Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Сергеева Ю.С.,
при секретаре Надешкиной А.А.,
с участием прокурора Глуховеровой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к избирательной комиссии Муниципального образования Минусинский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии № 11/67 от 10.08.2020 года о регистрации общетерриториального списка
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение «Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось с административным иском к избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район Красноярского края, в котором просит суд признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район № 11/67 от 10.08.2020 года «О регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого Минусинским местным отделением Политической партии «Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края».
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в пакете документов на регистрацию общетерриториального списка кандидатов на выборы депутатов Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутых «Местным отделением Политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края», отсутствует документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии. Данное положение закреплено в подпункте «ж», п. 5.1. статьи 24 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярскому крае» от 02 октября 2003 года № 8-1411.
21.08.2020 года представитель административного истца уточнил свои исковые требования (л.д. 32) и мотивировал свой административный иск тем, что была нарушена процедура выдвижения общетерриториального списка кандидатов, так как местное отделение политической партии «Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края» конференцию или общее собрание при выдвижении общетерриториального списка кандидатов не проводило.
24.08.2020 года представитель административного истца вновь уточнил свои требования по административному иску заявлением, в котором указывает на то, что в избирательную комиссию была представлена копия документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе списка кандидатов, при этом данная копия надлежащим образом заверена не была.
При этом сторона административного истца в обоснование своей позиции ссылается на требования п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденном приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст. В указанном документе указано, что отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «подпись» и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).
В судебном заседании представитель административного истца Ратахин Н.В. по доверенности (л.д. 21) настаивал на заявленных требованиях полностью по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что после принятия ответчиком оспариваемого решения он, как член избирательной комиссии, при проверке пакета документов, предоставленного для регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Минусинского районного совета депутатов местным отделением политической партии «Справедливая Россия» установил, что в пакете документов отсутствует документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов. После чего Ратахин Н.В. обратился с жалобой в Избирательную комиссию Минусинского района и в суд с административным иском. Поздне ему была продемонстрирована цветная копия указанного документа, которая не была заверена, в связи с чем он уточнил свои исковые требования по административному делу. Других оснований для признания недействительным оспариваемого решения административного ответчика представитель административного истца не указал.
Административный ответчик - избирательная комиссия муниципального образования Минусинский район Красноярского края, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Малей И.Ф., исковые требования не признала, просила отказать в иске полностью.
Заинтересованные лица по административному делу Савин Л.Г., Расторгуев В.Г. в судебном заседании возражали против административных исковых требований в полном объеме. Также Савин Л.Г. суду пояснил, что он, как представитель политической партии «Справедливая Россия», представил 28.07.2020 года в избирательную комиссию все необходимые документы для регистрации общетерриториального списка кандидатов, в том числе был представлен документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов. Указанный документ был представлен в подлиннике. После регистрации общетерриториального списка Савину Л.Г. позвонил новый секретарь Избирательной комиссии Минусинского района и попросила принести указанный документ ещё раз, так как тот документ, что был представлен ранее, утрачен. Савин Л.Г. получил по электронной почте у руководителя Красноярского отделения партии данный документ, распечатал и отнес вновь в избирательную комиссию.
Другие заинтересованные лица в суд не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, обоснованных ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, что является основанием для рассмотрения административного дела в их отсутствии.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом позиции прокурора о необходимости отказать в иске, суд считает, что требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
08.08.2020 года решением № 10/62 избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район был зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый Минусинским местным (районным) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в количестве 12 человек (л.д. 8)
Общетерриториальный список кандидатов, выдвинутый Местным отделением политической партии «Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края» также был зарегистрирован решением избирательной комиссии № 11/67 от 10.08.2020 года (л.д. 11).
Согласно ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Таким образом, административный истец вправе обратиться с указанными требованиями в суд.
Согласно ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Следовательно, административный истец обратился в суд в установленный Законом срок.
Оценивая доводы сторон относительно указанного административным истцом основания иска о незаконности оспариваемого решения по мотиву непредставления Политической партией «Справедливая Россия» в избирательную комиссию документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов, а в последствии незаверенной надлежащим образом копии указанного документа, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного заседания была допрошена в качестве свидетеля Прохорова С.А., которая пояснила, что ранее работала секретарем Избирательной комиссии Минусинского района и осуществляла прием документов у Савина Л.Г. для регистрации общетерриториального списка кандидатов на выборы депутатов Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутых «Местным отделением Политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края». Все документы были в порядке. Пакет документов был полным. Документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов был представлен Савиным Л.Г. в подлиннике.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Шмидт Т.В., суду пояснила, что работает в Избирательной комиссии Минусинского района секретарем. После поступления жалобы члена избирательной комиссии Ратахина Н.В. об отсутствии в пакете документов партии «Справедливая Россия» документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии «Справедливая Россия» кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов она позвонила Савину Л.Г. и по её просьбе он представил копию, которая была вложена на место и Ратахину Н.В. был дан ответ на жалобу. Сам документ нашелся позже в других документах.
Суд с учетом предоставленных сторонами доказательств и пояснений участников процесса приходит к выводу, что 28.07.2020 года в Избирательную комиссию Минусинского района были предоставлены документы для регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Минусинского районного Совета депутатов от политической партии «Справедливая Россия», о чем выдано Подтверждение получения документов, подписанное секретарем Избирательной комиссии Прохоровой С.А.
Судом установлено, что подлинник документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов, был утрачен Избирательной комиссией Минусинского района.
Доказательств, опровергающих то обстоятельство, что 28.07.2020 года был сдан подлинник документа, суду не представлено, как и не представлено доказательств тому, что Избирательная комиссия нашла именно тот документ, что потеряла ранее.
Данный вывод подтверждается представителем административного истца, который после 10.08.2020 года знакомился с пакетом документов партии «Справедливая Россия» и не обнаружил указанного документа, а также свидетельскими показаниями Шмидт Т.В.
Предоставление Савиным Л.Г. после регистрации Избирательной комиссией общетерриториального списка кандидатов на выборы депутатов Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутых «Местным отделением Политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края» копии вышеуказанного документа по просьбе секретаря Избирательной комиссии не является основанием для признания судом оспариваемого решения № 11/67 от 10.08.2020 года о регистрации общетерриториального списка недействительным, так как на момент его принятия Избирательная комиссия Минусинского района располагала подлинником документа подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов, и этот документ был предоставлен избирательным объединением заранее в установленный срок – 28.07.2020 года.
Суд приходит к выводу, что факт утраты каких-либо документов, ранее предоставленных политической партией без нарушения Закона для регистрации в Избирательную комиссию, уже после регистрации не влечет признание решения Избирательной комиссии недействительным, так как в противном случае грубо нарушит избирательные права политической партии, и она ставится в неравное положение с другими политическими объединениями и партиями.
Доводы стороны административного истца относительно предоставления незаверенной копии Савиным Л.Г. документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе общетерриториального списка кандидатов суд полагает необоснованным, так как эта копия была предоставлена после принятия административным ответчиком оспариваемого решения и её наличие или отсутствие правового значения не имеет, так как не порождает никаких последствий.
Оценивая доводы сторон относительно указанного административным истцом основания иска о незаконности оспариваемого решения по мотиву того, что общетерриториальный список кандидатов на выборы депутатов Минусинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутых «Местным отделением Политической партии Справедливая Россия в Минусинском районе Красноярского края» не был выдвинут на конференции или общем собрании, суд приходит к следующим выводам.
Суду представлено решение Бюро Совета регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Красноярском крае от 17.07.2020 года № 37/25, которым на основании ст.ст. 33, 37, 44, 48 Устава партии согласован общетерриториальный список кандидатов, для выдвижения на выборах депутатов Минусинского районного Совета депутатов нового созыва по единому избирательному округу».
Также в суд представлен протокол заседания совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Минусинском районе Красноярского края от 27.07.2020 года, которым в соответствии со ст. 33 и 48 Устава партии принято решение о выдвижении общетерриториального списка кандидатов в депутате Минусинского районного совета депутатов нового созыва.
Список кандидатов в депутаты сформирован и согласован в соответствии с Уставом партии.
Таким образом, оснований для признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика по доводам административного истца не имеется.
Согласно п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Стороной административного истца не было представлено в суд доказательств, а судом не было установлено в ходе рассмотрения административного дела обстоятельств того, что оспариваемое решение избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24 - 26 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных требований, предусмотренных указанным ФЗ, иным законом.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемого решения от 10.08.2020 года № 11/67 избирательной комиссии муниципального образования Минусинский район по выборам депутатов Минусинского районного Совета депутатов о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Минусинского районного совета депутатов шестого созыва не имеется, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 227, ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 11/67 ░░ 10.08.2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.