Решение по делу № 2-185/2024 от 18.04.2024

Дело №2-185/2024

УИД 59RS0021-01-2023-000877-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2024 года с.Карагай

Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Корепановой С.А., при секретаре судебного заседания Новиковой Ю.В.

с участием представителя истца – пом. прокурора Карагайского района Челпановой Ю.С.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района, в интересах несовершеннолетней Гладких К.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд в интересах несовершеннолетней Гладких К.В. с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, мотивируя тем, что в прокуратуру Карагайского района поступило обращение Гладких Н.В. о необеспечении ее несовершеннолетней дочери Гладких К.В. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю техническими средствами реабилитации. Гладких К.В., 05.12.2014 г.р. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2016 № 0980709 от 14.06.2018. Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида № 382.11.59/2023 от 16.08.2023 инвалиду рекомендованы технические средства реабилитации: опара для сидения детей–инвалидов, опора для стояния детей-инвалидов; кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП комнатная и прогулочная, тутор на всю ногу в количестве 2 шт., ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки 1 пара, подгузники для детей весом до 20 кг 5 штук в сутки. Срок в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий – до 06.12.1932. Законный представитель ребенка-инвалида Гладких Н.В. через Карагайский филиал ГБУ ПК «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась с заявлением на обеспечение Гладких К.В. техническими средствами реабилитации, рекомендованными ей ИПРА.. 25.08.2023 на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка –инвалида Гладких К.В. поставлена на учет в Отделение для обеспечения техническими средствами реабилитации. Вместе с тем, Отделением по состоянию на 22.12.2023 ребенок-инвалид техническими средствами реабилитации опара для сидения детей–инвалидов, кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела в т.ч. для больных ДЦП комнатная и прогулочная, тутор на всю ногу в количестве 2 шт., не обеспечен. Согласно объяснению заявителя от 22.12.2023 действиями Отделения, выражающимися в несвоевременном обеспечении несовершеннолетней дочери необходимыми ТСР, причинен моральный вред, а также вред здоровью. Согласно информации отделения объем выделенных средств из федерального бюджета по государственным контрактам не позволил удовлетворить потребность ребенка-инвалида Гладких К.В. Несвоевременное предоставление (непредоставление) ТСР доставляет Гладких К.В. неудобства, связанные с необходимостью использования ранее предоставляемых ТСР, которые не подходят ребенку-инвалиду в связи с изменением роста и массы, нравственные и физические страдания, ограничивает ее жизнедеятельность, создает препятствия для социальной адаптации. Гладких К.В. фактически лишена возможности находиться в обществе. Отсутствие опоры для сидения препятствует получению ребенком-инвалидом образования. Более того, отсутствие технических средств реабилитации негативным образом влияет на состояние здоровья, влечет его ухудшение. Гладких Н.В. оценивает моральные страдания несовершеннолетней дочери в размере 10000 рублей. Просят обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю обеспечить Гладких К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес> края техническими средствами реабилитации: опара для сидения детей–инвалидов, кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела в т.ч. для больных ДЦП комнатная и прогулочная, тутор на всю ногу в количестве 2 шт. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии истец исковые требования уточнил, просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> обеспечить Гладких К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 (Десять тысяч) рублей.

Представитель истца в судебном заседании на доводах иска настаивал, пояснил что до настоящего времени Гладких не обеспечена креслом-коляской.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражали против удовлетворения требований, считает исковые требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней Гладких К.В. об обязании обеспечить Гладких К.В. техническими средствами реабилитации: опорой для сидения детей-инвалидов, креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочной, туторами на всю ногу в количестве 2 шт. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023 от 16.08.2023г., взыскании компенсации морального вреда в пользу Гладких К.В. в размере <данные изъяты> рублей не подлежащими удовлетворению на основании следующего. Согласно п.З Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами реабилитации (изделиями) осуществляется путем: а)    предоставления соответствующего технического средства (изделия); б)    оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в)    предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г)оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д)    выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации; е)    формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.

На основании п.4 Порядка заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Обеспечение граждан льготных категорий техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета исполнительными органами Фонда путем выдачи направлений на получение либо изготовление необходимых изделий в организации, отобранные ОСФР по Пермскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (т.е. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), либо путем выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, либо путем приобретения TCP с использованием электронного сертификата.

На основании п.5 Порядка уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление) (т.е. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее - Закон № 44-ФЗ).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 настоящих Правил (абз.4 п.5 Порядка ).

Согласно ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с ч.1 ст.16 Закона №44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Как указано выше, заключение государственных контрактов в отсутствие бюджетных ассигнований законодательством не предусмотрено. Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации -КГ 16-17 от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, инвалиды обеспечиваются TCP в рамках государственных контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Граждане льготных категорий, состоящие на учете в ОСФР по Пермскому краю, обеспечиваются средствами реабилитации в рамках заключаемых государственных контрактов с учетом законодательства о закупках. В целях соблюдения равных прав граждан ОСФР по Пермскому краю осуществляет обеспечение TCP в порядке очередности подачи заявлений.

В соответствии с п.15 (1) Правил в случае, если предусмотренное ИПРА техническое средство не может быть предоставлено инвалиду, либо если TCP приобретено за счет собственных средств, то инвалид либо его представитель вправе обратиться в отделение Фонда с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно понесенные расходы на приобретение TCP.

В целях соблюдения равных прав граждан по обеспечению техническими средствами реабилитации отделение Фонда осуществляет обеспечение в порядке очередности подачи заявлений.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные TCP регламентируется Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (далее - Порядок выплаты компенсации).

Действующим законодательством определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с которым размер компенсации определяется уполномоченным органом ежегодно в срок до 1 марта текущего года на основании средневзвешенной цены однородного TCP, расчет которой осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов на закупку однородного TCP, заключенных уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального округа, исполненных в году, предшествующем текущему, деленной на количество закупленных по указанным государственным контрактам TCP. Информация о ценах за единицу изделий по контрактам размещается на сайте ОСФР по Пермскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и предоставленной ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ Гладких К.В. поставлена на учет в Отделении Фонда по Пермскому краю по обеспечению следующими техническими средствами реабилитации: опорой для сидения детей-инвалидов - 1 шт., кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочной — 1 шт., тутором на всю ногу - 2 шт.

Уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ было направлено по месту жительства Гладких К.В. (законному представителю Гладких Н.В.) посредством Почты России.

Причиной не обеспечения инвалидов TCP явилось то, что объем средств федерального бюджета, выделенный отделению Фонда в конце 2022 года, в том числе дополнительно доведенные ассигнования из средств федерального бюджета на обеспечение в 2023 году инвалидов техническими средствами реабилитации позволил в рамках государственных контрактов удовлетворить заявки от инвалидов обеспечении в натуральной форме, которые поступили с июня 2022 г. и в среднем до конца апреля 2023 г., а также удовлетворить потребность инвалидов в средствах ежедневного использования (подгузники, впитывающие простыни, спецсредства) на 7 месяцев текущего, и произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные TCP и оформить электронные сертификаты на приобретение TCP по настоящее время.

В целях соблюдения равных прав граждан по обеспечению техническими средствами реабилитации отделение Фонда осуществляет обеспечение в порядке очередности подачи заявлений.

Помимо изложенного выше, Гладких К.В. (законный представитель Гладких Н.В.) может быть обеспечен TCP не только путем непосредственного предоставления соответствующего TCP, но и другими способами.

Так, согласно п. 15(1) Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные TCP регламентируется Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (далее - Порядок выплаты компенсации).

В соответствии с п.5 Порядка н компенсация инвалиду выплачивается на основании—заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.

При самостоятельном приобретении TCP, указанных в ИПРА (с учетом установленного срока пользования ими), в адрес ОСФР по <адрес> инвалиду либо его представителю необходимо предоставить платежные документы, подтверждающие понесенные расходы, заявление о выплате компенсации с указанием способа перечисления денежных средств (выплата компенсации инвалиду осуществляется ОСФР по <адрес> путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет), документ, удостоверяющий личность (в случае если за получением государственной услуги в интересах заявителя обращается его представитель, то представляется также документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя).

Действующим законодательством определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с которым размер компенсации определяется уполномоченным органом ежегодно в срок до 1 марта текущего года на основании средневзвешенной цены однородного TCP, расчет которой осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов на закупку однородного TCP, заключенных уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального округа, исполненных в году, предшествующем текущему, деленной на количество закупленных по указанным государственным контрактам TCP. Информация о ценах за единицу изделий по контрактам размещается на сайте ОСФР по <адрес>.

Таким образом, законодательство прямо предусматривает возможность подачи заявления о возмещении расходов по приобретению TCP с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы.

Кроме этого, инвалид либо лицо, представляющее его интересы, вправе обратиться в Отделение Фонда с заявлением об оформлении электронного сертификата на приобретение TCP. Чтобы оформить электронный сертификат необходимо предоставить паспорт и карту МИР.

В соответствии с п.15(2) Порядка по выбору инвалида либо лица, представляющего его интересы, техническое средство (изделие), услуга по ремонту технического средства (изделия), включенные в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждаемый в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании и утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», могут быть приобретены (оплачены) инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, с использованием электронного сертификата (далее — ЭС).

Предельная стоимость единицы товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, информация о которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, считается последняя завершенная процедура осуществления закупки таких товара, работы, услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт, обязательства по которому исполнены сторонами контракта в полном объеме на дату подачи инвалидом, застрахованным лицом (лицом, представляющим его интересы) заявления об обеспечении товаром, работой, услугой с использованием ЭС).

Если стоимость приобретаемого TCP с использованием электронного сертификата будет выше предельной стоимости, установленной в электронном сертификате, то гражданин вправе доплатить из собственных средств до стоимости приобретаемого TCP.

Приобрести TCP с использованием электронного сертификата можно только в тех торговых точках, которые вступили в систему работы с электронными сертификатами. Также приобрести TCP с помощью электронного сертификата можно на сайте ОЗОН. Доступные товары на сайте ОЗОН отмечены надписью «Соц. Сертификат». Торговые точки, работающие с электронным сертификатом, можно найти на сайте Социального Фонда России на странице каталога TCP (ktsr.sfr.gov.ru/ru).

В силу подпункта «а» пункта 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , результатами предоставления государственной услуги является выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации (далее - технические средства), протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий (далее - изделия), в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Таким образом, направление на получение технических средств реабилитации будет выслано почтой на домашний адрес Гладких К.В. после поступления ассигнований федерального бюджета, выделенных отделению СФР, согласования Центральным аппаратом Социального фонда России закупочной процедуры, проведения отделением СФР процедуры закупки и заключения государственного контракта. В настоящее время отделением Фонда ведется работа по размещению и проведению процедур закупок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2024 году.

С требованием о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю компенсации морального вреда в пользу несовершеннолетней Гладких К.В. в сумме <данные изъяты> руб. не согласны на основании следующего.

Частями 1 и 2 ст.1099 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предусмотрено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса. В силу пункта 3 Постановления моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», далее - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», абзац шестой статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.

Нормами закона №181-ФЗ не предусмотрено взыскание морального вреда в случае не предоставления в натуре технических средств реабилитации.

Поскольку технические средства реабилитации, а также денежная компенсация за счет средств федерального бюджета (в случае, если предусмотренное индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов техническое средство не может быть предоставлено инвалиду либо если техническое средство реабилитации приобретено инвалидом за счет собственных средств) являются материальными благами, соответственно, право на их получение является имущественным, отсутствие в Законе №181-ФЗ указания на возможность взыскания морального вреда свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Основанием для взыскания морального вреда является установление следующих элементов: наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда. Истец не предоставил доказательств указанных элементов гражданско-правовой ответственности.

Так, в исковом заявлении не указано, какие конкретно действия (бездействия) отделения Фонда не соответствуют закону (неправомерны), не подтверждены документально или иным образом нравственные страдания, не подтверждено наличие причинно-следственной связи между предполагаемыми действиями (бездействием) отделения Фонда и наступившим вредом, не представлено доказательств вины отделения СФР, не определена форма вины (умысел, неосторожность), а также ее степень.

Отсутствует и нарушение Отделением Фонда установленного порядка обеспечения Гладких К.В. техническими средствами реабилитации.

Правовая природа морального вреда (физические и нравственные страдания) предполагает их субъективную оценку личностью. Прокурор не наделен полномочиями и квалификацией, позволяющими определять наличие или отсутствие физических и нравственных страданий гражданина.

Обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации Отделение Фонда выполняет в соответствии с заключенными государственными контрактами.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, считаем требования прокурора Карагайского района Пермского края, действующего в интересах Гладких К.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, основания для взыскания компенсации морального вреда в размере 10000 рублей отсутствуют.

Заслушав, участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на поставку товаров, выполнение работ.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023 Гладких К.В. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, в том числе кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (л.д.22-45).

Гладких Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и кресла-коляски ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53), ДД.ММ.ГГГГ ОФСР направило Гладких Н.В. уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями (л.д.56) ДД.ММ.ГГГГ было выдано направление на получение опоры для стояния дете-инвалидов (л.д.57-58).

Как установлено из ходатайства ответчика о предоставлении дополнительной информации от ДД.ММ.ГГГГ кресло-коляска на момент рассмотрения дела судом не предоставлена.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что средство реабилитации - кресло-коляска включена в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида Гладких К.В., данными средствами реабилитации Гладких К.В.. не обеспечена, при этом программа реабилитации является действующей, законный представитель инвалида не отказывался от реализации индивидуальной программы реабилитации, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности обеспечить Гладких К.В. указанным средством реабилитации.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 1).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (пункт 2).

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (пункт 37).

Таким образом, вопреки возражениям ответчика, судом установлено нарушение прав Гладких К.В. в виде задержек в обеспечении её как инвалида гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты несвоевременной выдачей технических средств реабилитации, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований о взыскании морального вреда.

Доводы ответчика о том, что в материалы дела не представлены доказательства причинения Гладких К.В. нравственных и физических страданий, суд отклоняет, поскольку сам факт несвоевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Факт несвоевременного обеспечения Гладких К.В. техническими средствами реабилитации нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а причины, по которым ОФСР не реализовал предусмотренные программой ИПРА меры социальной защиты, правового значения в данном случае не имеют.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес>, в интересах несовершеннолетней Гладких К.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> удовлетворить в части.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> обеспечить Гладких К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес> края техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией головы и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> в пользу Гладких Н.В., выступающей в интересах Гладких К.В., компенсацию морального вреда в размере 2000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, через Карагайский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий      С.А. Корепанова

2-185/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Карагайского района Пермского края
Гладких Наталья Валерьевна
Информация скрыта
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю
Суд
Карагайский районный суд Пермского края
Судья
Корепанова Светлана Александровна
Дело на странице суда
karagai.perm.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее