Дело № 2- 3066/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2014 года
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего судьи Доброва Г.Г.,
при секретаре Руновой Ю.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Монаховой Н.В. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда № 24 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения пенсионного фонда в отказе о досрочном назначении трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Монахова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ № 24 по городу Москве и Московской области об оспаривании решения пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии.
Свои требования мотивирует тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области от 15.07.2014 года, протокол №1194, ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 20 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. по причине отсутствия специального стажа.
Согласно указанного Закона для назначения пенсии необходим специальный стаж 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пенсионным органом истцу засчитан специальный стаж работы по варианту №1, 2 - 24 года 07 месяцев 29 дней.
При этом ей не засчитаны в специальный стаж работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации по вариантам №1 и №2:
- с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года в календарном, а в льготном исчислениикак год работы за 1 год и 3 месяца;
- с 10.03.2004 года по 09.04.2004 года, с 27.11.2008 года по 26.12.2008 года, с 14.10.2013 года по 13.11.2013 года в календарном исчислении в должности медицинской сестры в кардиологическом отделении (блока интенсивной терапии) и медицинской сестры палаты интенсивной терапии кардиологического отделения.
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №24 по г.Москве и Московской области от 15.07.2014 года, протокол №1194, считает незаконным.
Просила обязать ГУ УПФ РФ № 24 по г. Москве и Московской области засчитать в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года в календарном, а в льготном исчислениикак год работы за 1 год и 3 месяца;
- с 10.03.2004 года по 09.04.2004 года, с 27.11.2008 года по 26.12.2008 года, с 14.10.2013 года по 13.11.2013 года в календарном исчислении.
Назначить трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, просила об удовлетворении иска.
Представитель ответчика иск не признала, в возражении на иск привела доводы, аналогичные содержащимся в решении об отказе в назначении пенсии.
Суд, изучив объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, Монахова Н.В. согласно записи в трудовой книжке л/д 8-9 28.05.1991 года принята на должность медсестры в терапевтическое отделение стационара Давыдовской участковой больницы.
01.06.1991 года переведена на должность медицинской сестры в кардиологическое отделение.
21.06.1994 года Давыдовская участковая больница переименована в Давыдовскую сельскую районную больницу.
01.06.1998 года переведена на должность медсестры в кардиологическое отделение (блок интенсивной терапии).
01.03.2011 года переведена на должность медицинской сестры палатной палаты интенсивной терапии кардиологического отделения.
Согласно записи от 2.07.2014 года работает по настоящее время.
За время работы истица находилась на курсах повышения квалификации с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года, с 10.03.2004 года по 09.04.2004 года, с 27.11.2008 года по 26.12.2008 года, с 14.10.2013 года по 13.11.2013 года, что подтверждается справкой администрации Давыдовской районной больницы л/д 6.
22 апреля 2014 года Монахова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Управление пенсионного фонда за назначением пенсии по старости ранее достижения установленного законом возраста в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на основании подпункта пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Комиссия Управления Пенсионного фонда засчитала Монаховой Н.В. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по вариантам № 1, 2 в календарном и льготном исчислении – 24 года 07 месяцев 29 дней.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года, с 10.03.2004 года по 09.04.2004 года, с 27.11.2008 года по 26.12.2008 года, с 14.10.2013 года по 13.11.2013 года, исключены из подсчета специального стажа, в календарном и льготном исчислении, так как зачет указанных периодов в специальный стаж не предусмотрен пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, а также в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует подтверждение специального стажа работы.
С отказом ГУ-УПФ №24 по г. Москве и Московской области от 15.07.2014 года протокол № 1194 истица не согласна и обжаловала его.
Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указывается, что в соответствии со статьями 27 и 27.1 названного Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.
Из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ № 30 следует, что согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В п. 18 Постановления Пленума ВС РФ № 30 указывается, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно Определения Конституционного суда РФ от 22.04.2010 года № 520-О-О …законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Согласно п. 1 указанного списка предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком от 29.10.2002 года № 781 предусмотрены учреждения : Больницы всех наименований.
В наименовании должностей указана: медицинская сестра.
Истице не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года в календарном, а в льготном исчислениикак год работы за 1 год и 3 месяца, с 10.03.2004 года по 09.04.2004 года, с 27.11.2008 года по 26.12.2008 года, с 14.10.2013 года по 13.11.2013 года в календарном исчислении, так как по мнению ответчика зачет указанных периодов не предусмотрен п. 5 разъяснения Минтруда РВ от 22.05.1996 года № 5 и п. 5 Правил № 516 от 11.07.2002 года.
Суд не согласен с данными доводами ответчика.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Факт нахождения Монаховой Н.В. на курсах повышения квалификации установлен в судебном заседании и подтверждается справкой Давыдовской районной больницы л/д 6.
Трудовые отношения с истицей на периоды её нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, в указанные периоды ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.
Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года не содержат прямого запрета для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовыхотношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, исходя также и из того, что трудовые отношения с работниками на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерываются, в указанный период они находятся в командировке, им выплачивается заработная плата, из которой производятся все установленные законодательством отчисления, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку до направления на курсы повышения квалификации с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года период работы истицы с 28.05.1991 года по 07.10.1998 года в должности медицинской сестры в кардиологическом отделении, медицинской сестры палатной палаты интенсивной терапии кардиологического отделения включен в специальный стаж как в календарном, так и в льготном исчислении, как год работы за 1 год и 3 месяца, а также период после нахождения на курсах с 06.11.1998 года по 31.10.1999 года, что также не оспаривается стороной ответчика, то на весь период нахождения работника на курсах повышения квалификации действует льготный порядок исчисления стажа.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 периоды работы в сельской местности или поселке городского типа засчитываются в стаж работы в льготном порядке независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе. Таким образом, стаж медицинской работы в сельской местности до 1.11.1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений подтверждающих специальный стаж истицы за указанный период, по мнению суда не должно нарушать пенсионных прав истицы.
В соответствии с нормами ФЗ РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 20.03.1996 г. …обязанность по представлению, уточнению и дополнению сведений о страховых взносах и страховом стаже всех лиц, работающих по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых уплачиваются страховые взносы, возлагается на страхователя (то есть работодателя).
Статьей 17 данного Закона предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
При изложенных обстоятельствах, исключение периодов нахождения Монаховой Н.В. на курсах повышения квалификации из специального стажа для исчисления пенсии ( в том числе и льготном исчислении), суд считает незаконным.
На момент обращения за пенсией : 22.04.2014 года, а не 21.04.2014 года, как указывает истица, – с учётом включения спорных периодов работы как в календарном так и льготном исчислении истица Монахова Н.В. имела требуемый 25-летний стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Монаховой Н.В. удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ № 24 по г. Москве и Московской области засчитать Монаховой Н.В. в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 08.10.1998 года по 05.11.1998 года в календарном, а в льготном исчислениикак год работы за 1 год и 3 месяца;
- с 10.03.2004 года по 09.04.2004 года, с 27.11.2008 года по 26.12.2008 года, с 14.10.2013 года по 13.11.2013 года в календарном исчислении.
Назначить Монаховой Н.В. трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 22.04.2014 года.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2014 года.
На решение суда может быть подана апелляционные жалоба в Московский Областной Суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья : Добров Г.Г.