Судья Мордвинов А.П. гр. дело № 33-437/2023
УИД 24RS0034-01-2022-000515-31
2.094
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2023 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Тихоновой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к Левковой Олесе Валерьевне о взыскании социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Левковой Олеси Валерьевны
на решение Манского районного суда Красноярского края от 25 октября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, имеющего ОГРН 1082468046627, ИНН 2466213840, к Левковой Олесе Валерьевне, имеющей паспорт гражданина РФ (<данные изъяты>)- удовлетворить полностью.
Взыскать с Левковой Олеси Валерьевны в пользу Министерства сельского хозяйства Красноярского края денежную сумму в размере 1 555 200 руб. 00 коп. в качестве возврата социальной выплаты, представленной на строительства жилого дома в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п.
Взыскать с Левковой Олеси Валерьевны в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 15 976 руб. 00 коп.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края обратилось в суд Красноярского края с иском к Левковой О.В. о взыскании социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что Левкова О.В. на основании поданного ею заявления от 19 июня 2017 года включена в состав участников мероприятий Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п.
3 апреля 2018 года между Министерством, Левковой О.В. и Администрацией Манского района Красноярского края был заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи, в рамках которого Левкова О.В. приняла на себя обязательства осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, не позднее чем в течение 3-х лет с даты предоставления социальной выплаты. Левковой О.В. во исполнение трехстороннего договора было получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты от 03 апреля 2018 года № 95 на сумму 1 555 200 руб., после чего 5 июня 2018 года ей была перечислена указанная социальная выплата. Пункт 2.5.4 договора предусматривает условие, согласно которому получатели социальных выплат возвращают полученные средства государственной поддержки в краевой бюджет в случае, в частности, невыполнения обязательств, предусмотренных в соглашениях о предоставлении социальных выплат между Министерством и получателями социальных выплат.
ЕГРН содержит сведения о том, что по состоянию на 15 апреля 2021 года на имя Левковой О.В. был зарегистрирован только объект незавершенного строительства, что свидетельствует о невыполнении обязательства, установленного трехсторонним договором. 7 июля 2022 года Левкова О.В. получила уведомление о возврате социальной выплаты и приказ Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, однако денежные средства в установленный в уведомлении срок в краевой бюджет не возвращены. Левкова О.В. до настоящего времени не произвела регистрацию права собственности на жилой дом, построенный с использованием средств социальной выплаты, предусмотренной Программой.
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края просило суд взыскать в свою пользу с Левковой О.В. социальную выплату в размере 1 555 200 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Левкова О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении требований. Ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не учел, что задержка строительства дома и его регистрация произошла не по ее вине, а по вине неисполнения обязательств ООО «Завод нестандартного оборудования», которое не выполнило условия поставки и монтажа дома, затянуло сроки строительства, присвоив денежные средства в виде перечисленной социальной выплаты, а также по вине ПАО «Россети-Сибирь», не выполнившего обязательства по подключению дома к электроснабжению, в связи с чем, дом невозможно сдать в эксплуатацию. О сложившейся ситуации Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края проинформировано, однако пути выхода из сложившейся ситуации найдены не были. Кроме того, о судебном заседании суд Левкову О.В. не уведомил, в связи с чем, она была лишена возможности представить свои возражения.
В судебном заседании истица Левкова О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края Кокорина С.В., действующая на основании доверенности от 10.03.2022г., ссылалась на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица администрации Манского района Красноярского края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия судебную коллегию не уведомил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался.
С учетом мнения участников процесса, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя администрации Манского района Красноярского края.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью первой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии в ч. 1 ст. 307.1 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III).
Положениями ст. 309 и 310 ГК ПФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ч. 1 ст. 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ч. 1 ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 62.1 Закона Красноярского края от 21.02.2006 года N 17-4487 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края", государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса края осуществляется в форме, в том числе, предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Порядок и условия предоставления государственной поддержки, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для ее получения, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, социальных выплат, порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.04.2014г. N 167-п (в ред. от 14.09.2021г., действующей на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения дела судом первой инстанции) утверждены Порядок и условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения указанных выплат, и их возврата в случае нарушения и (или) несоблюдения условий, установленных при их предоставлении (Далее Порядок).
Пунктом 3 указанного Порядка социальная выплата Участнику мероприятия предоставляется в безналичном порядке путем зачисления средств Социальной выплаты на банковский счет по обслуживанию социальных выплат (далее - счет), открытый в выбранной Участником мероприятия кредитной организации (далее - банк), заключившей с министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - Министерство) соглашение о порядке обслуживания средств, направленных на Социальные выплаты (далее - соглашение);
Согласно Пункта 4 указанного Порядка Участник мероприятия в течение 10 рабочих дней с момента выдачи ему свидетельства о предоставлении Социальной выплаты, но не позднее 1 декабря текущего года, представляет его в банк для заключения договора банковского счета и вносит собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной Социальными выплатами;
Согласно Пункта 5.1 Порядка социальные выплаты могут быть направлены, в том числе на строительство жилого дома (квартиры), реконструкцию путем пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (квартиры) в сельской местности, в которой Участник мероприятия работает или изъявил желание работать;
Перечень документов, необходимых для перечисления средств социальной выплаты, приведен в пункте 6 Порядка.
Министерство в течение 10 рабочих дней проверяет поступившие от Участника мероприятия документы, указанные в пункте 6 Порядка, и при условии соответствия указанных в них сведений целевому назначению предоставляемой социальной выплаты уведомляет банк о перечислении средств Социальных выплат со счета;
В случае установления факта нарушения Участником мероприятия условий, установленных при предоставлении Социальной выплаты, представления им недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения Социальной выплаты, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня установления факта нарушения Участником мероприятия условий предоставления Социальной выплаты или представления им недостоверных сведений принимает в форме приказа решение о применении к Участнику мероприятия мер ответственности в виде возврата полученных сумм Социальной выплаты в доход краевого бюджета за период, в котором были допущены нарушения или представлены недостоверные сведения, и в течение 10 рабочих дней со дня издания приказа направляет посредством почтового отправления либо в электронной форме письменное уведомление (требование) о возврате полученных сумм Социальной выплаты в доход краевого бюджета.
Участник мероприятия в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления (требования) обязан произвести возврат в доход краевого бюджета полученных сумм Социальной выплаты, указанных в уведомлении (требовании), в полном объеме п. 8 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 июня 2017 года Левкова О.В. обратилась в Администрацию Манского района Красноярского края с заявлением о включении ее в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство жилого дома в Манском районе в пос. Первоманск молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
3 апреля 2018 года между Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Администрацией Манского района Красноярского края и Левковой О.В. заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты, согласно которого Министерство обязалось предоставить Левковой О.В. социальную выплату на условиях и в порядке, предусмотренных Подпрограммой (п. 2.1.2); Левкова О.В. обязалась осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, не позднее, чем в течение трех лет с даты предоставления социальной выплаты (п. 2.5.1); а также произвести возврат средств в размере предоставленной социальной выплаты при нарушении обязательств, указанных в п.п. 2.5.1 и (или) 2.5.2 Договора, при получении от Министерства письменного уведомления об исключении из сводного списка.
Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края на имя Левковой О.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 95, в соответствии с которым Левковой О.В. предоставлена социальная выплата на строительство жилого дома в размере 1 555 200 руб.. из средств бюджета Красноярского края.
6 июня 2018 года в соответствии с платежным поручением от 5 июня 2018 года № 306359 Министерством на счет Левковой О.В. перечислена социальная выплата в размере 1 555 200 руб..
4 марта 2022 года Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края издан приказ № 153, в соответствии с которым к Левковой О.В. применены меры ответственности в виде возврата полученных в 2018 году сумм социальной выплаты в размере 1 555 200 руб., в связи с установлением факта нарушения условий предоставления социальной выплаты и несоблюдения срока оформления жилого дома, построенного с использованием социальной выплаты, в общую долевую собственность, всех членов семьи, участвующих в мероприятии, в равных долях, не позднее чем в течение 3 лет с даты предоставления социальной выплаты, полученной Левковой О.В. 05 июля 2022 года.
В обоснование исковых требований Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края ссылалось на пункт 5.5 вышеприведенного Порядка, в соответствии с которым жилой дом (квартира), построенный (приобретенный) с использованием социальных выплат, оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, участвовавших в мероприятии, в равных долях, не позднее чем в течение 14 месяцев (при приобретении) и не позднее чем в течение трех лет (при строительстве) с даты предоставления социальной выплаты. В случае несоблюдения указанного срока Министерство истребует от Участника мероприятия социальную выплату в краевой бюджет в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края о взыскании с Левковой О.В. денежной суммы в качестве возврата социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что с момента получения Левковой О.В. социальной выплаты прошло более трех лет, при этом Левкова О.В. не предоставила Министерству сведения о регистрации права собственности на жилой дом за всеми членами ее семьи в равных долях, как того требуют условия программы, не исполнив таким образом свои обязательства по договору. При этом разрешая требования исходил из норм ГК РФ, регулирующих неосновательное обогащение.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Удовлетворяя требования истца о взыскании с Левковой О.В. социальной выплаты по нормам неосновательного обогащения, суд первой инстанции обязан был установить, что ответчица приобрела или сберегла денежные средства без законных оснований, т.е. в ее действия имеется полный состав гражданского правонарушения.
Закон Красноярского края от 21.02.2006 года N 17-4487 предоставил Правительству края право определить, в том числе порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Во исполнение требований Закона Красноярского края от 21.02.2006 года № 17-4487 Постановлением Правительства Красноярского края от 29.04.2014 N 167-п такой порядок был определен, в том числе, был определен порядок возврата социальной выплаты в случае установления факта нарушения Участником мероприятия условий, установленных при предоставлении Социальной выплаты, представления им недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения Социальной выплаты, согласно которому Министерство в течение 30 рабочих дней со дня установления факта нарушения принимает в форме приказа решение о применении к Участнику мероприятия мер ответственности в виде возврата полученных сумм Социальной выплаты в доход краевого бюджета за период, в котором были допущены нарушения или представлены недостоверные сведения, и в течение 10 рабочих дней со дня издания приказа направляет посредством почтового отправления либо в электронной форме письменное уведомление (требование) о возврате полученных сумм Социальной выплаты в доход краевого бюджета. При этом Участник мероприятия в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления (требования) обязан произвести возврат в доход краевого бюджета полученных сумм Социальной выплаты, указанных в уведомлении (требовании), в полном объеме.
Из приведенных положений следует, что Правительству Красноярского края было поручено определить порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при предоставлении социальной выплаты.
При этом, как следует из материалов дела условия, с которыми вышеприведенные правовые акты связывают получение Участником мероприятия социальной выплаты, на момент ее предоставления Левковой О.В. соблюдены. Все необходимые для этого документы Левкова О.В. истцу предоставила, данных о том, что документы для перечисления средств социальной выплаты, содержали недостоверные сведения, не имеется. Доказательством того, что ответчица соответствовала условиям Государственной программы является трехсторонний договор, заключенный между истцом, ответчиком и администрацией Манского района.
Доводы стороны истца о том, что Левкова О.В. нарушила условия заключенного 3 апреля 2018 года с Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края и Администрацией Манского района Красноярского края трехстороннего договора, не зарегистрировав право собственности на жилой дом за всеми членами ее семьи в равных долях, в связи с чем, на нее может быть наложена мера ответственности в виде возврата социальной выплаты судебная коллегия считает также необоснованными.
Сторонами не оспаривалось, что социальная выплата Левковой О.В. была получена для строительства дома, а также то обстоятельство, что в связи с этим Левкова О.В. заключила с ООО «Завод нестандартного оборудования» договор от 29.06.2018г. поставки и монтажа продукции производственно-технического назначения на общую сумму 465 000 руб. Согласно спецификации к договору ООО «Завод нестандартного оборудования» принял на себя обязательства, в том числе, изготовить винтовые сваи, произвести их монтаж, изготовить и смонтировать металлокаркас под жилой дом. Срок изготовления договором определен 15 дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет поставщика, оплата покупателем производится в порядке предоплаты 100%, что составляет 465 000 руб. с даты подписания спецификации.
12.07.2018г. Левкова О.В. произвела ООО «Завод нестандартного оборудования» оплату по договору поставки и монтажа от 29.06.2018г. на сумму 465 000 руб.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Березовского районного суда Красноярского края от 22.01.2020г. Так, судебным актом установлено, что свои обязательства по договору ООО «Завод нестандартного оборудования» в полном объеме не выполнил, в связи с чем, суд взыскал с ответчика в пользу Левковой О.В. 398 258 руб. 17 коп. На основании судебного решения возбуждено исполнительное производство, сведений об исполнении решения суда не имеется.
Таким образом, Левкова О.В. свои обязательства по договору выполнила, заключив договор на строительство дома с ООО «Завод нестандартного оборудования», однако по независящим от нее причинам не смогла в полном объеме произвести строительные работы. Вместе с тем, из материалов дела видно, что Левкова О.В., являясь к тому же многодетной матерью, на ее иждивении находится четверо несовершеннолетних детей, принимала меры для завершения строительства дома, о чем свидетельствуют заключение договора целевого займа, договора аренды земельного участка под домом, многочисленные обращения в прокуратуру, следственный комитет, органы исполнительной власти по поводу нарушения ее прав. С целью достройки дома использовала средства материнского капитала.
Кроме того, согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 08.09.2022г. степень готовности объекта незавершенного строительства по адресу: Красноярский край, Манский район, с. Шалинское, мкр-н «Северный» ул. Бульварная, 11, составляет 58%. Из объяснений истицы в судебном заседании следует, что она неоднократно обращалась к судебным приставам – исполнителям с целью принятия мер к должнику по исполнительному производству, однако решение Березовского районного суда до настоящего времени не исполнено.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что Левкова О.В. не может быть привлечена к материальной ответственности за неисполнение обязательства по целевому расходованию бюджетных средств, так как со своей стороны проявила заботливость, осмотрительность и предприняла все зависящие от нее меры для реализации целевой выплаты и регистрации права собственности на приобретенное жилье в срок. При этом совершение строительным подрядчиком противоправных действий не может само по себе предопределять вывод о недобросовестности получателя выплаты.
Взыскание выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению только ввиду отсутствия записи о регистрации права собственности по истечении определенного срока противоречит характеру и целям предоставления меры социальной поддержки ответчика, избравшего место жительства в сельской местности, его имущественное положение в этой ситуации будет ухудшено, притом, что Левкова О.В. является многодетной матерью и лицом, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции судебная коллегия не может признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ как постановленное на основании неправильного применения и толкования норм материального права к данным правоотношениям. В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к Левковой О.В. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 25 октября 2022 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к Левковой Олесе Валерьевне о взыскании социальной выплаты - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 января 2023 года.