. установлена третья группа инвалидности бессрочно, заболевания получены при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Истец также награжден орденом «Мужества» по указу Президента РФ от 22.03.2008.

Судом установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 19.05.2014 №292 Шарову В.Н. присвоено звание «Ветеран военной службы», выдано бессрочное удостоверение Ветерана военной службы .

Приказом Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) от 26.04.2019 №286 позиция в части присвоения звания «Ветеран военной службы» Шарову В.Н. отменена как нереализованная.

В соответствии с положениями ст.5 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличия Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более;

проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ).

Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание «Ветеран военной службы» (п. 2).

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации (п.3 той же статьи).

Согласно определения категории «ветераны военной службы» содержащегося в ст. 5 вышеуказанного закона в редакции от 25 ноября 2013 г. № 37, действующей на момент вынесения приказа Министра обороны РФ по личному составу от 19.05.2014 №292, ветеранами военной службы признавались военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» утверждены Указом Президента РФ от 19.05.1995 N 501.

Согласно п. 2 указанного порядка, лицо, претендующее на звание «Ветеран военной службы», подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран военной службы», предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащими являются офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Вышеуказанные нормы действовали в указанной редакции в момент вынесения приказа Министра обороны РФ по личному составу от 19.05.2014 №292, которым истцу было присвоено знание ветеран труда.

    Совокупный анализ приведённых выше норм Федеральных законов, действовавших на момент принятия Министром обороны оспариваемого приказа, так и действующих в настоящее время, позволяет суду прийти к выводу о том, что основанием для принятия решения о присвоении звания «Ветеран военной службы» является наличие статуса военнослужащего.

Вместе с тем, Шаров В.Н., будучи призванным на военные сборы для ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, не являлся военнослужащим и имел статус военнообязанного, призванного на военные сборы.

Административный истец в свете норм закона «О статусе военнослужащих» так же не являлся уволенным с военной службы по смыслу положений, которыми урегулированы порядок и основания увольнения военнослужащих (ст.23 ФЗ Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

     При указанных обстоятельствах, действия Министра обороны по отмене приказа являлись обоснованными, поскольку правовых оснований для принятия решения о присвоении истцу 19 мая 2014 г. звания «Ветеран военной службы», учитывая редакции Федеральных законов «О ветеранах» и «О статусе военнослужащих», не имелось.

Кроме того, в силу норм п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В силу норм подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.

    Статьей 15 вышеуказанного Федерального закона установлен размер, подлежащей выплате пенсии.

Федеральный закон ФЗ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в статье 13 также разделяет понятия военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы.

Нормами данного Федерального закона военнослужащие и военнообязанные, призванных на сборы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, приравнены в пенсионном обеспечении.

Соответствующих положений в ФЗ «О ветеранах» не содержится.

    Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы урегулировано, в том числе, нормами ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Компенсации гражданам за вред, нанесённый здоровью в результате Чернобыльской катастрофы, предусмотрены разделом 5 настоящего закона.

    Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на социальные льготы, которые дает его статус ликвидатор Чернобыльской аварии, в связи с чем, является получателем пенсии и иных социальных выплат, предусмотренных законом, что подтверждается соответствующим удостоверением.

Судом также установлено, что истец не являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны.

Вопреки доводам административного истца об отсутствии у Министра обороны полномочий на отмену приказа, в силу подпункта 8 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министру обороны Российской Федерации предоставлено право отменять правовые акты органов военного управления и должностных лиц Вооруженных сил, противоречащие федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минобороны России.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

в удовлетворении административного иска Шарова Владимира Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации, министру обороны Российской Федерации - Шойгу Сергею Кужугетовичу о признании действий незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О.Г.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2020.

2а-413/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шаров Владимир Николаевич
Ответчики
Министр обороны Российской Федерации -Шойгу Сергей Кужугетович
Министерство Обороны РФ
Другие
Военная прокуратура Ивановского гарнизона
Военный комиссариат Ивановской области
Военный комиссариат г. Иваново
Военный комиссариат Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново Ивановской области
Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Уенкова Ольга Георгиевна
Дело на сайте суда
leninsky.iwn.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
02.06.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее