КОПИЯ
56RS0009-01-2023-003335-66
№ 2-67/2024 (2-3489/2023)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 марта 2024 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Федулаевой Н.А.,
при секретаре Урясовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская горнопромышленная компания» о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит суд взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская горнопромышленная компания» (далее – ООО «ОГПК») в счет возмещения причиненного недрам ущерба денежные средства в размере 42 455 254 (сорок два миллиона четыреста пятьдесят пять тысяч двести пятьдесят четыре) руб., путем их перечисления на казначейский счет финансового управления администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.
В обоснование требований указано, что ООО «ОГПК» получена лицензия на пользование недрами <Номер обезличен> для разведки и добычи песка для строительной промышленности (кроме цементной) на участке недр Елшанского месторождения. Елшанское месторождение песка строительного расположено на территории Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области, в 6 км юго-восточнее с. Елшанка.
Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «ОГПК» требований законодательства об охране недр в деятельности. К участию в проведении проверки привлечен специалист - главный маркшейдер ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области». Согласно его техническому отчету по результатам маркшейдерских работ на участке недр Елшанского месторождения и прилегающей территории ООО «ОГПК» осуществляло горные работы (вскрышные, добычные) за границами Елшанского месторождения, в том числе на участке недр местного значения – «Елшанка-2». Общий объем добычи полезного ископаемого (песка) на обследуемом участке в период действия лицензии с сентября 2019 года по август 2022 года составил 145,83 тыс. куб. м. При этом в границах участка недр «Елшанка-2» при отсутствии лицензии было добыто 106,7 тыс. куб. м., за границами участков недр местного значения объем добычи песка составил 23,3 тыс. куб. м. Таким образом, ООО «ОГПК» в период с сентября 2019 года по август 2022 года была осуществлена добыча полезного ископаемого – песка строительного за пределами границ Елшанского месторождения.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, ООО «Минерал», Позигун В.В., Сайдашев Р.М., ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Угроватова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представители ответчика ООО «ОГПК» Имайкин Р.Р., Карымов В.Р., Павельева М.А. возражали против удовлетворения исковых требований. Поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве, о том, что отсутствуют документы, подтверждающие добычу полезного ископаемого ООО «ОГПК» за пределами контура подсчета запасов горного отвода, технический отчет, составленный главным маркшейдером ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» Синюшкиным А.А., является недопустимым доказательством. Кроме того, собственником смежного земельного участка Позигуном В.В. сотрудникам полиции даны пояснения о том, что на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> он проводил работы пор организации и углублению пруда, все выкопанное и убранное с поверхности при расчистке территории было складировано им по границам земельного участка. Соответственно, Позигун В.В., как собственник смежного земельного участка, дал объяснения о том, что работы обществом на нем не ведутся, а все вскрышные работы и выкапывание пруда вел он сам. Соответственно, выводы маркшейдера Синюшкина А.А. о том, что работы по добыче песка ведет общество, являются безосновательными.
Представители третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Степанов А.С., Ханина Е.В., Извекова Т.Н., Миронов В.В. полагали, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица ООО «Минерал» Павельева М.А. просила в иске отказать.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав мнения сторон по делу, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО «ОГПК» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.12.2018, основной вид деятельности - 08.12 «Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина».
Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 19.09.2019 выдана обществу лицензия на пользование недрами <Номер обезличен> с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи песка для строительной промышленности (кроме цементной) на участке недр Елшанского месторождения, участок недр расположен в 6 км юго-восточнее с. Елшанка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области.
В пункте 2.3. лицензионного соглашения об условиях пользования участком недр Елшанского месторождения (приложение № 1 к лицензии <Номер обезличен>) указаны географические координаты предварительных границ лицензионного участка. Уточнение границ горного отвода осуществляется в установленном порядке после согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки участка недр (пункт 2.4. лицензионного соглашения); вид полезного ископаемого – песок для строительной промышленности (кроме цементной) (пункт 3.1. лицензионного соглашения); пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения недропользования и смежных с ним отраслях, а также норм и правил в области использования и охраны недр (подпункт 1 пункта 3.4. лицензионного соглашения).
Согласно краткой характеристике участка недр Елшанского месторождения (приложение № 6 к лицензии <Номер обезличен>) по состоянию на 01.01.2019 территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых учтены запасы песка Елшанского месторождения в количестве 260,0 тыс.м3, в том числе по категории В - 3,0 тыс.м3, по категории С1 - 257, тыс.м3, из них - 37 тыс.м3 - необводненные запасы, 223 тыс.м3 - запасы обводненной толщи южного фланга месторождения.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17.07.2018 г. № 1995-р «Об утверждении дополнительного перечня участков недр местного значения Оренбургской области» участок недр Елшанского месторождения включен в перечень участков недр местного значения.
