Решение по делу № 2а-400/2017 от 01.12.2017

Дело № 2а-400/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар                                 22 декабря 2017 года

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Вороно Е.Н.,

при секретаре Рубис Д.А.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Погарского района Брянской области Даленчук И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Погарского района Брянской области к администрации Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Погарского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Погарского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию мест захоронения на территории Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области, в ходе которой установлено, что на территории Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области по адресу: <адрес> расположено место захоронения – общественное кладбище, которое в нарушение действующего законодательства не поставлено на кадастровый учет. Реализация полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения закреплена за администрацией Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области.

Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбище по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области принять меры по постановке земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Погарского района Брянской области Даленчук И.М. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, глава администрации Борщовского сельского поселения Луцкий Н.М. просил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

С учетом мнения представителя административного истца и в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав старшего помощника прокурора Погарского района Брянской области Даленчук И.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

Из материалов дела следует, прокуратурой Погарского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию мест захоронения на территории Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и установлено, что на территории Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области по адресу: <адрес> расположено место захоронения – общественное кладбище, которое не состоит на кадастровом учете.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года    N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года     N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Законом Брянской области № 80 от 05.12.2014 года «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» закреплены за сельскими поселениями в Брянской области вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно Устава Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, реализация полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения возложена на административного ответчика.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года    N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Для осуществления деятельности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения сельские поселения должны обладать правом пользования на земельный участок под кладбищем в соответствии с ч. 1 ст. 268 ГК РФ. При этом, реализация такой деятельности возможна только при установленных границах земельного участка под кладбищами.

На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от              12 января 1996 «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что места погребения могут быть по принадлежности только государственные и муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные и воинские.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, земельные участки, в том числе под кладбищами, относятся к недвижимым вещам, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежат постановке на государственный кадастровый учет.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Как следует из материалов дела, на территории Борщовского сельского поселения по адресу: <адрес> расположено кладбище, которое является открытым, общественным. Кладбище не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области кладбище не значатся.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области следует, что сведения в отношении земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>, в государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Действующим законодательством обязанность по постановке на учет земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>, в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на администрацию Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области.

Вместе с тем, администрация Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области ненадлежащим образом осуществляет полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории вышеуказанного кладбища. Меры по устранению допущенных нарушений не принимаются.

Само по себе заключение договора подряда на выполнение кадастровых работ не позволяет сделать вывод о надлежащем исполнении Борщовским сельским поселением <адрес> обязанностей по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, поскольку фактически каких-либо мероприятий по соблюдению законодательства в области погребения и похоронного дела на момент рассмотрения дела проведено не было.

Указанное бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного земельного участка под кладбищем, отсутствию его на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем, расположенного по адресу: <адрес>.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

С учетом положении п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ и характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет земельного участка под кладбищем, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В противном случае затягивание реального исполнения решения суда будет противоречить не только общим целям правосудия, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Погарского района Брянской области к администрации Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под кладбищем по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под кладбищем по адресу: Брянская область Погарский район с. Лобки, ул. Пушкина.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                                                      Е.Н. Вороно

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2017 года.

2а-400/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Погарского района Брянской области
Ответчики
Администрация Борщовского сельского поселения Погарского района Брянской области
Суд
Погарский районный суд Брянской области
Судья
Вороно Евгений Николаевич
Дело на странице суда
pogarsky.brj.sudrf.ru
01.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2017[Адм.] Судебное заседание
27.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее