Дело № 33-10707/2024 (2-362/2024)
Судья: Чуракова О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 26.09.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.В. и судей Петуховой Е.В., Владыкиной О.В. при ведении протокола помощником судьи Мальковой Ю.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Перми к Азимовой Светлане Витальевне о взыскании размера возмещения, признании утратившей право пользования,
встречному исковому заявлению Азимовой Светланы Витальевны к Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе Администрации г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 21.05.2024.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В.. судебная коллегия
установила:
Администрация г. Перми обратилась в суд с иском к Азимовой С.В. о взыскании размера возмещения за жилое помещение в сумме 2 464 255 руб., прекращении права собственности, признании утратившей право пользования, выселении из жилого помещения - двухкомнатной квартиры, площадью 42,5 кв.м, с кадастровым номером **, находящейся по адресу: ****.
Требования мотивированы тем, что указанная квартира принадлежит на праве собственности Азимовой С.В., также собственнику жилого помещения принадлежат доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. На основании заключения межведомственной комиссии от 28.09.2015 № 53 начальником управления жилищных отношений
администрации города Перми издано распоряжение от 16.12.2015 № СЭД- 11-01-04-166 о признании многоквартирного жилого дома по адресу: ****, аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Учитывая, что указанные действия собственниками не совершены, изданы: распоряжение заместителя главы администрации города Перми начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от 23.12.2022 № 059-11-01-04-907 об изъятии для муниципальных нужд квартиры № ** площадью 42,5 кв.м. Согласно отчету об оценке № 22/1011-60 от 02.11.2022, выполненному З., рыночная стоимость квартиры, общей площадью 42,5 кв.м., находящейся по адресу: ****, составляет 2 243 000 руб., компенсация за непроизведённый капитальный ремонт - 134 800 руб. Согласно справке от 04.04.2022 № 218-ст Пермской торгово-промышленной палаты размер убытков составляет 86 455 руб. Итого: 2 464 255 руб.
Азимова С.В. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить в собственность взамен аварийного жилого помещения - двухкомнатной квартиры площадью 42,5 кв.м, по адресу: ****, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью 42,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Перми.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть без его участия, первоначальные исковые требования поддержал, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать.
Ответчик в судебное заседание не явился, ранее направил ходатайство, в котором просил дело рассмотреть без его участия, на удовлетворении встречного иска настаивал.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 21.05.2024 постановлено:
исковые требования Муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации г.Перми - удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Азимовой Светланы Витальевны — удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми предоставить Азимовой Светлане Витальевне в собственность благоустроенное жилое помещение в границах г. Перми в виде квартиры общей площадью не менее 42,5 кв.м, взамен квартиры общей площадью 42,5 кв.м., расположенной по адресу: ****.
После предоставления Азимовой Светлане Витальевне жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу: признать Азимову Светлану Витальевну утратившей право пользования квартирой по адресу: **** и выселить из нее; прекратить право собственности Азимовой Светланы Витальевны на квартиру общей площадью 42,5 кв.м., расположенной по адресу: ****, а также на долю в праве долевой собственности на земельный участок по адресу: **** и признать право собственности за Муниципальным образованием «Город Пермь».
В апелляционной жалобе Администрация г. Перми просит названое решение суда отменить, указав на то, что многоквартирный дом по ул. **** включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утв. постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п. В рамках реализации Программы предоставление собственникам жилого помещения взамен аварийного осуществляется путем заключения договоров мены. Способ предоставления жилого помещения (путем заключения договора мены) не указан в резолютивной части решения, что противоречит положениям Программы и затруднит исполнение решения о предоставлении жилого помещения. Кроме того, законодательно не закреплено, что при предоставлении иного благоустроенного жилого помещения собственникам помещения, расположенного в аварийном доме, предоставляемое жилое помещение должно состоять из того же числа комнат, что и аварийное жилое помещение.
В Пермский краевой суд поступили возражения Прокуратуры Свердловского района г. Перми на апелляционную жалобу администрации г. Перми, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. От администрации г. Перми в суд апелляционной инстанции поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Прокурор Прокуратуры Пермского края Левыкина Л.Л. в заключении указала на отсутствие оснований к отмене решения суда.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Азимова С.В. является собственником жилого помещения - двухкомнатной квартиры, площадью 42,5 кв.м., расположенного по адресу: ****, с 09.07.2013.
Согласно справке из отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю от 21.11.2023 Азимова С.В. зарегистрирована по адресу: ****, с 30.06.1981.
На основании заключения межведомственной комиссии от 28.09.2015 № 53 начальником управления жилищных отношений издано распоряжение от 16.12.2015 № СЭД-11-01-04-166 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», которым дом № ** по ул. **** признал аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления.
Указанные действия собственниками не произведены, в связи с чем издано распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 23.12.2022 № 059-11-01-04-907 «Об изъятии жилых помещений по ул. ****, Свердловского района г.Перми», которым предусмотрено изъятие для муниципальных нужд двухкомнатной квартиры, площадью 42,5 кв.м., по адресу: ****.
10.01.2023 в адрес ответчика Управлением жилищных отношений администрации г. Перми направлено уведомление № ** с предложением о заключении договора об изъятии жилого помещения, с проектом договора об изъятии. Однако указанное соглашение ответчиком заключено не было.
Согласно отчету об оценке № 22/1011-60 от 02.11.2022, выполненному З., рыночная стоимость квартиры, общей площадью 42,5 кв.м., находящейся по адресу: **** составляет 2 243 000 руб., компенсация за непроизведённый капитальный ремонт 134 800 руб.
Согласно справке от 04.04.2022 № 218-ст Пермской торгово- промышленной палаты размер убытков составляет 86 455 руб. Итого рыночная стоимость квартиры составляет 2 464 255 руб.
По ходатайству представителя истца определением суда от 08.02.2024 в связи с утратой актуальности оценочного отчета по делу назначена судебная экспертиза с поручением ее проведения ООО «Проспект».
Согласно экспертному заключению П. ООО «Проспект» № 36/03-24 от 29.03.2024 рыночная стоимость объекта оценки составила 2 762 600 руб., убытки - 106 200 руб., 270 700 руб. - стоимость непроизведенного капитального ремонта, итого 3 139 500 руб.
Многоквартирный жилой дом по адресу: **** включен в Регионазьную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п.
01.11.2023 между Администрацией г. Перми и Азимовой С.В. заключено соглашение о намерениях предоставления жилого помещения ответчику взамен аварийного в целях реализации Региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда.
Согласно п. 6 указанного соглашения стороны договорились о приобретении (строительстве) для ответчика жилого помещения, равнозначного по площади ранее занимаемому в аварийном доме жилому помещению с освобождением от доплаты разницы стоимости жилых помещений в пределах допустимого превышения площади, либо равнозначного по площади ранее занимаемому в аварийном доме жилому помещению с доплатой разницы в стоимости жилых помещений, либо меньшей площадью, но равноценного по стоимости размеру возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.
Муниципальное образование г. Пермь обязуется в течение 12 месяцев с даты заключения с муниципального контракта на приобретение (строительство) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда заключить с ответчиком предварительный договор мены жилых помещений и в дальнейшем договор мены жилых помещений на условиях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Пермского края № 227-п. (п. 7 соглашения).
Удовлетворяя встречные исковые требования Азимовой С.В. и отказывая в удовлетворении заявленных администрацией г. Перми требований, суд, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", учитывая разъяснения, изложенные в п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома Аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, исходил из того, что жилое помещение, в котором проживает ответчик, признано непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу, принято решение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, ответчиком избран способ обеспечения жилищных прав путем предоставления ему в собственность взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения. При этом суд учитывал, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В соответствии с п.п. 6.2, 6.4 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п, в которую включен дом по адресу: ****, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами: в т.ч. в связи с предоставлением жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений; по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Поскольку Программой, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы", предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах жилых помещений на основании договоров мены, соответственно у собственника жилого помещения имеется право выбора способа возмещения ему стоимости изымаемого жилого помещения, в том числе, получение взамен изъятого иного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда на основании следующего.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса
Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, данными в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Многоквартирный жилой дом по адресу: ****, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее Азимовой С.В., включен в Региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п. Таким образом, жилищные права Азимовой С.В. подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо ему может быть предоставлено другое жилое помещение.
При этом право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения.
С учетом волеизъявления истца по встречному иску на переселение из аварийного жилого помещения в иное жилое помещение, а также установленных по делу обстоятельств, изложенных выше, принимая во внимание, что соглашение о выкупной цене за изымаемое жилое помещение сторонами не достигнуто, у Азимовой С.В. возникло право на предоставление иного жилого помещения взамен непригодного для проживания.
При этом, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Оснований для ограничения предусмотренного законом способа реализации жилищных прав Азимовой С.В. путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемой квартиры в настоящее время не установлено.
В региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 воспроизведены положения части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом их разъяснений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в подпункте "и" пункта 20 постановления от 02.07.2009 №14. Вместе с тем, указанные положения касаются случая заключения сторонами спора соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого.
Так, пунктом 6.4 региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п, установлено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (абзац 1).
Собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, если они приобрели право собственности, долю в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до принятия решения о признании его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при соблюдении следующих условий: на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату заключения договора мены у собственников отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; собственники приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а собственники, право собственности у которых возникло в порядке наследования на жилое помещение в многоквартирном доме, - независимо от даты признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственниками не совершались действия по отчуждению жилых помещений; предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В целом приведенные выше положения программы предусматривают возможность предоставления жилья с зачетом стоимости лишь по соглашению сторон; кроме того, предусматривают случаи, при которых собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений. Между тем, данного соглашения стороны спора не достигли. Как установлено судом истец (по встречному иску) ответчик (по первоначальному иску) желает избрать способ обеспечения жилищных прав путем предоставления ей другого равнозначного по площади ранее занимаемому жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что резолютивная часть решения в части возложения обязанности на администрацию города Перми должна содержать способы предоставления жилого помещения - путем заключения договора мены в соответствии с условиями программы, неубедительны и отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Способ предоставления истцу по встречному иску жилого помещения может быть определен в порядке исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не закреплено, что предоставляемое взамен аварийного жилое помещение должно состоять из того же числа комнат, не влияют на законность постановленного решения, поскольку, как следует из текса резолютивной части решения, на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить **** в собственность благоустроенное жилое помещение в границах г. Перми в виде квартиры общей площадью не менее 42,5 кв.м, взамен квартиры общей площадью 42,5 кв.м, расположенной по адресу: ****, указания на количество комнат в предоставляемом жилом помещении текст решения не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Администрации города Перми подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 21.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий – подпись
Судьи – подписи
Мотивированное определение изготовлено 03.10.2024.