Дело № 2-3075/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
судьи Беловой И.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Люберецкого городского прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес>, 3-е лицо Администрация Муниципального образования Люберецкого муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании возместить стоимость лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании возместить стоимость лекарственных препаратов в размере 3710 рублей 90 копеек, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО1 является инвалидом I группы и относится к льготной категории граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Российской Федерации.
В соответствии с выписным эпикризом от ДД.ММ.ГГГГ из отделения «Искусственная почка» Клиники нефрологии, внутренних и профессиональных болезней им. ФИО3 ММА им. ФИО4, ФИО1 рекомендованы препараты, входящие в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Среди них препараты: ЭПО (рекормон, эрльфон), Альфа ДЗ Тева, Ранитидин,Феназепам, Венофер, Тавегил.
Прокурор указывает, что ФИО1 не была обеспечена лекарственными препаратами в полном объеме, поскольку данные препараты не были утверждены Министерством здравоохранения <адрес> в плановой заявке и не учтены в объемах финансирования программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами на 2012 год, несмотря на то, что Управлением здравоохранения Администрации Люберецкого муниципального района <адрес> информация о необходимости обеспечения ФИО1 вышеуказанными лекарственными средствами была передана в установленном законом порядке в Министерство здравоохранения <адрес> для формирования и утверждения плановой заявки.
Согласно счету льготника на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была обеспечена лекарствами на общую сумму 87 835 руб. 55 коп.
В связи с тем, что ФИО1 нуждается в постоянном лечении и приеме жизненно важных лекарственных средств, она вынуждена приобретать их за свой счет. Так, за период с сентября по декабрь 2012 года ФИО1 приобрела следующие льготные лекарственные препараты:
- 13 упаковок лекарства «Тавегил» (1 мг № и 1 мг/1 мл) на сумму 2 329 руб. 30 коп.;
- 5 упаковок лекарства «Феназепам» (0,001 таб.) на сумму 465 руб. 60
коп.;
- 1 упаковку лекарства «Альфа ДЗ Тева» (капе. 1) на сумму 689 руб. 80 коп. и 1 упаковку лекарства «Кальций ДЗ Форте» (таб.) на сумму 226 руб. 20 коп.
Всего ФИО1 потратила на покупку льготных лекарственных препаратов 3 710 рублей 90 копеек.
Прокурор указывает, что в соответствии с п. 12, пп. 12.8, 12.15 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство осуществляет полномочия по обеспечению медицинских организаций <адрес> лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также устанавливает порядок и объем предоставляемых отдельным группам населения <адрес> мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
Причиной отсутствия лекарственных препаратов, предназначенных для лечения заболеваний почек, в аптеках г.<адрес> и Люберецкого муниципального района <адрес> является отсутствие финансирования поставки указанного препарата со стороны Министерства здравоохранения <адрес>.
Таким образом, Министерством здравоохранения <адрес> были нарушены перечисленные требования законодательства о здравоохранении и о льготном лекарственном обеспечении, что негативно сказывается на качестве лечения ФИО1, имеющей законное право на бесплатное и бесперебойное предоставление указанных препаратов.
Уточняя исковые требования ФИО1 просит признать незаконным бездействие ответчика, обязать возместить стоимость лекарственных препаратов в размере 17749 рубелей 40 копеек, взыскать в качестве компенсации морального вреда 200000 рублей, указывая, что в период с сентября 2012 по январь 2013 она приобретала лекарства на сумму большую, чем первоначально указано в исковом заявлении.
На основании изложенного истец обратился в суд.
В судебное заседание истица не явилась. Прокурор в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО5 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование возражений указал, что льготы представляются истице за счет средств федерального бюджета, а ответчик лишь получает средства из федерального бюджета в форме субвенций для обеспечения льготников. Предоставление ФИО1 льготных препаратов в объеме большем, чем предоставляется Министерству здравоохранения за счет Федерального финансирования - право, но не обязанность ответчика.
Также указывает, что в список региональных льготников истица не входит. Ответчик получает средства из Федерального бюджета на больных не входящих в список региональных льготников в размере 604 рублей в месяц. За 2012 год истице выделены около 80000 рублей, что значительно превышает сумму, которую истица должна была получить за счет средств Федерального бюджета.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.2 ч.1 ст.16. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуги имеют, в частности, инвалиды.
В соответствии с п. 11 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 790/28, основными задачами Министерства являются:
- обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий;
-разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения <адрес>, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи населению <адрес>.
Согласно п. 12, пп. 12.8, 12.15 Положения Министерство осуществляет полномочия по обеспечению медицинских организаций <адрес> лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также устанавливает порядок и объем предоставляемых отдельным группам населения <адрес> мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является инвалидом I группы и относится к льготной категории граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета Российской Федерации.
В соответствии с выписным эпикризом от ДД.ММ.ГГГГ из отделения «Искусственная почка» Клиники нефрологии, внутренних и профессиональных болезней им. ФИО3 ММА им. ФИО4, ФИО1 рекомендованы препараты, входящие в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Среди них препараты: ЭПО (рекормон, эрльфон), Альфа ДЗ Тева, Ранитидин,Феназепам, Венофер, Тавегил (Л.д.20-24).
ФИО1 не была обеспечена лекарственными препаратами в полном объеме, поскольку данные препараты не были утверждены Министерством здравоохранения <адрес> в плановой заявке и не учтены в объемах финансирования программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами на 2012 год, несмотря на то, что Управлением здравоохранения Администрации Люберецкого муниципального района <адрес> информация о необходимости обеспечения ФИО1 вышеуказанными лекарственными средствами была передана в установленном законом порядке в Министерство здравоохранения <адрес> для формирования и утверждения плановой заявки (Л.д.25-27).
Согласно счету льготника на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была обеспечена лекарствами на общую сумму 87 835 руб. 55 коп (Л.д.56-58).
В связи с тем, что ФИО1 нуждается в постоянном лечении и приеме жизненно важных лекарственных средств, она вынуждена приобретать их за свой счет. Так, за период с сентября по декабрь 2012 года ФИО1 приобрела следующие льготные лекарственные препараты:
- 13 упаковок лекарства «Тавегил» (1 мг № и 1 мг/1 мл) на сумму 2 329 руб. 30 коп.;
- 5 упаковок лекарства «Феназепам» (0,001 таб.) на сумму 465 руб. 60
коп.;
- 1 упаковку лекарства «Альфа ДЗ Тева» (капе. 1) на сумму 689 руб. 80 коп. и 1 упаковку лекарства «Кальций ДЗ Форте» (таб.) на сумму 226 руб. 20 коп., что подтверждается чеками (Л.д.14-16).
На приобретение указанных льготных лекарственных препаратов истица потратила 3 710 рублей 90 копеек.
Также, согласно этапному эпикризу истице рекомендовано принимать глюкозу и фраксипарин.
На приобретение указанных препаратов согласно чекам истица потратила 9059 рублей 95 копеек (Л.д.14-16).
Учитывая, что истица имеет право на льготное получения указанных препаратов, а в связи с бездействием ответчика, выразившимся в отсутствии финансирования поставки указанных препаратов истица была вынуждена приобретать их за счет собственных средств, то суд считает указанные суммы подлежащими взысканию с ответчика.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что истица не представила доказательств, подтверждающих приобретение препаратов на сумму в размере 17749 рублей 40 копеек, то суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст.151 ГК РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Учитывая, что истица является инвалидом первой группы, а также, что указанные выше препараты являются жизненно необходимыми для нее, а в результате незаконного бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении указанных препаратов истица вынуждена приобретать их за собственный счет, суд считает подлежащей взысканию с ответчика компенсацию морального вреда в размере 11000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения <адрес>, выразившееся в необеспечении ФИО1 препаратами «Феназепам», «Альфа ДЗ Тева», «Кальций ДЗ Форте», «Тавегил», Глюкоза, Фраксипарин, входящих в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1170.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1 в счет компенсации стоимости лекарственных препаратов 12770 рублей 85 копеек.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу ФИО1 11000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд в месячный срок.
Судья И.В. Белова