Решение по делу № 12-9/2024 от 09.09.2024

Дело №12-9/2024

УИД 04RS0021-01-2024-005338-72

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

1 октября 2024 года                                                                                                           с. Мухоршибирь

Судья Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия Алексеева И.Н. при секретаре Хохловой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, жалобу главы Администрации МО СП «Калиновское» Мухоршибирского района Республики Бурятия Жамсаева Б.Г. на постановление руководителя БУ «Бурприрода» - главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Цыбикмитова А.З. от 23.07.2024 года о признании виновным юридического лица – администрации МО СП «Калиновское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя БУ «Бурприрода» - главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Цыбикмитова А.З. от 23.07.2024 г. № 24-11 администрация МО СП «Калиновская» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе глава МО СП «Калиновское» Жамсаев Б.Г. просит отменить обжалуемое постановление, мотивировав тем, что свалка в виде бытового и строительного мусора на особо охраняемой природной территории регионального значения - заказнике «Тугнуйский» сформировалась стихийно около 50-ти лет назад. Заказник «Тугнуйский» как особо охраняемая природная территория образован сравнительно недавно. Ликвидация данной свалки потребует больших финансовых затрат, которые необходимо выделить из местного бюджета поселения, что не представляется возможным. По состоянию на 01.06.2024 г. МО СП «Калиновское» имеет несбалансированный бюджет только на первоочередные расходы, оплата административного штрафа в размере 150 000 руб. ставит в затруднительное положение

Представитель Администрации МО СП «Калиновское» Мухоршибирского района Республики Бурятия Жамсаев Б.Г. в суд не явился, своевременно и надлежаще извещен.

На судебное заседание руководитель БУ «Бурприрода» - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Цыбикмитов А.З. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Рассмотрев доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.2 ст.2.6.2 КоАП РФ собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения земельный участок либо другой объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица, либо о том, что административное правонарушение совершено в результате противоправных действий других лиц, при этом у собственника или иного владельца земельного участка либо другого объекта недвижимости не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие меры для предотвращения совершения административного правонарушения.

Ст. 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пп.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст.3,4,51 вышеуказанного Федерального закона, а также п.1 ст.22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия наседания и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» несанкционированными свалками отходов являются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Пунктом 7.8 указанного выше ГОСТ установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с п.10.1, 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в т.ч. их раздельного накопления), утвержденного постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 №393, ответственность за обращение с бесхозяйными отходами возлагается на собственников (арендаторов) территории (правообладатель земельного участка), на котором брошены либо иным образом оставлены отходы.

Согласно п. 14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как следует из представленных материалов и установлено судом, 12.04.2024 года по результатами планового (рейдового) осмотра государственными инспекторами РБ в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного биологического заказника «Тугнуйский» составлен акт об обнаружении на земельном участке с кадастровым номером 03:14:350102:504 несанкционированного размещения ТБО с фототаблицей.

07.05.2024 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении Администрации МО СП «Калиновское» Мухоршибирского района Республики Бурятия по ст.8.9 КоАП РФ.

28.05.2024 года постановлением зам. руководителя БУ «Буприрода» юридическое лицо - Администрация МО СП «Калиновское» Мухоршибирского района Республики Бурятия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб. 06.06.2024 года постановление вручено Администрации МО СП «Калиновское».

14.06.2024 года Администрацией МО СП «Калиновское» подана жалоба на постановление от 28.05.2024 года.

23.07.2024 года жалоба на постановление от 28.05.2024 года рассмотрена руководителем БУ «Бурприрода» - главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Цыбикмитовым А.З., вынесено постановление, размер штрафа снижен до 150 000 руб.

Из сведений ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером 03:14:350102:504 относится к землям сельскохозяйственного назначения, информация о правообладателях отсутствует.

16.09.2024 года И.о. межрайонного природоохранного прокурора Федоровой А.О. внесен протест на постановление руководителя БУ «Бурприрода» - главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Цыбикмитова А.З. от 23.07.2024 года.

В силу закона распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижении физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 данной статьи), или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Учитывая установленные обстоятельства, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, поскольку применительно к действующему правовому регулированию Администрации МО СП «Калиновское» не может быть субъектом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, постановление от 23.07.2024 года подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в деянии привлеченного юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу главы Администрации МО СП «Калиновское» Мухоршибирского района Республики Бурятия Жамсаева Б.Г. удовлетворить.

Постановление руководителя БУ «Бурприрода» - главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Цыбикмитова А.З. от 23.07.2024 года о признании виновным юридического лица – администрации МО СП «Калиновское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия через Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                  подпись                                                                                     И.Н. Алексеева

Копия верна:

                  Судья                                                                                                                       И.Н. Алексеева

12-9/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АМОСП "Калиновское"
Суд
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия
Судья
Алексеева Ирина Николаевна
Дело на странице суда
muhorshibirsky.bur.sudrf.ru
09.09.2024Материалы переданы в производство судье
01.10.2024Судебное заседание
01.10.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.10.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2024Вступило в законную силу
14.10.2024Дело оформлено
24.10.2024Дело передано в архив
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее