9а-10/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2019 года г. Железногорск
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Щербакова Я.А., рассмотрев в порядке принятия к производству административный иск Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва к Муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» о признании незаконным бездействия по соблюдению природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва обратилось в суд с административным иском к Муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» о признании незаконным бездействия по соблюдению природоохранного законодательства, мотивировав свои требования тем, что ответчиком на праве хозяйственного ведения осуществляется эксплуатация городских водозаборных сооружений (далее – ГВС), расположенных по адресу: <адрес>, ЗАТО Железногорск, <адрес>, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на нежилое здание от 16.02.2007 г. С ГВС промывные (сточные) воды от установок обезжелезивания, промывки фильтров, отстойников, резервуаров сбрасываются на землю (водосборную площадь реки Тартат). Действия административного ответчика по сбросу с ГВС промывных (сточных) вод на землю, содержащих загрязняющие вещества, при отсутствии установленных допустимых концентраций, являются нарушением требований природоохранного законодательства, создают реальную угрозу загрязнению окружающей среды (земле), в связи с чем, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в несоблюдении природоохранного законодательства, непринятии мер по прекращению сброса загрязняющих веществ в составе промывных (сточных вод) на землю (водосборную площадь р. Тартат), обязать административного ответчика принять меры по прекращению сброса загрязняющих веществ в составе промывных (сточных) от установок обезжелезивания ГВС на землю (водосборную площадь р. Тартат).
Проверив административный иск, суд, пришел к следующим выводам.
Конституционный суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не следует возможности выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральных законов (определение от 24.11.2005 года № 508-О, от 19.06.2007 года № 389-О-О и от 15.04.2008 года № 314-О-О
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно части 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
По смыслу законодателя, закрепленному в КАС РФ, для рассмотрения дела в порядке КАС РФ необходимо следующее: чтобы в деле в качестве административного истца и (или) административного ответчика выступали государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица; отсутствие требований, затрагивающих гражданские права и обязанности других лиц, либо свидетельствующих о наличии гражданско-правового спора между заявителем и другими лицами; требования должны быть направлены к органу публичной власти.
Представляется, что при наличии всех трех указанных критериев, вне зависимости от того, поименована ли данная категория дела в КАС РФ, оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства. При отсутствии хотя бы одного из них дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются и разрешаются судами в порядке гражданско-процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования об признании незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в несоблюдении природоохранного законодательства, непринятии мер по прекращению сброса загрязняющих веществ в составе промывных (сточных вод) на землю (водосборную площадь р. Тартат), обязании административного ответчика принять меры по прекращению сброса загрязняющих веществ в составе промывных (сточных) от установок обезжелезивания ГВС на землю (водосборную площадь р. Тартат), подлежат разрешению в порядке, установленном ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в принятии административного иска Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва
На основании изложенного, руководствуясь ст. 128 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в принятии административного иска Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва к Муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» о признании незаконным бездействия по соблюдению природоохранного законодательства.
На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края.
Судья Я.А.Щербакова