Решение по делу № 2-1005/2013 от 02.07.2013

Дело № 2-1005/2013 года

Мотивированное решение составлено судом 25 ноября 2013 года

                        РЕШЕНИЕ

                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. ноября 2013 года г. Артемовский

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Смердовой С.Г. при секретаре Болгасовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городского общественного учреждения Артемовского общества защиты прав потребителей «Территория права» (далее ГОУ АОЗПП «Территория права» в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Облкоммунэнерго» (далее ГУП СО «Облкоммунэнерго») о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период с января 2011 года - май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24.01.2011 года № 44-ПА и от 08.09.2011г. № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21-ПА неопределенному кругу потребителей, проживающих в одноэтажных домах, противоправными, признать действия по неосновательному предъявлению к оплате и получению с неопределенного круга потребителей, проживающих в одноэтажных домах, денежных средств в фиксированном размере по состоянию на 01.01.2011 года противоправными, обязать в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей, проживающих в одноэтажных домах АГО решение суда,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ГОУ АОЗПП «Территория права» Белоусова И.В. обратилась в суд к ГУП СО «Облкоммунэнерго» с указанным исковым заявлением.

В обоснование исковых требований указала, что в соответствии с п.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.2 ст.45 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту «Закон»), общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). В соответствии со ст. 46 Закона, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. В соответствии с п.п.1.8, 3.1.6. Устава, Истец является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме - Общественное учреждение и вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях. Таким образом, Истец является надлежащим лицом, имеющим право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга потребителей.

С 01.01.2011г. Ответчик осуществляет на территории Артёмовского городского округа Свердловской области деятельность по производству и поставке тепловой энергии. Обязанность оплаты фактически поставленных ресурсов возникает у потребителей из положений законодательства. Начисление размера платы за тепловую энергию Ответчиком производится с нарушением действующего законодательства.

В соответствии Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ, размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выражаются в процентах и отражают размер возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года. Одним из основных принципов регулирования тарифов и надбавок, в соответствии со ст. 3 указанного закона, является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

На 2011 год Постановлением РЭК Свердловской области от 01.10.2010 г. № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2011 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа - 115% по отношению к декабрю 2010г.

На 2012 год Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа - 115% по отношению к декабрю 2011г.

В соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары, и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных. на территории муниципального образования.

Согласно ч.ч.2,3 ст.4 и ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны устанавливаться органом местного самоуправления в соответствии с предельным индексом, установленным на отчетный финансовый год органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, которые определяются исходя из утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования тарифов и надбавок, предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Теплоснабжение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных жизненно важных потребностей человека обеспечивается в Российской Федерации, как в социальном государстве, в соответствии с ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации. Вопросы по организации теплоснабжения населения отнесены федеральным законодателем к перечню вопросов местного значения городского округа, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории муниципального образования обеспечивался доступ к необходимому источнику жизнеобеспечения.

Постановление Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами» устанавливал порядок пересмотра размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с п.8 Постановления Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП, пересмотр платы осуществляется органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и (или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения).

Постановлением Администрации Артёмовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на 2011г.» от 29.12.2010г. №1603 (с изменениями внесенными Постановлениями Администрации Артемовского городского округа от 24.01.2011г. №44- ПА, от 08.09.2011г. №1054-ПА), предельный размер платы за отопление для 1,2-этажных домов квартирного типа и отдельно стоящих домов за 1 кв.м, (ед.изм.) общ.пл., в целях приведения размера платы граждан за коммунальную услугу отопления в соответствие с предельным индексом роста цен, установлен на уровне 50,12 руб.

Постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г.» от 19.01.2012г. №21-ПА, предельный размер платы граждан за отопление для 1,2-этажных отдельно стоящих домов за 1 кв.м, (ед.изм.) общ.пл. за коммунальную услугу отопления, установлен на уровне 50,12 руб.

В соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП, организации, осуществляющие начисление населению платы за коммунальные услуги, должны производить начисление платежей в соответствии с утвержденным предельным размером платы за коммунальные услуги, которым рост платы граждан приводится в соответствие с предельным индексом роста цен, при этом организациям коммунального комплекса предоставляются субсидии из областного и местного бюджетов на возмещение части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше установленных предельных индексов (возмещение выпадающих доходов, связанных с удешевлением стоимости коммунальных услуг).

Согласно квитанциям, направляемым потребителям, проживающим в одноэтажных домах в 2011г. и первом полугодии 2012г., размер платы за тепловую энергию определялся Ответчиком в порядке ст. 157 ЖК РФ (тариф на тепловую энергию, норматив расхода тепловой энергии), без учёта того, что начисляемый размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать утвержденным индексам возможного изменения и положений нормативных актов местного значения, приводящих размер платы граждан в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы установлением предельного размера платы за коммунальные услуги.

Начисление платы за коммунальную услугу без учета предельного размера платы, установленного актом местного значения являются действиями противоправными, существенно нарушающими права и законные интересы потребителей коммунальной услуги отопления, проживающих в одноэтажных домах и получающих квитанции с начислением платы за тепловую энергию от Заинтересованного лица. Жители домов, которым плату за отопление начислял непосредственного Ответчик оказались лишены права приобрести коммунальную услугу по цене, установленной на территории её предоставления.

Кроме этого, Ответчик при отсутствии правовых оснований неосновательно предъявляет к получению денежные суммы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии за период да начала своей деятельности (до 01.01.2011г.), в виде указания наличия задолженности потребителя в фиксированной сумме на 01.01.2011г. и рассчитывал задолженность потребителя нарастающим итогом с учетом указанной на 01.01.2011г. денежной суммы. Указание на наличие задолженности на 01.01.2011г. в виде фиксированной суммы без указания сведений о том, каким образом сформирована сумма, за что, за какой период образовалась задолженность, за оплату какой услуги, как производился расчет, кто исполнитель услуги, существенно нарушает права потребителя, так как ст.ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе реализуемой услуги и о самой услуге. П.2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит перечень обязательной информации, в том числе, информация об услуге теплоснабжения должна содержать её наименование, количество (объем) и цену, информация об исполнителе услуги - его наименование и местонахождение. До 31.12.2010г. ресурсоснабжающей организацией являлось ООО «РЭСПО». Наличие задолженности потребителя перед ООО «РЭСПО» в указанной сумме также не является безусловно бесспорным. Постановлением Главы Администрации Артемовского городского округа был установлен предельный размер платы за тепловую энергию, как в 2011-2012гг, так и в 2006г.-2010г., в целях приведения размера платы граждан в соответствие с предельными индексами роста цен, устанавливаемыми указами Губернатора Свердловской области ежегодно и п.1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит указание на то, что исполнитель несет ответственность за убытки, причиненные потребителю, в том числе, причиненные непредставлением информации. Таким образом, получение денежных средств с потребителя за период осуществления деятельности другой организации, указывают на отсутствие правовых оснований, так как Ответчик не имеет прав в отношении денежных средств другого юридического лица и не отвечает по обязательствам ООО «РЭСПО» (организации, осуществляющей деятельность по поставке тепловой энергии по 31.12.2010г.)

По обращению ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в ООО «РЭСПО» об обоснованности предъявления ГУПСО «Облкоммунэнерго» денежных сумм за поставку тепловой энергии за период деятельности ООО «РЭСПО» получен ответ ООО «РЭСПО» от 24.01.2012г., свидетельствующий об отсутствии правовых оснований для взыскания платы за тепловую энергию за период: октябрь-декабрь 2010г. в пользу ГУПСО Облкоммунэнерго». Договором на поставку тепловой энергии №847-ю от 15 сентября 2010г. между ООО «Облкоммунэнерго» и ООО «РЭСПО» определен объем подлежащего поставке ресурса тепловой энергии. Пунктом 24 Приложения к указанному договору определен объем тепловой энергии в размере, в том числе для поставки жителям частного сектора (определен объем раздельно по месяцам: сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь 2010г., всего в сумме 18 221,9 Гкал). Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2011г. по делу №А60-29661/2011 по иску ГУПСО «Облкоммунэнерго» к ООО «РЭСПО» взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию за период октябрь - декабрь 2010г. в сумме 60 925 834,02 руб. Постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012г. №17АП-675/2012-ГК содержащем выводы об обоснованном предъявлении требований, Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-29661/2011 оставлено без изменений. Количество тепловой энергии подлежащей оплате определялось объемом, согласованным Приложением №1 к Договору на поставку тепловой энергии №847- ю от 15 сентября 2010г. Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-5264/2012 вышеуказанные решения оставлены без изменения. Таким образом, право требования оплаты тепловой энергии с жителей частного сектора принадлежит ООО «РЭСПО», так как решением арбитражного суда, вступившего в законную силу 19 марта 2012г. определено взыскать стоимость тепловой энергии, теплоносителя с учетом потерь за период октябрь -декабрь 2010г. с транспортирующей организации ООО «РЭСПО» в пользу генерирующей организации ГУПСО «Облкоммунэнерго». При этом, после вступления в законную силу решения арбитражного суда о взыскании стоимости поставленной ГУПСО «Облкоммунэнерго» в инженерные сети, находящиеся в обслуживании ООО «РЭСПО», потребителям тепловой энергии за период октябрь - декабрь 2010г. по Договору на поставку тепловой энергии №847-ю от 15 сентября 2010г. с ООО «РЭСПО» в пользу ГУПСО «Облкоммунэнерго» (в том числе, по Частному сектору), наличие агентского договора №108 от 11.11.2010г. между ООО «РЭСПО» и ГУПСО «Облкоммунэнерго», согласно которому ООО «РЭСПО» поручило ГУПСО «Облкоммунэнерго» сбор платежей с абонентов тепловой энергии с согласованием оплаты услуг Распоряжением о порядке оплаты услуг тепловой энергии и расщеплению платежей (Приложение к Договору №108 от 11.11.2010г.) не имеет юридического значения, так как право взыскания с потребителей стоимости тепловой энергии принадлежит исключительно ООО «РЭСПО» и в настоящее время взысканием долгов занимается само ООО «РЭСПО».

Нарушенным правом потребителей тепловой энергии, проживающих в одноэтажных домах индивидуального и блокированного типа, двухэтажных домах индивидуального типа (жителей тех домов, которым плату начислял Ответчик), в данном случае, является право приобрести коммунальную услугу тепловой энергии по стоимости, установленной на территории предоставления услуги и право на получение обязательной информации о стоимости услуги теплоснабжения и о периоде её предоставления.

Решением Артемовского городского суда Свердловской области по аналогичным требованиям заявленным ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в защиту группы потребителей из пяти лиц от 03.05.2012г. (мотивированное решение от 10.05.2012г.) по делу 2-240/2012, исковые требования удовлетворены. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.09.2012г., номер дела во второй инстанции 33-10051/2012, Решение Артемовского городского суда Свердловской области от 03.05.2012г. по делу 2-240/2012 оставлено без изменения. Многочисленные решения, принятые Артемовским городским судом Свердловской области в период: с ноября 2012г. по май 2013г., по искам ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» с аналогичными требованиями в интересах конкретных потребителей, действия признаны незаконными. Всего постановлено более ста решений, решения вступили в законную силу.

В соответствии с ч.2 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении иска в интересах неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с п.53 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из ст.46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда. При этом в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределенного круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании - государственном или муниципальном.

Официальным печатным изданием Муниципального образования Артемовского городского округа Свердловской области является газета «Артемовский рабочий», зарегистрирована Уральским окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ №11-1599 от 13.08.2003г., местонахождение: 623780, <адрес>

Просит признать действия Ответчика по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: январь 2011г. - май 2012г., без учёта предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного Постановлением Администрации Артёмовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на 2011 год» от 29.12.2010г. №1603 (с изменениями внесёнными Постановлениями Администрации Артёмовского городского округа от 24.01.2011г. №44-ПА и от 08.09.2011г. №1054-ПА) и Постановлением Администрации Артёмовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г.» от 19.01.2012г. №21-ПА неопределенному кругу потребителей Артемовского городского округа Свердловской области, противоправными и обязать Ответчика прекратить противоправные действия.

Признать действия Ответчика по неосновательному предъявлению к оплате и получению с неопределенного круга потребителей Артемовского городского округа Свердловской области, денежных сумм в фиксированном размере по состоянию на 01.01.2011г., противоправными.

Обязать Ответчика, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей Артемовского городского округа Свердловской области решение суда.

Направить судебное решение, для публикации в официальном печатном издании Муниципального образования Артемовского городского округа Свердловской области - в газете «Артемовский рабочий», зарегистрирована Уральским окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ №11-1599 от 13.08.2003г., местонахождение: <адрес> (л.д. 29-34).

В процессе рассмотрения дела исковые требования были уточнены: признать действияОтветчика по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: январь 2011г. - май 2012г., без учёта предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного Постановлением Администрации Артёмовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на 2011 год» от 29.12.2010г. №1603 (с изменениями внесёнными Постановлениями Администрации Артёмовского городского округа от 24.01.2011г. №44-ПА и от 08.09.2011г. №1054-ПА) и Постановлением Администрации Артёмовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г.» от 19.01.2012г. №21-ПА потребителям Артемовского городского округа Свердловской области, противоправными.

Признать действия Ответчика по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителей Артемовского городского округа Свердловской области, денежных сумм в фиксированном размере по состоянию на 01.01.2011г., противоправными.

В судебное заседание представитель ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА»не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ГУП СО « Облкоммунэнерго» не возражает против рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие представителя ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА».

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствии, на основании изложенного, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА».

Представитель ответчика ГУПСО «Облкоммунэнерго» заявленные требования не признала, пояснила, что ее позиция отражена в отзыве на исковое заявление.

Из отзыва на исковое заявление ( л.д.127-129) следует, что исковые требования не могут быть предъявлены в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, поскольку неопределенный круг лиц, это количественно не установленный состав потенциальных истцов которых нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов. В данном случае состав потребителей имеющих прямые договора теплоснабжения с ГУП СО «Облкоммунэнерго» (частный сектор) четко определен и составляет 683 потребителя.

ГУП СО «Облкоммунэнерго» в Артемовском городском округе осуществляет деятельность по теплоснабжению, которая является регулируемой. В соответствии с п. 2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации») под регулируемой деятельностью понимается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляется по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию. Настоящее понятие применяется исключительно с целью идентифицировать расходы, относящиеся к регулируемой деятельности, и не означает применения в отношении этой деятельности какого-либо иного регулирования, кроме установления тарифов (цен). В данном пункте также раскрывается понятие тарифа, под которым понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Исковые требования обоснованы общей ссылкой на Федеральный закон № 210-ФЗ в целом, однако, в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В Свердловской области органом государственной власти, правомочным устанавливать тарифы для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.

В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области №1067-УГ от 13.11.2010г. Комиссия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).

Именно по тарифам, установленным РЭК Свердловской области ГУП СО «Облкоммунэнерго» продает тепловую энергию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" п 20) предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентахиндексы максимально иминимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования. Эти индексы также установлены РЭК Свердловской области. Причем предельные индексы ограничивают плату за все коммунальные услуги в совокупности, а не отдельно за тепловую энергию.

То есть для обоснования исковых требований истец должен представить расчет, основанный на сравнении начисленной платы и платы, которая начислялась в предыдущем периоде регулирования (год), причем в совокупности за все коммунальные услуги. Однако такого расчета истцом не было представлено.

Исковые требования основаны просто на сравнении двух правовых актов.Постановления Администрации, на которые ссылается истец, устанавливают конкретную цену в рублях за квадратный метр, а не за единицу тепловой энергии, соответственно не является тарифом (тепловая энергия не измеряется в квадратных метрах). Причем, истец считает эту цену единственно правильной и сумму подлежащую перерасчету рассчитывает на основании этой цены, что противоречит постановлению РЭК и действующему законодательству.

Жилищный кодекс РФ в ст. 159, 160 предоставляет гражданам право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в предусмотренном законодательством порядке. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Получателем субсидии является сам потребитель. Он сам обязан обратиться за получением субсидии при наличии к тому оснований.

Таким образом, ГУП СО «Облкоммунэнерго», в силу прямого указания нормативных актов обязано исполнять постановления РЭК Свердловской области. Только этот орган власти уполномочен устанавливать тарифы. Постановления Администрации Артемовского городского округа при этом не являются обязательным для исполнения ГУП СО «Облкоммунэнерго», не являются и не могут являться нормативными актами, устанавливающим тариф на тепловую энергию, а носят лишь рекомендательный характер (п.2 постановлений).

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Юридический статус ГОУ АОЗПП «Территория права» подтверждается свидетельством о государственной регистрации - л.д. 6, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц - л.д. 7, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц - л.д. 20-22, целью которого в соответствии с Уставом (л.д. 8- 17) является оказание услуг потребителям по защите их прав и интересов, с заявлением, содержащим просьбу о выступлении в ее защиту в суд, как потребителя коммунальной услуги (л.д. 10).

Рассматривая доводы ответчика о том, что ГОУ АОЗПП «Территория права» не вправе обращаться в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц, поскольку состав потребителей имеющих прямые договора теплоснабжения с ГУП СО «Облкоммунэнерго» (частный сектор) четко определен и составляет 683 потребителя, суд признал их необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 31,69 Жилищного кодекса Российской Федерации ответственность по обязательствам, вытекающим из права собственности на жилое помещение несут не только собственники жилых помещений, но и совершеннолетние члены их семей, а так же члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Характерным для защиты прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц является то, что, во-первых, защищается публично-правовой интерес многочисленной группы лиц, персональный состав которой неизвестен; во-вторых, на ответной стороне выступает общий для всех ответчик; в-третьих, для защиты частноправовых интересов каждому потерпевшему лицу необходимо обратиться с отдельным требованием в суд.

В ходе судебного разбирательства не установлено, что ответчиком определен весь круг заинтересованных лиц с учетом лиц, которые должны нести солидарную ответственность по оплате коммунальных услуг.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что предъявление требований в отношении неопределенного круга лиц обоснованно.

В соответствии с ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг (п. 2 ст. 6).

В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области № 1067- УГ от 13 ноября 2010 года, комиссия устанавливает предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям в Свердловской области; устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.

Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 октября 2010 года № 119-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год» предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в Артемовском городском округе, утвержден в размере 115 %.

В соответствии с пунктом 8 Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007 № 361- ПП, установлено, что пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные платежи в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и (или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц).

ОАО «Региональный информационный центр» организует и осуществляет начисление платы за жилищно- коммунальные услуги по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством потребителям ГУП СО «Облкоммунэнерго», принимает платежи за потребленные услуги на территории Артемовского городского округа в соответствии с агентским договором на оказание услуг по информационно- расчетному обслуживанию № 962-ю, заключенным 01 декабря 2010 года с ГУП СО «Облкоммунэнерго, сторонами данный факт не оспаривается.

Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1063-ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» утвержден, в том числе, предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский в 2011 году (источник теплоснабжения - ГУПСО «Облкоммунэнерго»), за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах за 1 кв.м. общ.пл. 51 руб. 12 коп.

Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 № 1603- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский- за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах утвержден в размере 50 руб. 15 коп. за 1 кв.м. общ.пл.

Постановлением администрации Артемовского городского округа от 19 января 2012 года № 21- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» предельный размер за коммунальные услуги для населения г. Артемовский- за отопление в 1, 2 этажных домах квартирного типа и отдельно стоящих домах утвержден в размере 50 руб.12 коп. за 1 кв.м. общ.пл.

Согласно пункту 4 статьи 47 Устава Артемовского городского округа в систему муниципальных правовых актов городского округа входят: постановления и распоряжения главы городского округа, Администрации городского округа.

Решением Думы Артемовского городского округа от 25 ноября 2010 года № 985 принято Положение о муниципальных правовых актах в Артемовском городском округе, согласно которому, действие муниципальных правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы. Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, отнесенным действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории городского округа, поэтому ссылка ответчика на то, что вышеуказанные правовые акты носили рекомендательный характер необоснованна и противоречит действующему законодательству..

Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:

  1. истечения срока действия муниципального правового акта или его отдельных положений;
  2. издания (принятия) тем же органом и вступления в силу другого муниципального правового акта того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее изданный (принятый) правовой акт;
  3. признания муниципального акта или его отдельных положений утратившими силу издавшим (принявшим) его органом;
  4. признания муниципального правового акта или его отдельных положений недействующими по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  5. отмены муниципального правового акта или его отдельных положений уполномоченным органом или по решению суда;
  6. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Суд полагает, что постановления администрации АГО от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА и от 24 января 2011 года № 44- ПА, № 21- ПА от 19 января 2012 года (как муниципальные правовые акты) подлежат применению на всей территории Артемовского городского округа, поскольку не отменены в установленном порядке, ни в судебном, ни в каком-либо ином установленном законом порядке.

В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 года № 123, основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения является заявление заинтересованного лица (п. 1); заявление подается в письменной форме (с приложением необходимых документов (подлинника или копии) (п.3); Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения и по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений; перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решения, устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (п. 5). В случае несоблюдения заявителем установленных требований заявление к рассмотрению не принимается и подлежит возврату в течение 10 дней со дня поступления с указанием причин возврата (п.6). Заявитель извещается о принятии заявления к рассмотрению в течение 10 дней со дня его поступления (п.7 ). Рассмотрение вопроса об отмене решения осуществляется в течение 30 дней с даты принятия заявления к рассмотрению (п.8). По итогам рассмотрения вопроса об отмене решения принимается одно из следующих решений: об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления); об отсутствии оснований для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления) (п. 10).

Лицом, заинтересованным в отмене указанных постановлений Администрации Артемовского городского округа является именно ответчик, которому было известно о принятых Администрацией Артемовского городского округа постановлениях от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА, 24 января 2011 года № 44-ПА и от 19 января 2012 года № 21-ПА об утверждении предельного размера платы за отопление населению в 2011 году и за период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года, однако, в установленном законом порядке ГУП СО «Облкоммунэнерго» их не обжаловало и не оспорило, в спорный период вышеуказанные постановления являлись действующими (имеющими юридическую силу) и подлежащими исполнению.

При данных обстоятельствах, при начислении ответчиком (а в данном случае его агентом) оплаты за тепловую энергию жителям Артемовского городского округа, получающим указанную услугу от ответчика, подлежат применению постановления Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА, от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 19 января 2012 года № 21- ПА.

Таким образом, требование истца о признании действий ГУП СО «Облкоммунэнерго» по начислению платы за отопление в завышенном размере в период с января 2011 года по май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлениями Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603-ПА, от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 19 января 2012 года № 21- ПА потребителям Артемовского городского округа противоправными подлежит удовлетворению.

В соответствии с договором на поставку тепловой энергии № 847-ю от 15.09.2010 года ( л.д.64-68) между ГУП СО « Облкоммунэнерго» и ООО «РЭСПО» был заключен договор, в соответствии с которым ООО «РЭСПО» обязалась принять и оплатить тепловую энергию.

По условиям договора № 108 от 11.11.2010 года ( л.д.83-86) ГУП СО « Облкоммунэнерго» обязалось за счет ООО «РЭСПО» осуществлять прием денежных средств от Абонентов за предоставление услуги теплоснабжения, указанные денежные средства перечислять ООО «РЭСПО».

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Решением Арбитражного Суда Свердловской области от 07.12.2011 года по делу № А60-29661/2011, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 года и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.06.2012 года неоплаченная задолженность за период октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года в том числе и с жителей частного сектора г. Артемовского за поставленную тепловую энергию и горячую воду взыскана с ООО «РЭСПО» в пользу ГУП СО «Облкоммунэнерго» в полном объеме.

ОАО «Региональный информационный центр» организует и осуществляет начисление платы за жилищно- коммунальные услуги по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством потребителям ГУП СО «Облкоммунэнерго», принимает платежи за потребленные услуги на территории Артемовского городского округа в соответствии с агентским договором на оказание услуг по информационно- расчетному обслуживанию № 962-ю, заключенным 01 декабря 2010 года с ГУП СО «Облкоммунэнерго ( л.д. 88-95), таким образом, предъявление ответчиком требований к жителям Артемовского городского округа об оплате за период до 01.01.2011 года задолженности является противоправным.

Поскольку действия ГУП СО «Облкоммунэнерго» по начислению платы за отопление в завышенном размере в период с января 2011 года по май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлениями Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603-ПА, от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 19 января 2012 года № 21- ПА потребителям Артемовского городского округа и действия ответчика по неосновательному предъявлению к оплате и получению с неопределенного круга потребителей, проживающих в одноэтажных домах, денежных средств в фиксированном размере по состоянию на 01.01.2011 года признаны противоправными, и указанное решение принято в интересах жителей Артемовского городского округа, то суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу довести решение до сведения потребителей через официальный печатный орган Артемовского городского округа.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Городского общественного учреждения Артемовского общества защиты прав потребителей «Территория права», действующего в интересах неопределенного круга лиц жителей Артемовского городского округа к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Облкоммунэнерго» о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период с января 2011 года по май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24.01.2011 года № 44-ПА и от 08.09.2011г. № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21-ПА неопределенному кругу потребителей, проживающих в одноэтажных домах, противоправными, признать действия по неосновательному предъявлению к оплате и получению с неопределенного круга потребителей, проживающих в одноэтажных домах, денежных средств в фиксированном размере по состоянию на 01.01.2011 года, обязать в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей, решение суда удовлетворить.

Признать действия ГУП СО « Облкоммунэнерго» по начислению платы за отопление в период с января 2011 -май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24.01.2011 года № 44-ПА и от 08.09.2011г. № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21-ПА неопределенному кругу потребителей, проживающих в одноэтажных домах, противоправными, признать действия по неосновательному предъявлению к оплате и получению с неопределенного круга потребителей, проживающих в одноэтажных домах, денежных средств в фиксированном размере по состоянию на 01.01.2011 года незаконными.

Возложить на ГУП СО «Облкоммунэнерго» обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу довести решение до сведения потребителей через официальный печатный орган Артемовского городского округа.

Взыскать с ГУП СО «Облкоммунэнерго» в доход бюджета госпошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд в течение одного месяца с момента составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Разъяснить, что с мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться 25.11.2013 года.

Судья                                                                                         С.Г. Смердова

2-1005/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГОУ АОЗПП "Территория права" в интересах неопределенного круга лиц
Другие
Изместьева Наталья Петровна
Белоусова Ирина Влидимировна
ГУПСО "Облкоммунэнерго"
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
02.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2013Передача материалов судье
05.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2013Предварительное судебное заседание
21.10.2013Судебное заседание
30.10.2013Судебное заседание
13.11.2013Судебное заседание
20.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее