Решение по делу № 2а-1879/2021 от 10.08.2021

Дело № 2а-1879/2021

УИД 59RS0035-01-2021-002781-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Соликамск                                        28 сентября 2021 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Игнатовой М.С.,

при секретаре судебного заседания Шунковой В.В.,

с участием представителя административного истца Сальниковой С.В. – адвоката Демидовой И.Н., действующей на основании ордера,

представителя заинтересованного лица – судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП по Пермскому краю Кременчук Л.Н., Пономаревой О.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сальниковой С.В. к отделу судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП по Пермскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора,

ус т а н о в и л:

Сальникова С.В. обратилась в суд с административным иском к отделу судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району об уменьшении размера исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что в ходе исполнительного производства от 07.07.2021 года, возбужденного в отношении нее, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Между тем, истец не может выплачивать указанную выше сумму, поскольку является пенсионером, несет ежемесячные расходы на оплату коммунальных услуг, покупку необходимых медицинских препаратов, что составляет значительный размер от получаемой ею пенсии. Учитывая отсутствие других источников дохода, накоплений для исполнения требований исполнительного документа, административный истец не могла выплатить всю сумму в пользу взыскателя по исполнительному листу в полном объеме, но совершила посильные перечисления в добровольном порядке, от выплат не уклоняется и не намерена. С учетом изложенного, просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.07.2021 года по исполнительному производству , до <данные изъяты> рублей.

Административный истец Сальникова С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направив представителя.

Представитель административного истца - адвокат Демидова И.Н., действующая на основании ордера, настаивала на удовлетворении административного иска.

Определением от 13.08.2021 года к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика – УФССП по Пермскому краю, в качестве заинтересованных лиц – судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП по Пермскому краю Кременчук Л.Н., взыскатель в рамках исполнительного производства Сальников И.Н.

Административный ответчик Управление Федеральной Службы судебных приставов по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены, однако представитель в судебное заседание не явился, направив возражения по административному иску, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Заинтересованное лицо, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП по Пермскому краю Кременчук Л.Н., будучи надлежащим образом уведомленной о рассмотрении настоящего дела, в судебное заседание не явилась, направив представителя.

Представитель заинтересованного лица - Пономарева О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, считая его необоснованным. Пояснила, что на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника требования исполнительного документа в полном объеме Сальниковой С.В. исполнены не были, доказательств того, что их исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, административным истцом не представлено, в связи с чем оснований для уменьшения исполнительского сбора не имеется.

Заинтересованное лицо Сальников И.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещался судебной повесткой, направленной в соответствии с положениями ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по месту регистрации заказным письмом, которое вернулось в суд за истечением срока хранения.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, материалы исполнительных производств ,                                              , суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с чч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из названных законоположений следует, что исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда.

В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

По смыслу приведенных правовых норм, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Соликамского городского суда Пермского края от 23.12.2020 года выдан исполнительный лист ФС .

07.07.2021 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФСПП по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство в отношении должника Сальниковой С.В. в пользу взыскателя Сальникова И.Н., предмет исполнения: компенсация стоимости имущества в размере <данные изъяты> рублей. Должнику установлен пятидневный срок со дня получения настоящего постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (пункт 2 постановления).

Пунктом 4 вышеуказанного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Постановление направлено в адрес Сальниковой С.В. 12.07.2021 года заказным письмом с уведомлением, вручено административному истцу 19.07.2021 года.

28.07.2021 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФСПП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей, что с учетом суммы взыскания составляет <данные изъяты> рублей.

Судом установлено, что за период с 07.07.2021 года по 06.09.2021 года на депозитный счет отдела судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФСПП по Пермскому краю поступили денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в счет погашения долга по исполнительному производству.

Согласно п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

Как указано в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлены справка ГУФСИН России по Пермскому краю от 03.06.2021 года, согласно которой Сальникова С.В. получает пенсию за выслугу лет по линии УИС, размер которой составляет <данные изъяты> рублей, а также документы, подтверждающие необходимость медикаментозного лечения и несения ежемесячно должником расходов на оплату коммунальных платежей по <...>.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что с учетом степени вины должника, иных существенных обстоятельств, в частности пенсионного возраста должника, наличия у нее неврологического заболевания, которое предполагает медикаментозное лечение, нуждаемости в приобретении в связи с этим дорогостоящих медицинских препаратов, необходимости несения ежемесячно должником расходов на оплату коммунальных платежей, отсутствия у должника другого имущества, за счет которого может быть погашен долг, принятия мер с момента возбуждения исполнительного производства к погашению долга в добровольном порядке, возможно уменьшение размера исполнительского сбора по исполнительному производству не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, то есть до <данные изъяты>. Правовых оснований для уменьшения размера исполнительского сбора по исполнительному производству в ином размере не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Сальниковой С.В. к отделу судебных приставов по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП по Пермскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего к взысканию с Сальниковой С.В. по постановлению от 28.07.2021 года в рамках исполнительного производства на одну четверть - до <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (06.10.2021 года).

Судья                                М.С. Игнатова

2а-1879/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальникова Светлана Владимировна
Ответчики
ОСП по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП по Пермскому краю
Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
Сальников Игорь Николаевич
Другие
Демидова Ирина Николаевна
судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Соликамску и Соликамскому району УФССП по Пермскому краю Кременчук Лариса Николаевна
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Игнатова Мария Сергеевна
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация административного искового заявления
10.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.09.2021Судебное заседание
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее