Судья: Климова Ю.А. | Дело <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> Московской области <данные изъяты>
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Волковой Э.О., Петруниной М.В.,
с участием прокурора Емельянова А.К.,
при ведении протокола помощником судьи Андреевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО, ФИО к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения сторон, заключение прокурора,
УСТАНОВИЛА:
ФИО, ФИО обратились в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указали, что ФИО проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>) с <данные изъяты>. На основании договора найма служебного жилого помещения от <данные изъяты> <данные изъяты> постоянно проживал по адресу: <данные изъяты>. При исполнении обязанности военной службы ФИО <данные изъяты> погиб в зоне проведения специальной военной операции. Закон Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> предусматривает предоставление дополнительной меры социальной поддержки членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в виде единовременной выплаты <данные изъяты> в равных долях каждому. К членам семьи ФИО относятся его родители: ФИО, ФИО, а также его вдова - ФИО За предоставлением социальной помощи родители ФИО обратились в Министерство социального развития Московской области. <данные изъяты> был получен отказ заместителя начальника управления обеспечения социальных гарантий Министерства ФИО в предоставлении указанной поддержки, мотивированный тем, что, по мнению Министерства ФИО не имел регистрации по месту жительства в Московской <данные изъяты> Московской области. По условиям военной службы в соответствии со ст. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, не вправе был без соответствующего разрешения покидать пределы гарнизона, на территории которого проходил военную службу. Кроме того, с <данные изъяты> проживал в жилом помещении, расположенном на территории ФИО <данные изъяты>, на основании договора найма служебного жилого помещения от <данные изъяты>. <данные изъяты>. Очевидно, что место постоянного нахождения ФИО располагалось в Московской области, как минимум с <данные изъяты>, а постоянного проживания - с <данные изъяты>. Истцы полагают, что действия Министерства нарушают права членов семьи погибшего военнослужащего, проживавшего на территории <данные изъяты> с <данные изъяты>.
Просили суд признать незаконными действия Министерства социального развития Московской области, связанные с отказом в предоставлении социальной помощи членам семьи ФИО, обязать Министерство социального развития Московской области, направить сведения о ФИО, проживавшем на территории Московской области и погибшем в СВО, в Окружное управление социального развития <данные изъяты> Министерства социального развития Московской области, обязать Окружное управление социального развития <данные изъяты> Министерства социального развития Московской области рассмотреть вопрос о назначении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере <данные изъяты> и выплате причитающихся долей каждому истцу.
Решением <данные изъяты> городского суда Московской области <данные изъяты> исковые требования ФИО, ФИО оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцы обжалуют его в апелляционном порядке, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО Департамент труда и Социальной поддержки населения <данные изъяты> привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся в том числе военнослужащие и Герои РФ, исполняющие долг по защите Отечества в период специальной военной операции, в елях создания условий, обеспечивающих им и членам их семей достойную жизнь путем предоставления мер социальной поддержки.
На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также на членов семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях и погибших при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с гибелью военнослужащих, в том числе при выполнении боевых задач для членов их семей предусмотрен ряд социальных льгот и выплат.
Законом Московской области от 25.03.2022 № 31/2022-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев», установлена дополнительная мера социальной поддержки членам семей погибших членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года, в виде единовременной выплаты в размере 3 000 000 рублей.
В целях реализации Закона Правительством Московской области утвержден «Порядок назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции» (Постановление Правительства Московской области от 29.03.2022 № 292/12).
Из вышеизложенного следует, что при принятии Закона Московской области № 2022-ОЗ, постановления Правительства Московской области №292/12 законодатель действовал в рамках предоставленных ему федеральным законодателем дискреционных полномочий, установив категорию лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты, а также критерии, которым указанные лица должны соответствовать для получения единовременной денежной выплаты за счет средств бюджета Московской области.
Статьей 2 Закона, пунктом 3 Порядка установлено, что дополнительная мера социальной поддержки предоставляется: членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших место жительства Московской области; членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших регистрацию по месту дислокации воинских частей на территории Московской области; членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших место жительства в Московской области; членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших регистрацию по месту дислокации войск национальной гвардии Российской Федерации на территории Московской области.
В соответствии с п. 7 Порядка право на единовременную выплату определяется на основании сведений, представляемых Военным комиссариатом Московской области и Главным управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области в Министерство: о факте гибели (смерти) военнослужащего; о месте жительства погибшего (умершего) военнослужащего на территории Московской области или регистрации его по месту дислокации воинских частей, расположенных на территории Московской области; о родстве с погибшим (умершим) военнослужащим.
Пунктом 8 Порядка установлено, что территориальные подразделения Министерства на основании сведений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений, информируют членов семей погибших (умерших) военнослужащих о необходимости представления в территориальное подразделение Министерства заявления о единовременной выплате, документов, удостоверяющих личность получателя, и сведений о реквизитах кредитной организации для перечисления единовременной выплаты.
Как следует, из материалов дела, ФИО проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>
При исполнении обязанности военной службы ФИО <данные изъяты> погиб в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.
Согласно справке Министерства обороны РФ от <данные изъяты>, членами семьи ФИО являются его родители: ФИО
На основании Закона Московской области от 25 марта 2022 года № 31/202203 родители ФИО обратились в Министерство социального развития Московской области за предоставлением социальной помощи.
<данные изъяты> истцам было отказано в предоставлении указанной поддержки, поскольку ФИО не имел постоянной регистрации по месту жительства в <данные изъяты>, а значит члены его семьи не имеют права на социальную помощь, предусмотренную Законом о социальной поддержке.
Согласно договора найма служебного жилого помещения от <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО постоянно проживал по адресу: <данные изъяты>
На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также на членов семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях и погибших при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
Факт проживания ФИО на территории <данные изъяты>, прохождение службы по контракту в войсковой части <данные изъяты>), убытие на специальную военную операцию из военной части расположенной на территории <данные изъяты>, свидетельствует о том, что истцами представлены достаточные доказательства фактического проживания погибшего на территории <данные изъяты>
Из приведенных норм права следует, что истцы, будучи членами семьи погибшего военнослужащего ФИО, проживавшего на территории <данные изъяты>, имеют право на получение единовременной выплаты.
То обстоятельство, что ФИО не имел постоянной регистрации по месту жительства на территории <данные изъяты>, не может служить основанием для ограничения членов его семьи на получение указанной меры социальной поддержки.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает доводы ответчика об отсутствии у истцов права на получение данной выплаты не обоснованными.
Кроме того, учитывая, что в материалах дела имеются копии письма заместителя военного комиссариата <данные изъяты> от <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N 31/2022-03 ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> "░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N 31/2022-03 ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> "░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░>-░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.08.2022 №686 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> N 5242-1 "░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 330 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327, 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N 31/2022-03 ░░ 25.03.2022 "░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>