РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2019 года                                                                  г. Калачинск

Калачинский городской суд Омской области в составе: председательствующий судья Дементьев Е.П.,

при секретаре Никифоровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/2019 по иску Смирновой С.И. к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное) о зачете периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, суд

УСТАНОВИЛ:

Смирнова С.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ г., ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия продолжительности стажа работы, при этом не включен в специальный трудовой стаж период работы: с ДД.ММ.ГГГГ в «СОШ №5» г. Ахангаран Ташкентской области Узбекской ССР, т.к. отсутствуют документы подтверждающие данный период трудовой деятельности. С данным решением она не согласна, просит суд обязать ГУ УПФР в Калачинском районе Омской области включить в ее специальный педагогический стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении дела Смирнова С.И. исковые требования уточнила, просила признать неправомерным решение ГУ - УПФР в Калачинском районе Омской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика произвести расчет её стажа педагогической деятельности с учетом периодов работы в школе № 5 г. Ахангарана Ташкентской области: с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой, с ДД.ММ.ГГГГ учителем. Признать за ней право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в течение 25 лет с учетом вновь исчисленных периодов с момента обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ или с момента наступления права на пенсию. Определить продолжительность специального стажа на момент вынесения решения.

В судебном заседании истица Смирнова С.И. уточненные исковые требования поддержала, показала, что в ДД.ММ.ГГГГ устроилась в школу № 5 г. Ахангарана Ташкентской области старшей пионервожатой, с ДД.ММ.ГГГГ была переведена учителем начальных классов. Работала по ДД.ММ.ГГГГ, затем, в связи с распадом СССР, с целью выезда на территорию РФ уволилась, и переехала в г. Калачинск. При работе в школе № 5 г. Ахангарана Ташкентской области, ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын, и она находилась в отпуске по уходу за ребенком. В настоящее время продолжает осуществлять педагогическую деятельность. Работает учителем в СОШ № 4 и на момент судебного заседания. В г. Ахангаран Ташкентской области после выезда была лишь один раз, что бы забрать свою мать. Обращалась в архив с целью получения справки об условиях педагогической работы, но документы из школы в архив не поступали. Обращалась в школу, выдали справку, которую она и предоставила в суд. Получить иной документ она возможности не имеет. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное) Гитал В.Р., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал изложенное в отзыве, согласно которого Смирновой С.И. не включен в педагогический стаж оспариваемый истицей период работы с ДД.ММ.ГГГГ в «СОШ № 5» г. Ахангаран Ташкентской области Узбекской ССР, поскольку в силу ч. 2 ст. 11 Закона № 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части статьи 4 настоящего ФЗ, за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

Руководствуясь статьей 10 указанного Соглашения, государства-участники СНГ берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Право территориальных органов ПФР проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений предусмотрено частью 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности оформления документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Учитывая положения вышеуказанных правовых актов, территориальные органы ПФР должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников Соглашения, в связи с чем, в компетентные учреждения (органы) этих государств направляются запросы.

Таким образом, периоды работы истицы, имевшие место на территории Узбекской ССР, а затем Республики Узбекистан, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Узбекистан.

При досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» документально подтверждается наличие в государстве-участнике Соглашения схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения путем направления соответствующих запросов в компетентные органы иностранного государства.

    С целью решения вопроса об отнесении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ к стажу, дающему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ.,    ДД.ММ.ГГГГ УПФР направлялись запросы в Территориальное управление по архивному делу г. Ташкента на предмет документального подтверждения факта работы Смирновой (Дрелевой, Семёновой) С.И. в условиях труда, дающих право на досрочную пенсию, а именно: учитываются (учитывались) ли вышеперечисленные периоды при назначении досрочной пенсии в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и при каких условиях; в каком порядке предусмотрено (было предусмотрено) исчисление указанных периодов (календарно и т.д.). условия назначения досрочной (льготной) пенсии (требуемый возраст, стаж (трудовой, льготный) и иные условия, предусмотренные законодательством государства по месту приобретения стажа).

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ Государственного архива г. Ташкента о том. что документы Школы № 5 в архив на хранение не поступали и подтвердить трудовой стаж Смирновой (Дрелевой, Семёновой) С.И. не представляется возможным.

Дополнительно УПФР направлялись запросы о подтверждении факта работы: ДД.ММ.ГГГГ в Управление по архивному делу Ташкентской области, ДД.ММ.ГГГГ в Центральный государственный архив Республики Узбекистан, но ответы на указанные запросы не поступали.

Предоставленная истицей в суд справка не может быть отнесена к указанным документам, поскольку выдана и подписана директором сш № 5, без указания даже населенного пункта по месту ее выдачи. В справке не отражен факт нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не отражен период, не подлежащий включению в специальный стаж.

Таким образом, решая вопрос о праве истицы на досрочное пенсионное обеспечение. Управление действовало исключительно в пределах полномочий, предоставленных пенсионным законодательством. С учетом изложенного, считает требования Смирновой С.И. необоснованными, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или строит свои возражения.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование.

Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации).

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который в данном случае, с учетом обращения Смирновой С.И. в ГУ УПФ РФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное) 20.09.2018 года, подлежит применению в редакции, действовавшей на момент обращения истицы.

В статье 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы в ГУ УПФ РФ) отражено, что общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.

