Решение по делу № 2-1964/2021 от 17.05.2021

                                                                                               Дело №2–1964/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

17 ноября 2021 года                                                                        г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего судьи - Лемешко А.С.,

при секретаре - Гумперенко Л.К.,

с участием прокурора – Вернюк В.В.,

представителей ответчиков – Лейбенко А.И., Вышковского С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нахимовского района города Севастополя в защиту прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями к Государственному бюджетному учреждению города Севастополя «Госжилфонд», Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нахимовского района города Севастополя, уточнив исковые требования, обратился в суд в защиту прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению города Севастополя «Госжилфонд» (далее – ГБУ «Госжилфонд»), Департаменту городского хозяйства города Севастополя и просит обязать ГБУ «Госжилфонд» обеспечить для маломобильных групп населения доступ в помещение учреждения в здание ГБУ «Госжилфонд», расположенное по адресу: ФИО12, в соответствии с СП ФИО12 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя организовать и обеспечить проведение мероприятий по доступу маломобильных групп населения в помещение учреждения в здание ГБУ «Госжилфонд», расположенное по адресу: ФИО12, в соответствии с СП ФИО12 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001». Требования мотивированы тем, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан, в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства вход в здание ГБУ «Госжилфонд», расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Горпищенко, д. 44, не оборудовано необходимыми приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов, отсутствуют тактильно-контрастные указатели и тактильные таблички. Выявленные нарушения посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства дела, указанные в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГБУ г. Севастополя «Госжилфонд» в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснила, что проведение указанных работ возможно в течение 6 месяцев после поступления необходимых денежных средств на счет учреждения.

Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя в судебном заседании исковые требования не признал, указывая, что не является надлежащим ответчиком и не является распорядителем денежных средств в сфере социальной защиты населения города Севастополя, в том числе по социальному обслуживанию и социальному обеспечению отдельных категории населения.

Ответчик Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя явку своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, письменных возражений не направил.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 3 Конвенции о правах инвалидов ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») гарантируются равные возможности и доступность инвалидов.

В соответствии со ст. 9 указанной Конвенции инвалидам гарантируется доступность к информации и связи, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы.

Правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации установлены Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон №181-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона №181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и пользования средствами транспорта, связи и информаций, а также обеспечение инвалидов и их членов семьи информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 15 Закона №181-ФЗ организации независимо от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям), местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Статьей 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м.

В силу ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 2.1 Устава ГБУ города Севастополя «Госжилфонд», утвержденного приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя № 252-ОД от 05.06.2019 (далее - Устав), Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий города Севастополя в сфере управления и использования государственного жилищного фонда города Севастополя.

В силу п. 1.3 Устава собственником имущества Учреждения является город Севастополь. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Департамент городского хозяйства города Севастополя (Учредитель).

Пунктом 4.1 Устава имущество Учреждения закрепляется им на праве оперативного управления.

Согласно п. 2.3 Устава ГБУ «Госжилфонд» осуществляет функции балансодержателя государственного имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Установлено, что ввиду отсутствия надлежащего финансирования и наличия задолженности по исполнительным производствам ГБУ «Госжилфонд» имеются основания полагать, что учреждение не в состоянии самостоятельно устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения доступности инвалидов.

Кроме того, приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр утвержден и с 01.07.2021 введен в действие СП ФИО12 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (ранее «СП ФИО12 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001»).

Разделом 6 СП ФИО12 предусмотрены требования к помещениям и их элементам.

Пунктом 6.1 СП ФИО12 предусмотрены требования к входам помещений и их элементам.

Так, в п. 6.1.1 СП ФИО12 указано, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Согласно п. 5.1.13 СП ФИО12 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261.

В силу п. 5.1.14 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.

На основании п. 6.2.8 СП ФИО12 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.

Согласно п. 6.5.9 СП ФИО12 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения обязанности на ГБУ «Госжилфонд» обеспечить для маломобильных групп населения доступ в помещение учреждения в здание ГБУ «Госжилфонд», расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Горпищенко, д. 44, в соответствии с СП ФИО12 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Вместе с тем, учитывая высокий уровень социальной значимости указанных мероприятий, суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры в течение шести месяцев с момента поступления финансирования, который отвечает требованиям разумности и достаточности.

Требования истца в части возложения обязанности на Департамент городского хозяйства города Севастополя организовать и обеспечить проведение мероприятий по доступу групп населения в помещение учреждения в здание ГБУ «Госжилфонд», расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Горпищенко, д. 44, в соответствии с СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (подпункт 24); предоставления материальной и иной помощи для погребения (подпункт 41).

Статьей 15 Федерального закона №181-ФЗ на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации возложена обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены данные объекты, сопровождение инвалидов и иные условия.

В соответствии со ст. 31, п. 6 и 7 ч. 2 ст. 34 Устава Правительство Севастополя формирует исполнительные органы государственной власти города Севастополя; управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 1, 3 ст. 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя. Правительство правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.

Частью 2 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» установлено, что Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

Определение исполнительного органа государственной власти города Севастополя содержится в статье 1 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №6-ЗС, согласно которому исполнительный орган государственной власти города Севастополя - государственный орган города Севастополя, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление по вопросам, отнесенным к предметам ведения города Севастополя и полномочиям города Севастополя по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Севастополя, включенный в структуру органов исполнительной власти города Севастополя.

Согласно статье 5.1 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №6-ЗС Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом, проводящим государственную политику, осуществляющим нормативно-правовое регулирование и управление в приоритетных для города Севастополя сферах деятельности, координацию и контроль деятельности юридических лиц, находящихся в его ведении.

В соответствии с п. 1 положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 20.03.2015 №202-1111 «Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя» Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее по тексту - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере труда и занятости, социальной защиты (поддержки) населения, в том числе по социальному обслуживанию и социальному обеспечению отдельных категорий населения, опеке и попечительству над совершеннолетними недееспособными, ограниченно дееспособными гражданами, патронажу над совершеннолетними дееспособными гражданами, переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Департамент входит в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируется за счет средств бюджета города Севастополя и за счет субвенций из федерального бюджета в части переданных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п. 2.1 и 2.2. Положения целями деятельности Департамента является, в том числе и реализация государственной политики в сфере труда, занятости, социальной защиты (поддержки) населения и иных связанных с ними отношений, а также обеспечение социального обслуживания и поддержки пожилых граждан, ветеранов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных и иных групп населения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Согласно пп. 6 пункта 9.10 Департамент осуществляет полномочия в сфере труда, занятости, социальной защиты (поддержки) населения, в том числе по социальному обслуживанию и социальному обеспечению отдельных категорий населения в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.

Согласно подпрограмме 2 государственной программы города Севастополя «Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2016 №1027-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе» ответственным исполнителем Подпрограммы 2 является Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.

Согласно п. 1.2.1 Перечня основных мероприятий государственной программы города Севастополя «Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе» проведение капитального ремонта государственных учреждений социального обслуживания города Севастополя и выполнение работ по благоустройству прилегающих территорий возложено на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Нахимовского района г. Севастополя – удовлетворить частично.

Обязать ГБУ «Госжилфонд» в течение шести месяцев с момента поступления финансирования обеспечить для маломобильных групп населения доступ в помещение учреждения в здание ГБУ «Госжилфонд», расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Горпищенко, д. 44, в соответствии с СП ФИО12 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

В остальной части исковых требований - отказать

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение в течении месяца с момента его окончательного принятия.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2021 года.

Судья Нахимовского районного

Суда города Севастополя                                             А.С. Лемешко

2-1964/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Нахимовского района города Севастополя
Ответчики
ГБУ "Госжилфонд"
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2021Подготовка дела (собеседование)
21.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее