ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2019 г. №3а-2/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Михеева Олега Сергеевича,
при секретаре Ивашкиной Екатерине Васильевне,
с участием в деле:
административного истца Сарайкина Алексея Николаевича, его представителя Макаровой Елены Анатольевны,
административного ответчика – филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия),
заинтересованного лица – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Госкомимущество Республики Мордовия),
заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица – Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску представителя административного истца Сарайкина А.Н. – Макаровой Е.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,
установил:
представитель административного истца Сарайкина А.Н. – Макарова Е.А. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 4 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения автомобильной стоянки, установленной по состоянию на 6 октября 2017 г. в размере 4 161 080 рублей.
Просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером <№>, равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке от 9 июля 2018 г. <№>, подготовленным оценщиком – Индивидуальным предпринимателем Л.Е.В., по состоянию на 6 октября 2017 г. в размере 1 696 000 рублей.
В обоснование своих требований ссылается на то, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку размер арендной платы исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Полагает, что права административного истца могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В связи с проведением по делу судебной строительно-технической экспертизы, представитель административного истца уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 6 октября 2017 г. в размере 1 341 006 рублей.
Протокольным определением от 25 февраля 2019 г. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика, а Управление Росреестра по Республике Мордовия и Госкомимущество по Республике Мордовия привлечены в качестве заинтересованных лиц.
Административный ответчик филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия представил письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия, представители заинтересованных лиц Госкомимущества Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. При этом, от административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия и заинтересованного лица Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения административного истца Сарайкина А.Н. и его представителя Макаровой Е.А., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Сарайкин А.Н. на основании договора аренды от 13 февраля 2018 г. <№> является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 4 400 кв.м.
Как следует из приложения к указанному договору аренды земельного участка, величина ежегодной арендной платы исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК Российской Федерации) одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК Российской Федерации и случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 названного федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума №28) разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если затрагиваются права и обязанности этих лиц.
Анализ приведенных выше положений закона свидетельствует о том, что физическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости такого участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Таким образом, административный истец Сарайкин А.Н., будучи арендатором земельного участка, обладает правом оспорить в установленном законом порядке результаты его государственной кадастровой оценки.
При рассмотрении дела судом установлено, что представленный отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, вызывает сомнения в достоверности определения рыночной стоимости.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г. по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, производство которой поручено эксперту ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России.
Согласно заключению эксперта от 7 февраля 2019 г. <№>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной стоянки, общей площадью 4 400 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 октября 2017 г. составляет 1 341 006 рублей.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС Российской Федерации, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации, в совокупности с другими доказательствами по делу.
Судом также установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. №222, в соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка и составляет – 4 161 080 рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия данный земельный участок был образован в результате образования из земель и поставлен на кадастровый учет 6 октября 2017 г.
До настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Мордовия.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (часть 2).
При таких обстоятельствах и на основании части 1 статьи 245 КАС Российской Федерации, обращение представителя административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости является законным.
Разрешая заявленные требования представителя административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 ЗК Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей Закона №135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества. При этом в соответствии счастью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Определением суда от 15 октября 2018 г. по ходатайству представителя административного истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России.
В силу части 1 статьи 20 Закона №135-ФЗ требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Частью 2 статьи 3 Закона №135-ФЗ определено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Аналогичное понятие содержится в пункте 6 Федерального стандарта оценки «Цель и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. №298.
Согласно заключению эксперта от 7 февраля 2019 г. <№>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автомобильной стоянки, общей площадью 4 400 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 октября 2017 г. составляет 1 341 006 рублей.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Не доверять выводам эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», статьи 82 КАС Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости земельного участка выполнена, а административным ответчиком и заинтересованными лицами выводы эксперта не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность выводов эксперта и опровергнуть их, отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки земельного участка его рыночной стоимости. В связи с чем, требования административного истца и его представителя подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Закона №135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Принимая во внимание, что административный истец обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением 11 сентября 2018 г., следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 6 октября 2017 г., применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление представителя административного истца Сарайкина А.Н. – Макаровой Е.А. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 6 октября 2017 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 4 400 кв. м., категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильной стоянки, расположенного по адресу: <адрес> в сумме 1 341 006 (один миллион триста сорок одна тысяча шесть) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления административного истца Сарайкина А.Н. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 11 сентября 2018 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2019 г.