Лицензия выдана и зарегистрирована Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 19.09.2019, регистрационный номер <Номер обезличен>. Срок действия лицензии - с 19.09.2019 по 19.09.2030.
Неотъемлемыми составными частями лицензии являются условия пользования недрами, то есть лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр Елшанского месторождения.
Совместным распоряжением Минприроды России (№ 33-р) и Администрации Оренбургской области (№ 202-р) от 13.05.2005 строительный песок включен в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области.
Согласно перечню участков недр местного значения на территории Соль-Илецкого городского округа в непосредственной близости от участка недр Елшанского месторождения расположено месторождение песка строительного – «Елшанска-2», относящееся к нераспределенному фонду (распоряжение Минприроды Оренбургской области № 2471-р от 01.11.2021).
Участок недр Елшанского месторождения расположен в границах следующих земельных участков:
- <Номер обезличен> (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка (правообладатель) – физическое лицо);
- <Номер обезличен> (категория земель - земли сельскохозяйственного
назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка (правообладатель) – физическое лицо);
- <Номер обезличен> (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка - данные отсутствуют;
- <Номер обезличен> (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка - данные отсутствуют;
- нераспределенные земли.
17.08.2022 И.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора обратился в Министерство с запросом о выделении специалиста Министерства и ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» для участия в проверке с целью осуществления экспертно-аналитических функций с одновременным маркшейдерским исследованием в сфере соблюдения требований законодательства об охране недр.
25.08.2022 И.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора принято решение <Номер обезличен> о проведении в отношении ООО «ОГПК» проверки соблюдения осуществляемой деятельности или действий (бездействия) требованиям законодательства о недропользовании, промышленной безопасности, с решением под роспись 26.08.2022 ознакомлен руководитель общества Имайкин Р.Р.
Министерством поручением <Номер обезличен> от 25.08.2022 главному маркшейдеру ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» поручено обеспечить 26.08.2022 выезд и проведение съемки.
Главным маркшейдером ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» Синюшкиным А.А. составлен технический отчет по результатам маркшейдерских работ (т. 1, л.д. 65-99).
Согласно данному техническому отчету по результатам маркшейдерских работ на момент проведения маркшейдерского исследования (26.08.2022) разработка участка недр Елшанского месторождения производилась без разработанной и утвержденной технической документации, а также документации, удостоверяющей уточненные границы горного отвода.
Участки ведения горных (добычных) работ частично расположены за границами Елшанского месторождения, определенными лицензией на пользование недрам <Номер обезличен>
Общий объем выемки горной массы на участке Елшанского месторождения в период с 2019 года по 2022 год составил 245,77 тыс. м.3, из них объем выемки вскрышных пород составил 99,94 тыс. м.3, объем добычи полезного ископаемого (песка) составил 145,82 тыс.м3, в том числе: в границах участка недр Елшанского месторождения - 15,83 тыс.м3, в границах участка недр «Елшанка-2» - 106,7 тыс.м3, за границами участков недр местного значения - 23,3 тыс.м3.
В ходе маркшейдерских работ был проведен сравнительный анализ изменений положения горных работ на участке недр за период с 2019 года по 2022 год, для данного анализа использовались результаты аэрофотосъемки участка недр, проведенных во время текущих маркшейдерских работ, и спутниковый снимок, выполненный в 2019 году, размещенный в общедоступной программе Googlе Earth.
По результатам проверки Министерством составлена информационная справка от 21.11.2022 (далее - информационная справка), согласно которой ООО «ОГПК» осуществляло горные работы (вскрышные, добычные) за границами Елшанского месторождения, в том числе на участке недр местного значения «Елшанка-2».
14.12.2022 заместителем Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора составлен акт проверки, из которого следует, что ООО «ОГПК» осуществило добычу общераспространенных полезных ископаемых (не прошедших государственную экспертизу и не поставленных на учет) за контуром подсчета запасов Елшанского месторождения в объеме 145,83 тыс.м3.
14.12.2022 И.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области № 2998-р от 28.12.2022 право пользования недрами Елшанского месторождения ООО «ОГПК» было приостановлено на 18 месяцев.
Министерством 12.01.2023 принято постановление № 7 о назначении административного наказания, согласно которому ООО «ОГПК» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2023 по делу № А47-732/2023 признано незаконным и отменено постановление Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о назначении административного наказания № 7 от 12.01.2023 о привлечении ООО «Оренбургская горнопромышленная компания» к административной ответственности по части 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в сумме, превышающей 30 000 рублей.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2024 года решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2023 по делу № А47-732/2023 отменено. Постановление от 12.01.2023 № 7 Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о назначении административного наказания ООО «Оренбургская горнопромышленная компания» по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
Как следует из мотивировочной части постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, бесспорных и достаточных доказательств того, что ООО «ОГПК» допустило добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка строительного) на участке недр местного значения Елшанка-2 в объеме 106,7 тыс.куб.м Министерством не представлено. Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «ОГПК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 7 Закона от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Добыча полезных ископаемых за пределами выделенного в установленном действующем законодательством порядке горного отвода влечёт истощение недр, является нерациональным использованием природных ресурсов, причиняя тем самым ущерб окружающей природной среде.
Статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона.
В силу Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1, Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17.07.2018 № 1995-р «Об утверждении дополнительного перечня участков недр местного значения Оренбургской области» участок недр Елшанского месторождения включен в перечень участков недр местного значения.
В соответствии с частью 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о недрах запрещает самовольное пользование недрами, то есть пользование недрами без лицензии.
В силу статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1 статьи 11 Закона о недрах).
Согласно части 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (часть 4 статьи 11 Закона о недрах).
В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о недрах запрещено самовольное пользование недрами, то есть пользование недрами без лицензии.
Согласно статье 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (часть 1).
В соответствии с пунктами 7, 8, 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Так, в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ). В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод.
Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ бремя доказывания юридически значимых обстоятельств по делу - добыча ООО «ОГПК» песка за пределами Елшанского месторождения возлагается на истца по делу.
В обоснование исковых требований прокурором представлен технический отчет главного маркшейдера ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» Синюшкина А.А.
Доводы ответчика, что данный отчет является недопустимым доказательством по делу, так как он выполнен с нарушениями действующего законодательства, суд находит несостоятельными.
В техническом отчете (пункт 2.4.) указано, что для проведения экспертно-аналитических работ в рамках маркшейдерского исследования использовался, в том числе, геологический отчет «Предварительная и детальная разведка Елшанского месторождения песков в Соль-Илецком районе Оренбургской области в 1996-1997 гг.». При осуществлении расчетов главным маркшейдером ГБУ «Экологическаяслужба Оренбургской области» Синюшкиным А.А. учитывался тот факт, что Елшанское месторождение эксплуатируется с 1997 г., а лицензия <Номер обезличен> выдана ООО «ОГПК» в 2019 г., для актуальной оценки соблюдения требований законодательства в сфере недропользования был проведен сравнительный анализ изменений положений горных работ на участке недр за период с 2019 по 2022 годы.
Для данного анализа использовались результаты аэрофотосъемки участка недр, проведенной во время текущих маркшейдерских работ и спутниковый снимок, выполненный в 2019 году, размещенный в общедоступной системе Google Earth. Аналитические работы, оценивающие объемы вскрышных и добычных работ, проводились относительно участков, на которых проходили изменения за период 2019-2022 годы.
Расчет объемов выемки выполнялся раздельно для вскрышных пород и полезного ископаемого (песка) по данным маркшейдерской съемки кровли полезной толщи в объединенных бортах и раздельных уступов. В качестве кровли слоя вскрышных пород использовались отметки и рельеф поверхности по данным геологического отчета 1997 года только на тех участках, которые не были затронуты горными работами до 2019 года.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1467 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» определен порядок лицензирования производства маркшейдерских работ, в том числе требования к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности и (или) лицензиату. К указанным требованиям относятся, в том числе наличие в штате специалиста (работника) на должности главного маркшейдера организации, имеющего высшее образование по специальности «маркшейдерское дело» и необходимым стажем работы, наличие оборудования для обработки результатов измерений и средств измерений, соответствующих классификации по точности и техническим требованиям (условиям) производства маркшейдерских работ, повышение квалификации работников юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих лицензируемую деятельность, в области промышленной безопасности по типовой дополнительной программе повышения квалификации в области маркшейдерского обеспечения горных работ не реже одного раза в 3 года и др.
Выдача Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» лицензии на производство маркшейдерских работ подтверждает наличие у учреждения необходимых специалистов, имеющих соответствующее образование и квалификацию, необходимого оборудования для измерений и обработки результатов (с лицензиями и поверками).
Суд не принимает ссылку на то обстоятельство, что маркшейдер в силу его специализации не имеет возможности установить вид полезного ископаемого.
Так, маркшейдером является лицо, участвующее в разведке месторождение, обслуживании горных выработок. Также маркшейдер занимается пространственно-геометрическими измерениями в недрах земли, а также на соответствующих участках ее поверхности. Соответственно, в силу профессиональных навыков, учитывая, что добываемое полезное ископаемое является общераспространенным, доводы общества о невозможности определения маркшейдером вида полезного ископаемого безосновательны.
Таким образом, технический отчет, подготовлен главным маркшейдером ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», имеющим лицензию на производство маркшейдерских работ <Номер обезличен> от 12.05.2022, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Инструментальная топографическая съемка участка недр Елшанского месторождения и прилегающей территории и подготовка технического отчета проводились главным маркшейдером ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» Синюшкиным А.А., имеющим необходимое образование и квалификацию.
В связи с чем технический отчет по результатам маркшейдерских работ на участке недр Елшанского месторождения, подготовленный главным маркшейдером ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», является относимым и допустимым доказательством по делу.
Вместе с тем, как разъяснено в пунктах 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, заявляя требования о взыскании с ответчика в качестве причиненного недрам ущерба суммы в размере 42 455 254 руб., истец должен доказать не только сам факт ущерба, но и то, что данный ущерб причинен именно в результате незаконных действий или бездействия ответчика, то есть в данном случае ООО «ОГПК».
Суд с учетом установленных по делу обстоятельств, полагает, что в истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств осуществления ООО «ОГПК» добычи песка за пределами границ Елшанского месторождения.
В соответствии с налоговыми декларациями по налогу на добычу полезных ископаемых, а также данными Федеральной налоговой службы РФ ООО «ОГПК» в 2020 году добыто 41 837 м3 песка для строительной промышленности, в 2021 г. – 124 777 м3 песка, за 7 месяцев 2022 г. – 43 745 м3 песка, общий объем составил 210 359 м3.
Как следует из краткой характеристики Елшанского месторождения (т. 1, л.д. 97-98), месторождение выявлено в 1995 году. Запасы песков Елшанского месторождения утверждены протоколом ТКЗ при Комитете по геологии и использованию недр Оренбургской области от 07.07.1997 № 236 по категориям В+С1 в количестве 519,0 тыс. м3.
В 2010 году пользователем недр Елшанского месторождения являлось ООО «Минерал», ими проведена разведка нижележащих обводненных песков на южном фланге месторождения. Запасы песков обводненной толщи утверждены распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 19.05.2010 № 638-р (протокол заседания комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых Оренбургской области от 27.04.2010 г. № 20) по категории С1 в количестве 223,0 тыс. м3.
Как пояснил в судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, после окончания срока действия лицензии у ООО «Минерал» и завершения ими работ по добыче песка на Елшанском месторождении уполномоченными органами не проводились исследования и проверка объема остатка полезных ископаемых на месторождении. Иными словами, указанный в предоставленной ответчику ООО «ОГПК» лицензии <Номер обезличен> объем имеющихся на Елшанском месторождении полезных ископаемых является декларированным, то есть указан на основании представленных предыдущим недропользователем документов. Фактически до предоставления ООО «ОГПК» лицензии <Номер обезличен> объем реально имеющегося на Елшанском месторождении песка не исследовался.
В представленном истцом отчете маркшейдер отразил объективную информацию о состоянии недр на участках Елшанка-2, Елшанского месторождения, а также за его границами. В заключении указано, что участки ведения горных (добычных) работ частично расположены за границами участка недр Елшанского месторождения, определенными лицензией на пользование недрами № <Номер обезличен>, отражено расположение выемок горной массы, выполненных с июля 2019 г. по август 2022 г., определена общая площадь ведения добычных работ за пределами лицензионного участка составляет 4,48 га, а также площадь ведения добычных работ по добыче полезного ископаемого в пределах лицензионного участка составляет 0,67 га.
Определен общий объем выемки горной массы на участке недр Елшанского месторождения в период с июля 2019 г. по август 2022 г., составивший 245,77 тыс. м3, из них объем вскрышных работ - 99,94 тыс. м3, объем добычи полезного ископаемого (песка) в период с июля 2019 года по август 2022 года - 145,83 тыс. м3, объем добычи полезного ископаемого относительно границ участков недр местного значения распределен следующим образом: в границах участка недр Елшанского месторождения объем добычи составил 15,83 тыс. м3, в границах участка недр «Елшанка-2» 106,7 тыс. м3, за границами участков недр местного значения объем добычи песка составил 23,3 тыс. м3.
При этом маркшейдером не устанавливалось лицо, проводившее работы по добыче полезного ископаемого на участке Елшанка-2, а также чья техника была расположена вблизи данного месторождения.
В судебном заседании руководитель ООО «ОГПК» отрицал факт нахождения спецтехники Общества на участке недр «Елшанка-2», доказательств обратного истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает недоказанным факт того, что работы по добыче песка на месторождении Елшанка-2, а также за границами Елшанского месторождения велись именно ООО «ОГПК», что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская горнопромышленная компания» о взыскании ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись Н.А. Федулаева
В окончательной форме решение суда принято 26 марта 2024 года.