Дело <суммы изъяты>
89RS0004-01-2024-002988-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2024 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А.Л.,
при секретаре судебного заседания Альмембетовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.В. к Управлению по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой о признании решения незаконным, встречному иску Управления по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой к Иванову В.В. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Иванов В.В. (далее – истец, Иванов В.В.) обратился в Новоуренгойский городской суд с иском к Управлению по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой (далее – ответчик, управление) с требованием о признании незаконными действия по начислению задолженности по мерам социальной поддержки ветерану труда.
В обоснование требований указано, что истец, дд.мм.гггг года рождения, с 1997 года проживал в городе Новый Уренгой Ямало-<адрес>. В 2000 году вышел на пенсию по старости. Распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.11.2007 г. № 76-Р присвоено звание «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», что подтверждается удостоверением серия ЯН № 12983, выданным 08.11.2007 г. Также истец является ветераном труда Российской Федерации, что подтверждается удостоверением № 384447, выданным 04.02.2010 г. Получал все меры социальной поддержки и льготы, установленные законодательством ЯНАО и Федеральным законом «О ветеранах». 11.03.2019 г. снялся с регистрационного учета в г. Новый Уренгой ЯНАО. С 11.03.2019 г. по 24.02.2024 г. был зарегистрирован в городе Тюмени, а с 24.02.2024 г. - зарегистрирован по месту жительства в г. Омске. После оформления регистрации в городе Омске, истец обратился в МФЦ для оформления положенных льгот и мер социальной поддержки по месту жительства. 25.03.2024 г. в личном кабинете на сайте Госуслуги получил от УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу (УТСЗН) восемь уведомлений, а именно: возврат задолженности по мерам соц. поддержки (МП) за 2019-2020 гг. в размере 2 038,00 руб.; возврат задолженности по мерам соц. поддержки (ЕДВ) за 2019-2020 гг. в размере 23 909,09 руб.; возврат задолженности по мерам соц. поддержки (ЖКВ) за 2019-2020 гг. в размере 29 467,68 руб.; возврат задолженности по мерам соц. поддержки (ЯП) за 2019-2020 гг. в размере 44 000 руб.; возврат задолженности по мерам соц. поддержки МП за 2021-2023 гг. в размере 3 391 руб.; возврат задолженности по мерам соц. поддержки ЕДВ за 2021-2023 гг. в размере 42 132,7 руб.; возврат задолженности по мерам соц. поддержки ЖКВ за 2021-2023 гг. в размере 23 333,22 руб.; возврат задолженности по мерам соц. поддержки за 2021-2023 г. в размере 70 000 руб. Всего начислено задолженности на сумму в размере 238 271,69 руб. Кроме вышеизложенного, считаю необходимым отметить, что в период времени с 2019 г. по 2023 г. требований о возврате задолженности по мерам соц. поддержки от Управления труда и социальной защиты населения ЯНАО и города Новый Уренгой в мой адрес не поступало. В ответ на обращение истцу было направлено письмо № 10/01-09/2671 от 06.05.2024 г., в котором сообщалось, что он состоял на учете в Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой по категориям «Ветеран труда», «Неработающий пенсионер» и являлся получателем социальных выплат в виде ежегодной материальной помощи к памятным датам истории (далее - ЕДВ), жилищно-коммунальной выплаты и ежемесячного пособия неработающим гражданам, неработающим пенсионерам и инвалидам, проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Управлением был направлен запрос о получении (не получении) аналогичных мер социальной поддержки в ГКУ ТО «Центр МСП» г. Тюмень. Согласно полученной информации являлся получателем жилищно-коммунальной выплаты. Ежемесячное пособие как неработающему пенсионеру не предоставлялось. Поскольку истец не являлся получателем ежемесячного пособия по месту жительства в г. Тюмени переплата за период с 01.04.2019 по 29.02.2024 ежемесячного пособия аннулирована. В отношении других социальных выплат переплата осталась без изменений и составила: по выплате МП - 5 429,00 рублей, ЕДВ - 68 673,79 рублей, ЖКВ - 52 800,68 рублей. Общая сумма переплаты составляет 126 909,47 рублей. В ответе на обращение Управление ссылается на заявления от 16.12.2009 г. и 05.10.2010 г., где взял на себя обязательство своевременно сообщать в орган социальной защиты населения обо всех изменениях, влияющих на выплату. Истец не отрицает тот факт, что был уведомлен. Однако в заявлениях порядок уведомления органа социальной защиты населения не указан. Следовательно, истец, не знав порядок уведомления, 11.03.2019 г. обратился в МФЦ г. Тюмени для регистрации, пологая, что данная информация будет передана в Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой. 24.02.2024 г. также обратился в МФЦ г. Омска.
Определением Новоуренгойского городского суда от 25.06.2024 года, вынесенным в протокольной форме, из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельны требований исключено УФК России по ЯНАО, поскольку при рассмотрении дела не затрагиваются их права и законные интересы.
Определением Новоуренгойского городского суда от 25.06.2024 года, вынесенным в протокольной форме, принято встречное исковое заявление Управления по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой (далее – истец по встречному иску) к Иванову В.В. (далее – ответчик по встречному иску) с требованием о взыскании сумму излишне выплаченных ежемесячной денежной выплаты, жилищно-коммунальной выплаты, материальной помощи к памятным датам истории в сумме 126 903,47 руб.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что Иванов В.В., ранее зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, состоял на учёте в Управлении как получатель мер социальной поддержки. Иванову В.В. Управлением предоставлялись: ежемесячная денежная выплата ветеранам труда в соответствии со ст. 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.11.2006 № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» с 01.01.2010; компенсация расходов по оплате за пользование (наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги в размере 50 процентов, предусмотренная статьей 5 Закона № 62-ЗАО, с 01.01.2010. Данная мера социальной поддержки предоставлялась в виде жилищно-коммунальной выплаты, что предусмотрено постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2008 № 97-ПГ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»; пособие неработающим пенсионерам и инвалидам, предусмотренное Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.01.2010 № 30-А «О компенсационных выплатах лицам, местом постоянной (основной) работы которых являются бюджетные учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа, пособиях неработающим пенсионерам и инвалидам», статьей 16 Закона № 62-ЗАО, с 05.10.2010; материальная помощь к датам истории (День пожилых людей), предусмотренная пунктом 5 статьи 13 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2006 № 55-ЗАО «О государственной социальной помощи в Ямало- Ненецком автономном округе» (далее - Закон № 55-ЗАО), с 01.10.2015. Указанные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, постоянно проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. При подаче заявлений об установлении пособия неработающим пенсионерам и инвалидам 05.10.2010, мер социальной поддержки 16.12.2009, предоставлении жилищно-коммунальной выплаты 16.12.2009 Иванов В.В. был ознакомлен с требованиями законодательства и взял на себя обязательство сообщать Управлению об обстоятельствах, влекущих прекращение мер социальной поддержки, о чем свидетельствует подпись заявителя в соответствующих графах заявлений (копии заявлений прилагаются). 06.03.2024 в адрес Управления поступила информация отдела предоставления мер социальной поддержки бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о получении Ивановым В.В. с 01.03.2024 мер социальной поддержки по категории «ветеран труда» по новому месту жительства в г. Омске (копия прилагается). В результате было установлено, что ответчик был снят с регистрационного учета в г. Новый Уренгой в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы автономного округа 11.03.2019 (копия паспорта Иванова В. В. прилагается) и с 01.03.2019 по 11.03.2024 являлся получателем мер социальной поддержки и государственной социальной помощи по месту жительства в г. Тюмени (информация ГКУ Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» прилагается). Поскольку своевременно о факте снятия с регистрационного учета в городе Новый Уренгой и выезде на постоянное место жительства за пределы автономного округа ответчик Управлению не сообщил, ему в период с 01.04.2019 по 29.02.2024 необоснованно были выплачены: ежемесячная денежная выплата в сумме 68 673,75 руб., жилищно-коммунальная выплата в сумме 52 800,68 руб., материальная помощь к памятным датам истории (День пожилых людей) в размере 5 429,00 руб. (справка о выплаченных суммах прилагается). Общая сумма переплаты составила 126 903,47 руб. и подлежит возврату. Получая в Управлении меры социальной поддержки в период с 01.04.2019 по 29.02.2024, и не предоставляя при этом сведений о выезде на постоянное место жительства за пределы автономного округа, ответчик неосновательно обогатился за счет средств окружного бюджета на сумму 126 903,47 руб.
Истец по основному иску (ответчик по встречному иску) Иванов В.В. в судебном заседании участия не принимал, извещён надлежащим образом, согласно заявления, просил рассмотреть дело в отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика по основному иску (истца по встречному иску) Буйвидович О.Н. просила встречные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении основного иска отказать.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 16.12.2009 года Иванов В.В. обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой об установлении социальной выплаты (мер социальной поддержки) в виде ЕДВ.
На бланке заявления отражено, что заявитель обязуется сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера социальной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение социальной выплаты или предоставления мер социальной поддержки. В графе стоит подпись заявителя.
16.12.2009 года Иванов В.В. обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой о предоставлении жилищно-коммунальной выплаты.
На бланке заявления отражено, что заявитель обязуется сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера жилищно-коммунальной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение жилищно-коммунальной выплаты. В графе стоит подпись заявителя.
05.10.2010 года Иванов В.В. обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой об установлении пособия неработающим пенсионерам и инвалидам. Бланк данного заявления содержит информацию о том, что выплата пособия неработающим пенсионерам прекращается в случае выезда на постоянное место жительства за пределы автономного округа. При этом Иванов В. В. был ознакомлен с обязанностью сообщить в месячный срок в орган социальной защиты населения о наступлении указанного обстоятельства, о чем имеется собственноручная подпись Иванова В. В.
Согласно паспорта истца, Иванов В.В. был зарегистрирован с 07.05.1997 по 11.03.2019 года по адресу: ЯНАО<адрес>
С 11.03.2019 по 24.02.2024 года по адресу: <адрес>.
С 24.02.2024 года по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>
06.03.2024 года в адрес Управления социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой поступила информация отдела предоставления мер социальной поддержки БУ «МФЦ» Омской области о получении Ивановым В.В. мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» с 01.03.2024 года.
Как следует из ответа на межведомственный запрос ГКУ ТО «Центр МСП», Иванов В.В., дд.мм.гггг г.р., ранее зарегистрированный по адресу: <адрес>, на учете в Управлении социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района состоял с 01.03.2019, являлся получателем мер социальной поддержки и (или) государственной социальной помощи (справка прилагается). Ежемесячное пособие неработающим пенсионерам не назначалось, не выплачивалось. Снят с учета 11.03.2024 года.
Истцом не оспаривалось, что в 2009, 2010 году ему назначены указанные меры социальной поддержки, он получал ежемесячные выплаты.
Истец, будучи осведомленным об обязанности уведомления органа социальной защиты населения об обстоятельствах, влияющих на прекращение выплаты мер социальной поддержки, указанную информацию до Управления решил не доводить.
Следовательно, при получении Управлением социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой сведений о факте снятия с регистрационного учета Иванова В.В. в городе Новый Уренгой и выезде на постоянное место жительства за пределы автономного округа, ему правомерно были выставлены счета о возврате задолженности по ежемесячной денежной выплате в сумме 68 673,75 руб., жилищно-коммунальной выплате в сумме 52 800,68 руб., материальной помощи к памятным датам истории (День пожилых людей) в размере 5 429,00 руб.
Оценивая доводы Иванова В.В. о том, что в заявлениях порядок уведомления органа социальной защиты населения не указан, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку истец устно имел возможность получить консультацию у специалиста, принимавшего у него заявление, однако этого не сделал, в результате чего им были получены денежные средства в виде социальных выплат за период с 01.04.2019 по 29.02.2024 года, при отсутствии на то законных оснований.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» ежемесячная денежная выплата устанавливается в следующих размерах:1) ветеранам труда, ветеранам автономного округа - 690 рублей.
Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 1 части 1 настоящей статьи, предоставляется ветеранам автономного округа из числа неработающих пенсионеров, неработающих граждан (женщин, достигших возраста 50 лет и старше, мужчин, достигших возраста 55 лет и старше), а ветеранам автономного округа из числа оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников вне зависимости от возраста, факта назначения пенсии и прекращения трудовой деятельности.
Материальная помощь к датам истории, в соответствии с пунктом 7.1 Порядка оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Администрации Ямало- Ненецкого автономного округа от 21.12.2006 № 599-А «Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе», предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории автономного округа и состоящим на первое число месяца выплаты материальной помощи к дате истории на учете в органах социальной защиты населения в качестве получателей социальных выплат, предоставляемых ежемесячно, в беззаявительном порядке. Оказание государственной социальной помощи прекращается в случае выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы автономного округа. Прекращение оказания государственной социальной помощи производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплат.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 62-ЗАО, ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) компенсация расходов по оплате за пользование (наем) и (или) платы за содержание жилого помещения в размере 50 процентов окружного стандарта стоимости жилищных услуг, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.
Согласно ст. 16 указанного закона, лицам, указанным в пунктах 24, 24-1 части 1 статьи 4 настоящего Закона, имеющим стаж работы на территории автономного округа не менее 15 календарных лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере, установленном постановлением Правительства автономного округа.
Право на предоставление ежемесячного пособия сохраняется за лицами, указанными в абзаце первом настоящей статьи, являющимися получателями ежемесячного пособия, при их переезде на постоянное место жительства за пределы автономного округа в пределах территории Российской Федерации (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящей статьи) после 01 января 2021 года при условии постоянного проживания в автономном округе по состоянию на 01 января 2021 года. Порядок сохранения права на предоставление ежемесячного пособия определяется постановлением Правительства автономного округа.
При переезде лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, на постоянное место жительства в Тюменскую область предоставление ежемесячного пособия осуществляется в соответствии с заключаемыми органами государственной власти автономного округа и Тюменской области договорами (соглашениями) и (или) нормативными правовыми актами Тюменской области.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа спорные правоотношения регулируются Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2006 г. № 592-А.
В соответствии с пунктом 9.4 Порядка, прекращение предоставления мер социальной поддержки производится в случае выезда на постоянное место жительства за пределы автономного округа. Прекращение выплат производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы автономного округа.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 62-ЗАО, пунктом 10.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки, граждане, обратившиеся за предоставлением мер социальной поддержки, обязаны в десятидневный срок извещать органы, уполномоченные на их предоставление, о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки.
В соответствии со статьей 17 Закона № 55-ЗАО, граждане, обратившиеся за оказанием государственной социальной помощи, обязаны в течение двух недель с момента возникновения обстоятельств, влекущих изменение размеров или прекращение оказания государственной социальной помощи, извещать органы, уполномоченные на ее предоставление, об указанных обстоятельствах.
Излишне выплаченные по вине получателя суммы возвращаются им добровольно или взыскиваются в судебном порядке.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий выплату мер социальной поддержки, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты, законодательством возложена на получателя меры социальной поддержки, который несет ответственность за ее неисполнение. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату, получатель должен возместить органу, осуществляющему выплаты, неосновательно полученную сумму выплат.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется добросовестность гражданина.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Иванов В.В. незаконно получил ежемесячную денежную выплату в размере 68 673,75 руб., жилищно-коммунальную выплату в размере 52 800,68 руб., материальную помощь к памятным датам истории (День пожилых людей) в размере 5 429,00 руб., общая сумма денежных средств составила 126 903,47 руб.
Как следует из материалов дела Иванов В. В., будучи зарегистрированным в Тюменской области в период с 01.03.2019 г. по 11.03.2024 г., являлся получателем мер социальной поддержки и (или) государственной социальной помощи. За указанный период времени Иванову В. В. выплачивалась компенсация расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи отдельным категориям граждан, денежная компенсация взамен бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении.
Следовательно, в период 01.03.2019 г. по 11.03.2024 г. Иванов В. В. являлся получателем мер социальной поддержки как ветеран труда сразу в двух регионах: в Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области, при этом некоторые выплаты дублировались. Получение одинаковых мер социальной поддержки в двух регионах не может свидетельствовать о добросовестном поведении получателя социальных выплат.
Доводы истца по основному иску о том, что он думал, что при подаче документов в г. Тюмени для оформления мер социальной поддержки будет автоматически сообщено в орган социальной защиты населения ЯНАО, суд находит несоответствующими действительности.
Так, на протяжении 5 лет истцу на карту поступали социальные выплаты, предусмотренные в ЯНАО, однако видя это, и получая выплаты социального характера в Тюменской области, он не обращался в органы социальной защиты ни в г. Тюмени, ни в г. Новый Уренгой, что также свидетельствует о недобросовестности поведения истца.
Таким образом, полученная ответчиком денежная сумма является неосновательным обогащением и подлежит возврату истцу. При этом оснований для применения к правоотношениям сторон положений ст. 1109 ГК РФ суд не усматривает.
Рассматривая ходатайство истца по основному иску о применении срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Из приведенных положений пункта 35 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску органа социальной защиты к пенсионеру о взыскании излишне полученной пенсионером региональной социальной доплаты к пенсии суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда орган социальной защиты узнал или должен был узнать о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у органа социальной защиты права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.03.2024 г. в Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой поступили сведения из БУ «МФЦ», что Иванов В. В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, на основании ст. 21 Закона Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» назначена ежемесячная денежная выплата по категории «Ветеран труда» с 01.03.2024 г. Дополнительно сообщено, что ранее Иванов В. В. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Снят с регистрационного учета 11.03.2019 г.
24.04.2024 г. в Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой поступил ответ на межведомственный запрос (исх. № 89-176-07/01-08/1782 от 18.04.2024 г.), согласно которого установлено, что Иванов В. В., ранее зарегистрированный по адресу: <адрес>, на учете в Управлении социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района состоял с 01.03.2019 г., являлся получателем мер социальной поддержки и (или) государственной социальной помощи. Ежемесячное пособие неработающим пенсионерам не назначалось, не выплачивалось. Снят с учета 11.03.2024 г.
Счета на возврат излишне полученных социальных выплат через портал «Госпочта» были направлены Управлением по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой Иванову В. В. 25.03.2024 г.
06.05.2024 г. в адрес Иванова В. В. направлено письмо Управлением по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой с указанием на необходимость возврата денежных средств в размере 126 903,47 руб.
Следовательно, истец по встречному иску Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой узнал о неосновательной выплате мер социальной поддержки, 06.03.2024 г., при поступлении сообщения БУ «МФЦ», 25.03.2024 г. предъявил Иванову В. В. счета для возврата денежных средств, 18.04.2024 г. направил межведомственный запрос, подал встречное исковое заявление 24.06.2024 г..
В связи с этим суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом по встречному иску не пропущен, поскольку о нарушении права стало известно 06.03.2024 г., а иск подан 24.06.2024 г.
Суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению встречные исковые требования Управления по труду и социальной защиты населения Администрации города Новый Уренгой о взыскании неосновательного обогащения с Иванова В.В. в размере 126 903 рублей 47 копеек.
Таким образом, исковые требования Иванова В.В. в силу изложенного, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Новый Уренгой подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён в силу закона, в сумме 3738 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Иванову В.В. – отказать.
Встречные исковые требования Управления по труду и социальной защиты населения Администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904093807, КПП 890401001) удовлетворить.
Взыскать с Иванова В.В. (ИНН <данные изъяты>) в пользу Управления по труду и социальной защиты населения Администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904093807, КПП 890401001) неосновательное обогащение в размере 126 903 рубля 47 копеек.
Взыскать с Иванову В.В. (ИНН <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования г. Новый Уренгой государственную пошлину в сумме 3 738 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Судья А. Л. Осмоловская
Решение в окончательной
форме изготовлено 10.07.2024 г.