Судья Полубесова Ю.Н.Дело № 2-6044/2024УИД 41RS0001-01-2024-008910-64 | Дело № 33-137/2025 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский | 13 февраля 2025 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Копылова Р.В., |
судейпри секретаре | Байрамаловой А.Н., Трифоновой С.С., Ящук Ю.Н., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 октября 2024 года, которым постановлено:
исковые требования Пильтей Сергея Михайловича удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу направить на рассмотрение в Комиссию центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов по рассмотрению вопросов представления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заявление Пильтей СМ. о постановке на учет и приобщенные к нему документы.
В удовлетворении остальных требований о признании выводов комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу по рассмотрению вопросов представления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отсутствии условий для постановки на учет, оформленный пунктом 1 протокола заседания № от 18 февраля 2022 года, признании указанного протокола незаконным и его отмене, возложении обязанности на Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу принять новое решение в части наличия условий для постановки Пильтей СМ. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия заявления и документов 25 ноября 2021 года - отказать.
Заслушав доклад судьи Трифоновой С.С., объяснения представителя ответчика Коломиец В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пильтей С.М. предъявил иск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, управление) в котором, с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, окончательно просил суд признать незаконным вывод комиссии УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО по рассмотрению вопросов представления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) об отсутствии условий для постановки на учет, оформленный пунктом 1 протокола заседания от 18 февраля 2022 года №, признать незаконным и отменить протокол заседания Комиссии, возложить обязанность на Комиссию принять новое решение в части наличия условий для постановки Пильтей С.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия заявления и документов 25 ноября 2021 года, направить протокол заседания Комиссии в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что 09 ноября 2020 года назначен на должность судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО. 25 ноября 2021 года им подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» (далее - Правила № 369), в подтверждение чего имеется соответствующая справка от 25 ноября 2021 года №. Комиссией было принято решение, оформленное протоколом от 18 февраля 2022 года №, согласно которому учетное дело Пильтея С.М. необходимо направить в Комиссию центрального аппарата ФССП России для принятия решения о постановке (отказе) на учет. 14 февраля 2023 года им был направлен рапорт в ФССП России о предоставлении сведений о принятом решении, в ответ на который сообщено, что в Комиссию центрального аппарата ФССП России документы не поступали, пакет документов возвращен. 29 февраля 2023 года истец был уволен со службы в органах принудительного исполнения по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. По настоящее время в собственности жилого помещения не имеет.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Не соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в применении срока исковой давности. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что правоотношения между сторонами регулируются ст. 70 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 328-ФЗ), частями 4 и 8 которой установлены сроки обращения сотрудника за разрешением служебного спора и обжалования принятого решения. Полагает, что свое право на обжалование решения комиссии Пильтей С.М. реализовал в установленный законом срок после получения 12 января 2023 года копии протокола Комиссии от 18 февраля 2022 года № путем обращения с иском в суд, по результатам рассмотрения которого решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований Пильтея С.М. к управлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано в связи с неверно избранным способом защиты права. Данное обстоятельство не является основанием для восстановления пропущенного истцом срока и повторного предъявления исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Коломиец В.М. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Истец Пильтей С.М., третье лицо ФССП России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, истец просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ст. 165.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя ответчика Коломиец В.М., изучив материалы настоящего гражданского дела, а также гражданских дел № 2-2714/2024, 2-667/2022, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Приказом ФССП России от 15.01.2021 № 12 утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок № 12).
Как следует из пункта 4 Порядка № 12, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам (гражданам) единовременной выплаты создаются:
комиссия центрального аппарата ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии территориальных органов ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов принудительного исполнения и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа ФССП России от 05 ноября 2020 года №-лс Пильтей С.М. назначен в Вилючинское городское отделение судебных приставов на должность судебного пристава - исполнителя.
Приказом ФССП России от 14 ноября 2023 года №-лс контракт с Пильтеем С.М. расторгнут, истец уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 27 февраля 2023 года.
25 ноября 2021 года истец обратился с заявлением и документами в Комиссию о рассмотрении вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Правилами №, о чем имеется соответствующая запись № в журнале регистрации, истцу выдана справка от указанной даты №.
Протоколом заседания Комиссии от 18 февраля 2022 года № на основании пункта 11 Правил № 369 принято решение признать, что обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Пильтея С.М. составляет более 15 квадратных метров, что является основанием для отказа в постановке на учет, направить в Комиссию центрального аппарата ФССП России учетное дело Пильтей С.М. для принятия решения о постановке (отказе) на учет в соответствии с условиями, предусмотренными ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
Решением Вилючинского городского суда Камчатского края от 05 декабря 2022 года, вступившим в законную силу 10 января 2023 года, Пильтей С.М. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В ответе от 11 апреля 2023 года на обращение истца о предоставлении информации о принятом решении, ФССП России сообщено о том, что учетное дело в отношении Пильтея С.М. в центральный аппарат ФССП Россиии не поступало.
По результатам проведенной прокуратурой Камчатского края проверки по обращению Пильтея С.М. в действиях управления выявлено нарушение пункта 7 Правил № 369, выразившееся в ненаправлении заявителю решения Комиссии, в связи с чем 23 июня 2023 года в адрес управления внесено представление.
24 июля 2023 года представление прокурора управлением было рассмотрено и установлено, что из представленных Пильтеем С.М. документов следовало, что его жилищные условия не соответствовали условиям для предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем Комиссией было принято решение о направлении учетного дела Пильтея С.М. в Комиссию центрального аппарата ФССП России для принятия соответствующего решения, которое было озвучено заявителю секретарем комиссии, одновременно Пильтею С.М. было предложено написать заявление повторно с приложением корректных документов в связи с тем, что к первому заявлению были приложены документы, не относящиеся к делу сотрудника. Поскольку повторное заявление от Пильтея С.М. не поступило, учетное дело не было направлено для рассмотрения в Комиссию центрального аппарата ФССП России. В нарушение пункта 7 Правил № 369 решение Комиссии заявителю не направлено, данный факт подтвердился. В связи с увольнением Пильтея С.М. со службы принять пакет документов для рассмотрения не представляется возможным.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 мая 2024 года Пильтею С.М. отказано в удовлетворении исковых требований к УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с неверно избранным истцом способа защиты своих прав и законных интересов.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные выше положения закона, пришел к выводу о том, что изложенный в пункте 1 оспариваемого протокола вывод Комиссии не повлек для истца правовых последствий, поскольку решение по его заявлению о постановке на учет не принято, в постановке на учет не было отказано в установленном порядке. В связи с чем проверка судом правильности вывода территориальной комиссии об отсутствии (наличии) условий, необходимых для принятия на учет сотрудника с учетом предоставленных им документов, являлась бы преждевременной, предопределяющей решение компетентного органа - центрального аппарата ФССП России, учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов по вопросам, отнесенным в их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
По указанным основаниям суд первой инстанции отказал Пильтею С.М. в удовлетворении исковых требований о признании выводов комиссии УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО об отсутствии условий для постановки на учет, оформленный пунктом 1 протокола заседания от 18 февраля 2022 года № незаконным и его отмене, а также оснований для признания указанного протокола незаконным и его отмене, возложении на ответчика обязанности принять новое решение в части наличия условий для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия заявления и документов 25 ноября 2021 года.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции удовлетворил требование Пильтея С.М. о возложении обязанности на УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО направить на рассмотрение в комиссию центрального аппарата ФССП России по рассмотрению вопросов представления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заявление Пильтея С.М. о постановке на учет и приобщенные к нему документы (учетное дело истца).
Также суд оценил возражения ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, отказав в его применении со ссылкой на то, что предметом регулирования Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника. При этом ст. 65 данного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами, специальные сроки для обращения в суд по вопросу обеспечения жилым помещением которыми не установлены.
Решение суда в части возложения обязанности на УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО по направлению на рассмотрение в комиссию центрального аппарата ФССП России по рассмотрению вопросов представления сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заявления Пильтея С.М. и приобщенные к нему документы (учетное дело истца), а также отказа в удовлетворении остальной части исковых требований сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции на основании ст.327.1 ГПК РФ.
Разрешая доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу абз. 2 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, право на иск по общему правилу возникает с момента, когда о нарушении такого права и о том, кто является надлежащим ответчиком, стало или должно было стать известно правомочному лицу, и именно с этого момента у него возникает основание для обращения в суд за принудительным осуществлением своего права и начинает течь срок исковой давности.
Как видно из дела, решение Комиссии УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, оформленное протоколом № о признании, что обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Пильтея С.М. составляет более 15 квадратных метров, что является основанием для отказа в постановке на учет, и направлении в Комиссию центрального аппарата ФССП России учетного дела Пильтея С.М. для принятия решения о постановке (отказе) на учет в соответствии с условиями, предусмотренными ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, принято 18 февраля 2022 года.
Вместе с тем, копия решения истцу не направлялась.
Фактически Пильтей С.М. получил копию указанного решения комиссии 12 января 2023 года.
Настоящее исковое заявление подано в суд 26 августа 2024 года, то есть в пределах установленного законом трехлетнего срока исковой давности, что свидетельствует о том, что истцом срок исковой давности не пропущен.
Вопреки доводам ответчика и как верно указано судом первой инстанции, положения Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируют правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, применению к возникшим правоотношениям, связанным с соблюдением порядка установления наличия или отсутствия прав истца на осуществление единовременной социальной выплаты в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, не подлежат.
В соответствии с ч. 4 ст. 70 указанного Федерального закона сотрудник или гражданин, поступающий на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявший на службе в органах принудительного исполнения, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа принудительного исполнения или к уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах принудительного исполнения, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
При этом ч. 1 ст. 70 данного Федерального закона установлено, что служебный спор в органах принудительного исполнения - это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности органов принудительного исполнения и контракта, между руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в органы принудительного исполнения либо ранее состоявшим на службе в органах принудительного исполнения, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
В то же время, как следует из ст. 65 указанного Федерального закона, обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Учитывая приведенные положения закона применительно к понятию служебного спора и того обстоятельства, что обеспечение жильем сотрудников и граждан, уволенных со службы в органах принудительного исполнения, относится к гарантиям социальной защиты сотрудника и членов его семьи в сфере жилищных прав, оснований полагать, что на спорные правоотношения распространяется сокращенный срок обращения за защитой нарушенного права, у судебной коллегии не имеется.
В данном случае, к спорным правоотношениям применению подлежит общий срок исковой давности.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 327.1-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2025 года.