Судья Фаустова Г.А. Дело № 33-4056/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2016 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Филиппова А.Е.
судей Семеновой О.В., Богдановой Л.В.
с участие прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Ольшанском А.П.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Ростова-на-Дону в интересах Яничкиной С. А. к администрации города Ростова-на-Дону, третье лицо администрация Советского района г.Ростова-на-Дону об обязании оборудовать входную группу и лестничный марш техническими средствами реабилитации инвалидов, по апелляционной жалобе администрации Советского района г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 ноября 2015 г. Заслушав доклад судьи Семеновой О.В. судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г.Ростова-на-Дону, действуя в интересах Яничкиной С.А. в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд иском об обязании администрации Советского района г.Ростова-на-Дону оборудовать входную группу и лестничный марш подъезда НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. № 605.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что в прокуратуру района поступило обращение ФИО5, действующей в интересах своей дочери - инвалида детства Яничкиной С.А., по вопросу нарушения прав маломобильной группы населения на беспрепятственное пользование жилым помещением.
В ходе проверки установлено, что в соответствии со справкой об инвалидности серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Яничкина С.А. является инвалидом I группы, инвалидность установлена бессрочно и она относится к маломобильной группе населения, для передвижения вынуждена пользоваться креслом-коляской.
Яничкина С.А. проживает в жилом многоквартирном доме на 6 этаже в подъезде НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Входная группа и лестничные марши в подъезде НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН вышеуказанного жилого дома не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов в соответствии с «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», Утвержденная Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, в связи с чем, Яничкиной С.А. затруднен доступ в занимаемое жилое помещение.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 ноября 2015 года исковые требования прокурора Советского района г.Ростова-на-Дону в интересах Яничкиной С.А. к администрации г.Ростова-на-Дону, третье лицо: администрация Советского района г. Ростова-на-Дону об обязании оборудовать входную группу и лестничный марш техническими средствами реабилитации инвалидов удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Ростова-на-Дону оборудовать входную группу и лестничный марш подъезда НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 605.
Не согласившись с данным решением, администрация Советского района подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить постановленное по делу решение и отказать в удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь на положения ст. 19 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в апелляционной жалобе администрация Советского района г. Ростова-на-Дону указывает на то, что при проектировании и строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН обустройство пандусов либо иных устройств доступности предусмотрено не было, а дом в целом как объект недвижимости не является муниципальной собственностью, и финансирование работ по установке пандуса в настоящее время бюджетом не запланировано.
Помимо изложенного апеллянт ссылается на то, что в случае вступления решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону в законную силу, у администрации города Ростова-на-Дону возникнут дополнительные расходные обязательства, которые не запланированы бюджетом, и данное обстоятельство может привести к трудностям исполнения решения и нарушению прав Яничкиной С.А.
Также в жалобе указывается на то, что такой отраслевой (функциональный) орган как Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону к участию в деле привлечен не был.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г. Ростова-на-Дону, прокурора областной прокуратуры Чернову Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и исходил из того, что входная группа и лестничные марши в подъезде НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает истица, не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов в соответствии с «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», Утвержденная Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, данные обстоятельства затрудняют Яничкиной С.А., относящейся к малогабаритной группе населения, доступ в занимаемое жилое помещение и нарушают ее социальные права.
Оснований не согласиться с законностью и обоснованностью таких выводов нижестоящего суда, исходя из доводов жалобы, у судебной коллегии не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Яничкина С.А. является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена с детства и бессрочно.
Также судом установлено, что Яничкина С.А. проживает на шестом этаже в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной в многоквартирном жилом доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, входная группа и лестничные марши в котором не оборудованы техническим средствами реабилитации инвалидов, отвечающим СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Росси от 27 декабря 2011 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу с ч. 1 ст. 15 названного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Учитывая положения приведенных норм материального права, а также факт отсутствия в подъезде НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН предусмотренных указанным санитарными правилами технических средств реабилитации для инвалидов, судебная коллегия по гражданским делам полагает возможным согласиться с выводами суда об обязании администрации г. Ростова-на-Дону оборудовать входную группу и лестничный марш в подъезд вышеуказанными средствами.
Доводы жалобы о том, что жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не является муниципальной собственностью и финансирование работ по обустройству подъезд в нем пандусами не запланировано бюджетом, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для ограничения Яничкиной С.А. условий для беспрепятственный доступа к жилому помещению.
Ссылка в жалобе на непривлечение к участию в деле Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, осуществляющего в пределах предоставленных ему полномочий функции по реализации мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренных действующим законодательством, также представляется необоснованной, поскольку материально-правовые требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону были обращены именно администрации г. Ростова-на-Дону.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Советского района г.Ростова-на-Дону –без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.03.2016 г.