3а-29\2018
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации15 мая 2018 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
судьи Клевцовой Г.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Цыганковой К.С.,
с участием административного истца Коровина А.В. и его представителя Семеновой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Коровина А.В. к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года №,
У С Т А Н О В И Л :
Коровин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование заявленного иска административный истец указал, что, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, 22 декабря 2017 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Курской области (далее Комиссия), с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости. К заявлению были приложены необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Однако, уведомлением секретаря Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заявление от 22 декабря 2017 года было не принято к рассмотрению с возвращением прилагаемых к заявлению документов. Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не было принято к рассмотрению по мотиву того, что представленный в электронном виде отчет об оценке рыночной стоимости участка подписан недействующей на момент подачи заявления усиленной квалифицированной электронной подписью оценщика, составившего отчет. Административный истец полагает, что при обращении в Комиссию им были представлены все необходимые документы, в том числе приложен отчет об оценке № от 06 декабря 2017 года в электронном виде с электронной подписью оценщика.
В судебном заседании Коровин А.В. и его представитель Семенова Н.М. поддержали заявленный административный иск по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что отчет об оценке содержит действительную квалифицированную электронную подпись оценщика, подписавшего отчет в электронном виде и на бумажном носителе.
Представители административных ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Курской области, заинтересованное лицо Алунтьев С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства. В письменных заявлениях Алунтьев С.В. и представитель Управления Росреестра по Курской области просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Неявка лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела по существу.
В отзыве на административный иск Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ссылаясь на положения части 4 статьи 5, пункты 1 и 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. «Об электронной подписи» считает, что иск подлежит отклонению. По мнению административного ответчика, Комиссия, выявив по поданному Коровиным А.В. 22 декабря 2017 г. заявлению, что сертификат электронной цифровой подписи оценщика истек 21 декабря 2017 года, действовала правомерно, уведомлением отказав в принятии заявления ввиду непредставления необходимых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абзаца пятого пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости» решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости может быть оспорено в трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Уведомление Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года №, получено Коровиным А.В. 15 января 2018 года. Административное исковое заявление о признании незаконным данного уведомления подано в суд 27 марта 2018 года, что свидетельствует о соблюдении административным истцом установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав материалы административного дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск Коровина А.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела установлено, что 22 декабря 2017 года Коровин А.В., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 02 декабря 2016 г. № 904-па, по основанию установления в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости.
К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости участка были приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект, отчет об оценке № № от 06 декабря 2017 года (в бумажном виде на 76 листах и в электронном виде), составленный оценщиком ООО « Независимая экспертная организация « Эксперт- партнер» ФИО10.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сообщила Коровину А.В., об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, мотивируя тем, что истцом нарушены требования к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в электронном виде (отчет об определении рыночной стоимости земельного участка в форме электронного документа подписан недействующей на момент подачи заявления усиленной квалифицированной электронной подписью оценщика, составившего отчет. 21 декабря 2017 года истек срок действия сертификата).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции на момент принятия оспариваемого решения Комиссии) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 25 июля 2012 г. № П/324 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области в составе 4 человек. Приказами Росреестра от 10 февраля 2015 г. №П/56, от 26 марта 2015 г. № П/133, от 28 января 2016г.№ П/0036, от 23 декабря 2016 г. № П/0619 были внесены изменения по кандидатуре секретаря комиссии и лица его замещающего, изложении должностей членов комиссии, количественный состав комиссии остался прежним.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 13 Порядка, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с пунктом 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя ( пункт 15 Порядка).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в силу пункта 13 Порядка работы комиссии к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ установлено, что отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом ( часть 4 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:1) квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата; 2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;3) имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ; 4) квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).
Таким образом, электронная подпись признается действительной при одновременном соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «Об электронной подписи», а также при условии, что сертификат не прекратил свое действие и не был аннулирован на момент подписания электронного документа.
Судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству путем проверки через программу «КриптоПро» проверены электронные документы и подписи к ним, записанные на диске. В результате данной проверки квалифицированная электронная подпись оценщика подтверждена, является действительной, дата создания файла с подписью - 06 декабря 2017 г. Срок действия сертификата истек 21 декабря 2017 г. Указанное подтверждается скриншотами программы «КриптоПро» в ходе проверки электронных документов и подписи к ним. Таким образом, на момент подписания документа, отчета об оценке - 06 декабря 2017 г. срок действия сертификата электронной подписи не истек.
Положения статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» предусматривают, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Поскольку к заявлению от 22 декабря 2017 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка административным истцом были приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. № 263, в том числе отчет об оценке № от 06 декабря 2017 года пронумерованный постранично, прошитый, подписанный оценщиком, а также скрепленный печатью ООО « Независимая экспертная организация « Эксперт- партнер» и подписью директора данного ООО, отчет об оценке в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью оценщика, то у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в принятии указанного заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
На основании изложенного отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, оформленный уведомлением секретаря комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. № 263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области обязанность рассмотреть по существу в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление административного истца от 22 декабря 2017 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Ввиду удовлетворения административных исковых требований и на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Коровина А.В. удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отклонении заявления Коровина А.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области рассмотреть поданное 22 декабря 2017 г. заявление Коровина А.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в пользу Коровина А.В. расходы по госпошлине - <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Курского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Курского областного суда Г.П. Клевцова