Дело № 2-2593/2024
УИД: 51RS0001-01-2024-002278-19
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе
председательствующего судьи Волковой Ю.А.
при секретаре Черномор С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мовчан Е.Р. к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» об обязании установить дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Мовчан Е.Р. обратилась в суд с иском к ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» об обязании установить дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи.
В обосновании требований указано, что истец является родной сестрой погибшего ДД.ММ.ГГГГ. в ходе выполнения обязанностей военной службы специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики ФИО6
На основании Постановления Правительства Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которому члены семьи военнослужащего и его ближайшие родственники имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 1 000 000 рублей, истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о выплате указанной материальной помощи с приложением необходимых документов.
Ответом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выплате, в связи с тем, что ФИО7 не имеет регистрации по месту жительства в Мурманской области.
С данным отказом Мовчан Е.Р. не согласна.
ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета в связи с отбыванием наказания в <данные изъяты>. В исправительном учреждении им был подписан контракт с Министерством обороны Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 убыл в распоряжение <данные изъяты>
Из представленных документов следует, что ФИО7 заключил контракт на территории Мурманской области, в момент заключения контракта был зарегистрирован по адресу отбывания наказания в исправительном учреждении, находящееся на территории Мурманской области, в связи с чем отказ ответчика в выплате материальной помощи истец полагает незаконным.
Просит суд признать незаконным отказ ответчика в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи, обязать ответчика установить дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи в соответствии Постановлением Правительства Мурманской области от 28.06.2022 г. №500-ПП.
Истец Мовчан Е.Р. и ее представитель Сивков Д.Е. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили удовлетворить требования.
Представители ответчика ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, полагали решение Учреждения законным, поскольку пп «и» п.5 Порядка для получения единовременной материальной помощи предусмотрено предоставление сведений о регистрации по месту жительства в Мурманской области, представленный пакет документов не содержал указанных сведений, Учреждением было установлено, что ФИО7 был зарегистрирован по месту жительства по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, направил в суд отзыв на исковое заявление, указав о том, что решение ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи в связи с отсутствием регистрации у ФИО7 по месту жительства в Мурманской области в соответствии с пп. «и» п. 5 Порядка правомерно.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела №, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» и Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В соответствии с названным Указом в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, членам их семей осуществляется единовременная выплата в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а получение этой выплаты не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» на случай гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи закрепляет выплачиваемое в равных долях единовременное пособие (ч. 8 ст. 3) и ежемесячную денежную компенсацию (ч. 9 ст. 3).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее ст. ст. 2, 7, 39, 41, 45, 59, 71, - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 20 октября 2010 года № 18-П, от 17 мая 2011 года № 8-П, от 19 мая 2014 г. № 15-П, от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя пенсионное и страховое обеспечение по ст. 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 3 ст. 2, ст. 4, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», меры социальной поддержки в виде пособий и компенсаций, предусмотренных ч.ч. 8 - 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указами Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», от 18 апреля 2022 года № 209 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим пограничных органов федеральной службы безопасности и членам их семей» и т.д. Причем, при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на спорные из названных выплат, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная в Российской Федерации система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, включающую ряд денежных выплат.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.06.2022 г. №500-ПП «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи» установлена дополнительная мера социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи членам семьи погибшего (умершего) при выполнении задач в ходе операции участника операции.
Основания назначения и выплаты данной меры социальной поддержки утверждены Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 09.08.2022г. №485 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи».
Пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Мурманской области от 28 июня 2022 года № 500-ПП «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи», определено, что каждому члену семьи погибшего (умершего) при выполнении задач в ходе операции участника операции выплачивается 1 000 000 (Один миллион) рублей в равных долях.
К членам семьи погибших (умерших) участников операции относятся:
-родители или опекуны, воспитывавшие погибшего участника операции до достижения им совершеннолетия (при условии подтверждения факта неполучения аналогичных мер поддержки в иных субъектах Российской Федерации);
-супруга (супруг);
-дети, не достигшие возраста 18 лет;
-дети старше 18 лет, если они стали инвалидами до достижения 18 лет либо если они обучаются в образовательных организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
При отсутствии членов семьи, указанных в абзацах третьем - шестом настоящего подпункта, к членам семьи погибших (умерших) участников операции относятся дети, достигшие возраста 18 лет и старше.При отсутствии у погибшего (умершего) при выполнении задач в ходе операции участника операции членов семьи, указанных в настоящем подпункте, единовременная материальная помощь предоставляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам.
В соответствии с п.5 Приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 09.08.2022г. №485 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи», для установления единовременной материальной помощи гражданам, указанным в подпунктах 3 и 4 пункта 1 постановления № 500-ПП, необходимы следующие документы (сведения):
а)ходатайство военного комиссариата Мурманской области о выплате единовременной материальной помощи - в отношении членов семьи погибших военнослужащих или добровольцев;
б)ходатайство территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации о выплате единовременной материальной помощи - в отношении членов семьи погибших граждан из числа лиц, проходивших службу в органах федеральной службы безопасности;
в)сведения о факте гибели (смерти) гражданина;
г)письменное заявление:
- одного из членов семьи погибшего гражданина или их представителя согласно приложению №1 к Порядку;
- законного представителя несовершеннолетнего ребенка погибшего гражданина согласно приложению № 2 к Порядку;
д)копии документов, удостоверяющих личность заявителя, либо копии документов, удостоверяющих личность представителя заявителя и подтверждающих его полномочия;
е)сведения о принадлежности к членам семьи погибшего гражданина;
ж)копии документов, выданные органами записи актов гражданского состояния, подтверждающих родственные отношения заявителя и погибшего гражданина, - при обращении за получением единовременной материальной помощи граждан в случаях, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым подпункта 3 пункта 1 постановления №500-ПП;
з)сведения о регистрации по месту жительства в Мурманской области или регистрации по месту дислокации воинских частей на территории Мурманской области, или о прохождении службы в подразделениях, дислоцированных на территории Мурманской области, на дату гибели (смерти) - в отношении погибших граждан из числа военнослужащих, лиц, проходивших службу в органах федеральной службы безопасности или в войсках национальной гвардии Российской Федерации;
и)сведения о регистрации по месту жительства в Мурманской области - в отношении погибших граждан из числа добровольцев;
к)сведения об установлении инвалидности до достижения 18-летнего возраста (для детей погибших граждан, которые стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
л)сведения об обучении в образовательной организации (для детей погибших граждан старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях).
В судебном заседании установлено, что Мовчан Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются родными братом и сестрой, что подтверждается записями акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений Отдела ЗАГС Администрации г. Мурманска запись акта о заключении брака, запись акта о рождения детей у ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствует.
Мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно свидетельства о смерти № ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» поступил комплект документов из ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» с заявлением Мовчан Е.Р. и ходатайством о выплате единовременной материальной помощи в размере 1 000 000 рублей членам семьи погибшего добровольца № ФИО11 а именно сестре Мовчан Е.Р.
Решением ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ Мовчан Е.Р. отказано в единовременной материальной помощи Мовчан Е.Р., основанием для принятия указанного решения являлось то, что у ФИО7 отсутствовала регистрация по месту жительства на территории Мурманской области.
Согласно сведениям, представленным ГОБУ «МФЦ МО», ОВМ УМВД России по Мурманской области, гражданин ФИО7 был зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., снят с регистрационного учета по решению Октябрьского районного суда г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о наличии регистрации ФИО7 по месту жительства, месту пребывания на территории Российской Федерации отсутствуют.
Как следует из сведений, <данные изъяты> ФИО7 отбывал наказание с ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> Убыл ДД.ММ.ГГГГ на основании <данные изъяты>, для выполнения задач специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Запорожской области и Херсонской области в качестве добровольца.
Согласно пункта 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от 24 ноября 1995 г. №14-П, от 4 апреля 1996 г. №9-П, от 2 февраля 1998 г. №4-П; в определениях: от 13 июля 2000 г. №185-О, от 5 октября 2000 г. №199-О, от 6 октября 2008 г. №619-О-П, от 13 октября 2009 г. №1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу о том, что последним известным местом жительства и регистрации ФИО7 на территории Российской Федерации являлась Мурманская область, а именно до ДД.ММ.ГГГГ имелась регистрация по месту жительства на территории Мурманской области, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имело место фактическое проживание ФИО7 на территории Мурманской области – <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 убыл для выполнения задач специальной военной операции, погиб при выполнении задач специальной военной операции ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд полагает незаконным отказ ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» в предоставлении Мовчан Е.Р. дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области №500-ПП от 28.06.2022 г.
В связи с чем, суд приходит к выводу об обязании ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» установить Мовчан Е.Р. дополнительную меру социальной поддержке в форме единовременной материальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области №500-ПП от 28.06.2022 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░» ░░░ 5190908735 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №500-░░ ░░ 28.06.2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░» ░░░ 5190908735 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №500-░░ ░░ 28.06.2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░