Решение по делу № 2а-942/2019 от 17.04.2019

Дело № 2а-942/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2019 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Муравленко Е.И.,

при секретаре Маркаровой А.А.,

с участием административного истца Алферова С.И.,

его представителя – адвоката Калякиной Е.А., представившей удостоверение <№> от 10 февраля 2016 года и ордер <№> от 29 апреля 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алферова С.И. к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,

У С Т А Н О В И Л:

Алферов С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным решения от 02 апреля 2019 года об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены, указав, что между ним и ЖСК «Наш Дом» заключен договор о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК «Наш Дом» от 29 апреля 2016 года <№>, по которому ему до 1 апреля 2017 года должна быть передана однокомнатная квартира на 3 этаже, проектной площадью 34,1 кв. м, с условным строительным номером 45, расположенная в объекте строительства - многоквартирном жилом доме, подъезд № 2, строящемся на земельном участке общей площадью 1232 кв. м, кадастровый номер <№>, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, <адрес>. Он оплатил полностью сумму паевого взноса, но в плановый срок квартира ему не передана. С 1 апреля 2017 года строительство многоквартирного дома ЖСК «Наш Дом» не ведется и постановлением следователя ОМВД России по Тимашевскому району от 14 декабря 2017 года он признан потерпевшим по уголовному делу.

Он обратился в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены. Однако, решением комиссии Департамента от 2 апреля 2019 года ему отказано во включении в указанный реестр. Считает данное решение незаконным, поскольку отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан. Он соответствует данным критериям, так как на момент принятия оспариваемого распоряжения им был представлен необходимый пакет документов, жилой дом до настоящего времени не достроен и в эксплуатацию не введен. Более того, независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. Фактически между ним и ЖСК «Наш дом» был заключен договор участия в долевом строительстве, поскольку при сложившихся отношениях предметом договора является привлечение денежных средств для строительства многоквартирного дома, указанным договором предусмотрены участие ЖСК «Наш дом» в строительстве многоквартирного дома и передача квартиры в строящемся доме контрагенту, внесшему денежные средства на строительство, поэтому у Департамента не имелось оснований для отказа во включении в реестр.

В судебном заседании административный истец Алферов С.И. и его представитель Калякина Е.А. просили признать незаконным и отменить решения от 02 апреля 2019 года об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены, обязав административного ответчика включить Алферова С.А. в указанный реестр.

Представитель административного ответчика – Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, поэтому суд с согласия административного истца и его представителя в соответствии со ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве просил отказать в удовлетворении административного иска, мотивировав тем, что заключенный между Алферовым С.И. и ЖСК «Наш дом» договор не является и не рассматривался сторонами как договор инвестирования, либо как договор долевого участия в строительстве. Правоотношения сторон данного договора регулируются Жилищным кодексом РФ, а не инвестиционным законодательством или законодательством об участии в долевом строительстве. В соответствии с пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, заявитель не подлежит включению в реестр в случае несоответствия заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу. Одним из критериев является привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ. При рассмотрении заявления Алферова С.И. комиссией установлено, что привлечение ЖСК «Наш Дом» денежных средств административного истца осуществлялось не в рамках Федерального закона № 214-ФЗ, поэтому Алферов С.И. не соответствует критериям, установленными Правилам ведения реестра пострадавших граждан, в связи с чем, ему отказано во включении в реестр пострадавших граждан.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, оценив их, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не обоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

На основании ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

На основании ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно договору о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК «Наш Дом» <№>, заключенному 29 апреля 2016 года между Алферовым С.И. (член ЖСК) и ЖСК «Наш Дом», его предметом являются взаимоотношения по удовлетворению жилищных потребностей члена ЖСК путем строительства, приобретения, реконструкции при содействии ЖСК объекта недвижимости и его получения членом ЖСК в собственность: однокомнатной квартиры на 3 этаже, проектной площадью 34,1 кв. м, с условным строительным номером 45, расположенной в объекте строительства - многоквартирном жилом доме, подъезд № 2, строящемся на земельном участке общей площадью 1232 кв. м, кадастровый номер <№>, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, <адрес>.

В соответствии с п. 1.4 договора плановое окончание строительства объекта 1 квартал 2017 года, а согласно п. 2.1 договора ЖСК обязано передать члену ЖСК, то есть Алферову С.И. указанную квартиру в соответствии с п.4 договора, в соответствии с которым член ЖСК приобретает право собственности на квартиру при условии выплаты 100 % паевого взноса полностью после государственной регистрации в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Пунктами 2.2, 3.1 договора определено, что член ЖСК (Алферов С.И.) обязан единовременно внести вступительный взнос в размере 4 262,5 рублей в течение трех дней с момента подписания договора, единовременно внести членские взносы, общая сумма которых составляет 8 525 рублей, начиная с месяца вступления в члены ЖСК и заканчивая предполагаемой датой окончания строительства, единовременно внести целевой взнос в размере 15 000 рублей для юридического оформления объекта строительства, оплаты государственных пошлин и сборов, расходов, связанных с изготовлением технического паспорта, расходов на регистрацию права собственности на квартиру в течение трех дней с даты подписания договора, полностью внести паевой взнос в соответствии с индивидуальным графиком выплаты паевого взноса, сумма которого составляет 992 212,5 рублей, которая представляет собой сумму расходов на возмещение затрат на строительство, создание, реконструкцию объекта строительства, оплату услуг и прочих расходов застройщика.

Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам Алферов С.И. внес в кассу ЖСК «Наш Дом» вступительный взнос в размере 4626,5 рублей, членский взнос в размере 8525 рублей, паевой взнос в суммах 936 848,5 рублей и 45 000 рублей, то есть 981 848,5 рублей.

Как установлено в судебном заседании, ЖСК «Наш Дом» до настоящего времени строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевске, <адрес>, не окончило, дом не достроен и в эксплуатацию не введен.

Согласно постановлению следователя ОМВД России по Тимашевскому району от 14 декабря 2017 года Алферов С.И. признан потерпевшим по уголовному делу <№>.

Как установлено судом, Алферов С.И. обратился в Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены.

Решением комиссии Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 02 апреля 2019 года Алферову С.И. отказано во включении в указанный реестр пострадавших граждан, в соответствии с п.п.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, в связи с несоответствием критериям, установленным п.п.2 п.2 приложения № к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» утверждены Правила ведения реестра пострадавших граждан.

В соответствии с пунктом 10 указанных Правил, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Согласно подпункту 2 пункта 2 Приложения № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр, одним из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан является следующее условие: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Требования к содержанию договора участия в долевом строительстве установлены статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

На основании п.1 и п.3 ст.4 указанного Федерального закона по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.4, п.4.1 и п.5 указанной нормы права договор должен содержать: 1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости (далее - основные характеристики многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости), назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения (далее - основные характеристики жилого или нежилого помещения); 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства; 5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору; 6) условия, предусмотренные частью 5 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, в случае, указанном в части 1 статьи 18.1 настоящего Федерального закона. Условия договора, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, должны соответствовать информации, включенной в проектную декларацию на момент заключения договора. Договор, заключенный в нарушение данного требования, может быть признан судом недействительным только по иску участника долевого строительства, заключившего такой договор. При отсутствии в договоре условий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, такой договор считается незаключенным.

Так, комиссией административного ответчика при рассмотрении заявления Алферова С.И. верно установлено, что привлечение ЖСК «Наш Дом» денежных средств административного истца осуществлялось не в рамках Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а в соответствии с ЖК РФ, которым регулируется деятельность жилищно-строительных кооперативов и правовое положение членов жилищных кооперативов.

Указанное обстоятельство также подтверждается п.8.8 договора о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК «Наш Дом» <№> от 29 апреля 2016 года, согласно которому данный договор не является и не рассматривается сторонами как договор инвестирования, либо договор долевого участия в строительстве, правоотношения сторон настоящего договора регулируются Жилищным кодексом РФ, а не инвестиционным законодательством или законодательством об участии в долевом строительстве, в связи с чем, административным ответчиком обоснованно отказано Алферову С.И. во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Более того, указанный договор не соответствует требованиям ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и не прошел государственную регистрацию в управлении Росреестра.

Таким образом, из представленных административных истцом документов не следует, что он соответствует критериям, установленным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр, что в соответствии с п.п.1 п.10 Правил ведения реестра является основанием для отказа во включении в реестр.

В силу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является нарушение прав и свобод заявителя, а также несоответствие закону или иному нормативному правовому акту.

Решение Департамента от 2 апреля 2019 года об отказе Алферову С.И. во включении его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и чьи права нарушены, принято законно и вынесено Департаментом в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством, а также не нарушает прав и законных интересов Алферова С.И., в связи с чем, отсутствуют основания для признания его незаконным и отмены.

Доводы административного истца о том, что отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ и фактически между ним и ЖСК «Наш дом» был заключен договор участия в долевом строительстве, суд считает необоснованными, поскольку строительство многоквартирных домов также осуществляется в соответствии с главами 11 и 12 раздела V Жилищного кодекса РФ, а самим договором от 29 апреля 2016 года, установлено, что договор не является договором долевого участия в строительстве, при этом правоотношения сторон настоящего договора регулируются ЖК РФ, а не инвестиционным законодательством или законодательством об участии в долевом строительстве.

Иных надлежащих доказательств того, что договор о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК «Наш Дом» <№> от 29 апреля 2016 года в настоящее время признан договором долевого участия в строительстве, ни административным истцом, ни его представителем суду не представлено.

Указанные обстоятельства опровергают доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, поэтому права, свободы и законные интересы Алферова С.И. административным ответчиком при принятии оспариваемого решения ничем не нарушены, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Алферову С.И. в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2019 года.

Председательствующий Справка: решение не вступило в законную силу.

2а-942/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Алферов Сергей Иванович
Ответчики
Департамент по надзору в строительной сфере
Другие
Калякина Елена Александровна
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Муравленко Евгений Игоревич
Дело на сайте суда
timashevsky.krd.sudrf.ru
17.04.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.04.2019[Адм.] Передача материалов судье
19.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.04.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2019[Адм.] Судебное заседание
23.05.2019[Адм.] Судебное заседание
17.05.2019[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.05.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее