Дело № 2а-38/2021
уид 82RS0003-01-2020-000223-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 9.02.2021 г.
Карагинский районный суд Камчатского края в составе председательствующего - судьи Фоменко Е.И., при секретаре Дольчук А.Н., с участием
- представителя административного истца – прокурора Карагинского района Самойловой А.М. - старшего помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В.,
- представителя администрации Карагинского муниципального района Щербины Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Карагинского района Самойловой А.М., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Карагинского муниципального района об оспаривании нормативного правового акта – признании недействующим постановления администрации Карагинского муниципального района от 27.11.2015 № 221 "О создании контрольного органа администрации Карагинского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района", со дня его опубликования,
УСТАНОВИЛ :
обосновывая иск, прокурор указал, что постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27.11.2015 № 221 "О создании контрольного органа администрации Карагинского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района" (далее – Постановление № 221) администрация Карагинского муниципального района создала новый орган контроля, нарушила при этом порядок создания органов муниципалитета, предусмотренный ст. 34, ст. 77 ч. 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих началах местного самоуправления", ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг", Уставом Карагинского муниципального района. В силу приведённых норм муниципальные органы, в том числе и для контроля в сфере закупок, могут создаваться лишь представительным органом – Советом депутатов Карагинского муниципального района. В утверждённой структуре администрации Карагинского района отсутствует упоминание о контрольном органе в сфере закупок. Соответственно Глава администрации, вынося постановление № 221, вышел за пределы своей компетенции, в связи с чем и заявлено требование о признании постановления недействующим с учётом вносившихся изменений, со дня опубликования.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях.
Представитель административного ответчика Щербина Н.А. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что новый орган упомянутым постановлением не создавался, постановлением констатировано, что контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг является собственно администрация Карагинского муниципального района.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения иска не усматривает.
Согласно ст. 77 ч. 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий, среди прочих - органы местного самоуправления муниципального района, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. В п. 3 ч. 3 Закона определены и формы контроля - путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Постановлением Главы администрации Карагинского муниципального района № 221 от 27.11.2015 г. "О создании контрольного органа Администрации Карагинского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района (далее - Постановление № 221) было определено, что администрация Карагинского муниципального района является уполномоченным органом для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района, в составе согласно приложению 1 (п. 1). Одновременно утверждены Положение о Контрольном органе администрации Карагинского муниципального района, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района для нужд района согласно приложению 2 (п. 2, далее – Положение о Контрольном органе); Административный регламент исполнения Контрольным органом администрации Карагинского муниципального района для случаев единственного поставщика (п.3).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Устава Карагинского муниципального района, утверждённого решением Совета депутатов Карагинского района от 14.10.2004 г. № 85 (далее – Устав), администрация Карагинского муниципального района организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами.., а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к органам местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленными федеральными законами, законами Камчатского края.
Пункт 2 (абзац 3) статьи 34 Устава определяет, что Положения об органах и структурных подразделениях Администрации, не являющихся юридическими лицами, утверждаются Главой района.
Как видно из Положения Положение о Контрольном органе, новое юридическое лицо при этом в структуре муниципальных органов не создавалось.
При анализе Положения о Контрольном органе суду очевидно, что порождающие правовые последствия решения выносятся Контрольным органом как юридическим лицом - администрацией Карагинского муниципального района, в том числе обращение при необходимости в суды( п. 2.2.8); разрешение жалоб в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе (раздел 4) и т.д.
Состав Контрольного органа (Приложение 1) включает в себя трех специалистов администрации Карагинского района, занимающих должности в аппарате администрации, для реализации не требующих властных полномочий функций Контрольного органа.
Таким образом, Постановлением № 221 фактически была определена функция администрации Карагинского муниципального района, силы и средства, порядок её реализации.
Соответственно, оснований для включения рассматриваемого Контрольного органа в структуру органов местного самоуправления не имеется.
Поводов полагать превышенной компетенцию Главы Карагинского муниципального района при принятии постановления № 221 не усматривается.
Иных нарушений закона при принятии Постановления № 221 судом не усмотрено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 293, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
в удовлетворении административного искового заявления прокурора Карагинского района Камчатского края Самойловой А.М. о признании недействующим постановления администрации Карагинского муниципального района от 27.11.2015 № 221 "О создании контрольного органа администрации Карагинского муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района" со дня его опубликования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Решение в окончательной форме вынесено 16.02.2021 г.
Судья - _______________