АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 32-83-45, 32-85-38
E-mail: asbo@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород Дело № А08-4871/2011
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2011 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Назиной Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чижовым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Белгородской области
к ИП Кудрявцеву В.В.
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии представителей:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Белгородской области обратилось (далее Заявитель, Управление) в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя Кудрявцева В.В. (ИП Кудрявцев В.В., Предприниматель) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявитель в судебное заседание не явился, в соответствии со статьей 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Индивидуальный предприниматель Кудрявцев В.В. в судебное заседание не явился, в соответствии со статьей 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка заявителя и (или) ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд удовлетворил ходатайство ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ИП Кудрявцев В.В. на основании свидетельства серии 31 № 000992648 и лицензии серии ДА № 063978 от 22.01.2010 года осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность – перевозку пассажиров автомобильным транспортом по территории РФ, оборудованном для перевозки более 8 человек.
На основании распоряжения № 1/189 Р от 10 июня 2011 года проведена внеплановая проверка индивидуального предпринимателя Кудрявцева В.В.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований условий лицензирования:
1. Не организована ежемесячная сверка ДТП с органами ГИБДД, отсутствует журнал сверки ДТП с органами ГИБДД.
2. Нарушения в оформлении путевой документации – путевые листы не регистрируются в журнале учета движения путевых листов.
3. нарушения в оформлении путевых листов - не проставлено время проведения предрейсового осмотра, не расшифрована подпись медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр.
4. Водители Есин С.Н., Супрунов Р.И. не регулярно проходят предрейсовый медицинский осмотр.
5. Водители Есин С.Н., Супрунов Р.И. не прошли ежегодное обучение по 20-ти часовой программе по БДД.
6. Не предоставлены документы, подтверждающие исполнителем работ прохождение технического обслуживания автобуса.
7. Отсутствует договор фрахтования к путевому листу.
Результаты проверки отражены в акте № 50/29 т от 15 июня 2011 года, а также сведениях к нему.
Согласно статье 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с подпунктами 5.1, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. №398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (её структурные подразделения и территориальные органы) осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, и, следовательно, составлять протоколы об административных правонарушениях.
По данным проверки 15.06.2011г. в присутствии Предпринимателя уполномоченным должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении N 002932 о привлечении ИП Кудрявцева В.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 2.2. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (ред. от 18.07.2000г.) «Об утверждении положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Кроме того, требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, по безопасности дорожного движения установлены «Положением об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. N 27.
Согласно пункту 1.2 данного Положения требования, содержащиеся в нем, обязательны для всех расположенных на территории РФ организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров, а также для водителей этих организаций и водителей-предпринимателей. Предпринимателем должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Непредставление на момент проверки Предпринимателем журнала регистрации проведения инструктажей, иных документальных подтверждений проведения инструктажей водителей свидетельствует о том, что ответчик в нарушение положений пункта 3.4.1 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 и пункта 2.2 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 не обеспечил наемных водителей путем проведения инструктажей необходимой информацией: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2.3.2 названного Положения владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. При этом в случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.
В силу положений Федерального закона "О безопасности дорожного движения" лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно пунктов 1.8, 2.1, 3.3.3, 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обеспечении предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
На момент проверки Заявителю не были представлены доказательства, подтверждающие прохождение водителями Есиным С.Н., Супруновым Р.И. медицинского освидетельствования, что является нарушением вышеуказанных норм.
Согласно пунктов 9 - 12 приказа Минтранса РФ от 18.09.08 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое предпринимателем для осуществления перевозок пассажиров, путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца, если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предписано, в частности, обязательное проставление даты и время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, что заверяется его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
На момент проверки установлено, подтверждается имеющимися в материалах дела путевыми листами и не оспаривается ИП Кудрявцевым В.В., что им, как Предпринимателем, в нарушение указанной нормы Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. № 152 допускались случаи нарушения вышеуказанных требований оформления путевой документации.
Пунктом 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 «Об утверждении положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» предусмотрено повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
ИП Кудрявцевым В.В. также не представлено доказательств проведения ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей, в части обучения по двадцатичасовой программе.
В силу пунктов 4.2 - 4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. N 27, организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, а так же учет неисправностей транспортных средств и их устранения, ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
В соответствии со ст. 18 ФЗ № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Материалами дела также подтверждается, что не надлежащим образом проводились работы по техническому обслуживанию автобусов, поскольку документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ прохождения технического обслуживания автобуса Предпринимателем не представлены.
В силу статьи 20 ФЗ № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 647 от 29.06.95г., установлено, что владельцы транспортных средств должны ежемесячно сверять с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
На момент проверки журналы учета, анализа дорожно-транспортных происшествий и сверки дорожно-транспортных происшествий с органами ГИБДД Предпринимателем Заявителю представлены не были, в материалах арбитражного дела отсутствуют, что свидетельствует о нарушении требований Правил учета дорожно-транспортных происшествий.
В силу подпункта «б» пункта 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок автомобильным транспортом является выполнение Предпринимателем требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно статье 2.4. КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет административную ответственность как должностное лицо.
Одним из условий осуществления деятельности по перевозке грузов автотранспортом, согласно выданной предпринимателю лицензии, является выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
Факт осуществления ИП Кудрявцевым В.В. предпринимательской деятельности с нарушением требований законодательства, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается материалами дела.
Вышеизложенные бездействия ИП Кудрявцева В.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и считает, что осуществление ответчиком предпринимательской деятельности с нарушением требований законодательства, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается имеющимися в деле материалам, и доказано заявителем.
При изложенных обстоятельствах заявление Управления автодорожного надзора по Белгородской области подлежит удовлетворению.
Суд считает возможным в силу деятельности Предпринимателя, представляющей повышенную опасность для окружающих, и с учетом того, что допускаются случаи непрохождения медицинского освидетельствования водителей, эксплуатируется транспорт, предназначенный для перевозок пассажиров, без соответствующего технического обслуживания, ставя под угрозу жизнь и здоровье других участников движения и пассажиров, назначить наказание в виде наложения штрафа по верхнему пределу санкции, предусмотренному частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Управления государственного автодорожного надзора по Белгородской области удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Кудрявцева Виктора Васильевича, 14.02.1955 года рождения в г. Ворошиловске Ворошиловградской области, проживающего по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, д. 49, кв. 23, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в доход государства в размере 4000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
УФК по Белгородской области (УГАДН по Белгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН 3123018959 КПП 312301001
р/сч 40101810300000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области г. Белгород
БИК 041403001 ОКАТО 14401000000
Код 106 1 16 90040 04 0000 140
Штраф по решению суда
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Ю.И. Назина