В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - часть 1 статьи 30, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п.п. 5 п. 5 ст. 47 ФЗ РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом, согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившим силу с 01.01.2002 года, в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, предусматривалось длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливалось право на получение пенсии за выслугу лет, (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом, названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.

По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывал не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Данное право было трансформировано в положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, в частности при установлении общего правила назначения пенсии по старости, предусмотренного ст. 7 Закона, мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет.

В силу п. 10 ст. 28 ФЗ № 173, утратившим силу на основании Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ, предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно пункту 5 Правил № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Между тем, к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Применительно к указанным требованиям Закона в ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Дрелёва С.И. была принята старшей пионерской вожатой школы № 5 г. Ахангарана Ташкентской области <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя начальных классов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст. 38 КЗОТ республики Узбекистан, по собственному желанию <данные изъяты>

Данные записи отражены в трудовой книжке истицы (л.д.9-10), где также имеются отметки о смене фамилии собственника с Дрелёва на Семёнова, затем на Смирнова, со ссылкой на свидетельства о регистрации брака со сменой фамилии.

В предоставленных материалах отказного пенсионного дела, оформленного по заявлению Смирновой С.И. от ДД.ММ.ГГГГ, имеется справка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по записи акта о браке от ДД.ММ.ГГГГ по городскому отделу ЗАГСа Ахангарана Семенов В.М. и Дрелева С.И. зарегистрировали брак, после чего фамилия Дрелева сменена на Семенова. Брак расторгнут.

Согласно справки о заключении брака , Смирнов Ю.А. и Семенова С.И. заключили брак, о чем составлена актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ, Семенова сменила фамилию на Смирнова.

Исходя из свидетельства о рождении Семенова В.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, его отцом является Семенов В.М., матерью – Семенова С.И., что подтверждает доводы истицы о наличии в оспариваемый период трудовой деятельности отпуска по уходу за ребенком.

Указанный период имел место после 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).

Согласно ст. 167 «Кодекса законов о труде Российской Федерации» отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В связи с указанными положениями закона, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, родившимся ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В то же время, при обращении в ГУ УПФ РФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное), Смирновой С.И. были предоставлены документы в части исполнения трудовой деятельности в БОУ «СОШ № 4» г. Калачинска Омской области, где истица была трудоустроена с ДД.ММ.ГГГГ, документов относительно трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ., кроме трудовой книжки предоставлено не было. В предоставленной трудовой книжке сведения о наличии отпуска по уходу за ребенком не отражены.

Ответчиком осуществлялся запрос документов в Центральный государственный архив Республики Узбекистан, Управление по архивному делу Ташкентской области, однако документов подтверждающих трудовой стаж истицы не поступило. В ранее выданной справке Управления по архивному делу города Ташкента указано, что документы школы № 5 в архив на хранение не поступали, в связи с чем подтвердить трудовой стаж Смирновой (Дрелёвой, Семёновой) С.И. не представляется возможным.

При обращении в суд истица предоставила справку <адрес> от 28.09.2006 года, подписанную директором сш № 5, без указания на русском языке населенного пункта по месту ее выдачи. В данной справке указано, что Дрелёва С.И. ДД.ММ.ГГГГ была принята старшей пионерской вожатой школы № 5 г. Ахангарана Ташкентской области <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя начальных классов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст. 38 КЗОТ республики Узбекистан, по собственному желанию <данные изъяты>. В справке не отражен факт нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в 1994 году, т.е. не отражен период, не подлежащий включению в специальный стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).

Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов (часть 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Правила оценки доказательств установлены статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 5 которой при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

На основании изложенного предоставленную истицей справку суд не может считать доказательством, подтверждающим наличие специального стажа истицы в указанный период трудовой деятельности. Других доказательств за спорный период с <данные изъяты> истицей не предоставлено.

Учитывая вышеизложенное суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в специальный трудовой стаж истицы периодов трудовой деятельности с 01.09.1988 г. по 31.08.1991 г. в должности старшей пионерской вожатой школы № 5 г. Ахангарана Ташкентской области и с <данные изъяты> в должности учителя начальных классов, ввиду отсутствия необходимых для того доказательств.

Иные временные промежутки, исключенные ответчиком из специального страхового стажа, истицей не оспаривались, в судебном заседании ею было поддержано требование о зачете в специальный стаж лишь указанных выше периодов трудовой деятельности.

Исходя из принципа диспозитивности, поскольку истица в судебном заседании поддержала лишь ранее заявленные исковые требования, окончательно определив предметом судебного спора решение ГУ УПФ РФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому специальный стаж истицы на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Калачинском районе Омской области (межрайонное) составляет 20 лет 11 месяцев 18 дней, не предоставив доказательств в части трудовой деятельности после обращения, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает обоснованным отказать в удовлетворении иска в целом, т.е. и в части признания права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента наступления права на пенсию, а также определить продолжительность специального стажа на момент вынесения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.03.2019 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-81/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Смирнова С.И.
ГУ-УПФР в Калачинском районе Омской области
Суд
Калачинский городской суд Омской области
Дело на сайте суда
kalachinskcourt.oms.sudrf.ru
16.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2019Передача материалов судье
18.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2019Подготовка дела (собеседование)
31.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2019Судебное заседание
12.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее