№
Дело №12-23/2021
РЕШЕНИЕ
р.п. Знаменка, Тамбовская область 28 мая 2021 г.
Судья Знаменского районного суда Тамбовской области Тройнова М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ильина А.А. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ,
установил:
Постановлением и.о. начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ Ильин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении Ильин А.А. обратился с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что его привлекли к административной ответственности за нарушение недействующего и несуществующего нормативно-правового акта (в протоколе содержится ссылка на приказ Минприроды России №512 от 16.11.2010 г., который утратил силу с 01.01.2021 г., в постановлении содержится ссылка на приказ Минприроды России №447 от 24.07.2020 г., которого не существует). Кроме того, уполномоченным органом были внесены изменения в акт и протокол в одностороннем порядке без информирования лица, в отношении которого они составлены. В постановлении отсутствует информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, что является нарушением ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ. Также автор жалобы указывает на рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесении постановления без его участия, так как постановление к моменту рассмотрения дела было уже напечатано.
В судебном заседании Ильин А.А. поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области по доверенности Протопопов С.Ю. считает жалобу не подлежащей удовлетворению, так как в постановлении по делу имеется техническая ошибка в номере приказа Минприроды России №447 вместо №477, при это состав административного правонарушения имеется, Ильин А.А. не внес сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в разрешение после добычи.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 8.37 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охоты и по своей правовой природе является бланкетной нормой, поскольку привлечение к административной ответственности требует установления нарушения конкретных правил охоты, установленных в иных нормативно правовых актах.
Частями 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. Правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На момент совершения административного правонарушения приказ Минприроды России №512 от 16.11.2010 г. «Об утверждении правил охоты» утратил силу с 01.01.2021 г., аналогичные нормы содержатся в ныне действующем нормативно-правовом акте: приказе Минприроды России №477 от 24.07.2020 г.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором при описании события правонарушения с указанием юридически значимых обстоятельств фактически формулируется предъявленное обвинение лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности. При этом в силу п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
По смыслу системного толкования ч. 1 и 2 ст. 26.2, а также ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты.
Так как ч.1 ст.8.37 КоАП РФ является бланкетной, то есть отсылает к другим нормативным актам, то указание в протоколе на конкретные специальные нормативные акты (не только их названия, но и статьи, пункты) требования которых нарушены, обязательно, поскольку именно таким образом в данном случае конкретизируется обвинение и определяется состав административного правонарушения.
Однако, охотоведом ТОГКУ «Тамбовохота» Протопоповым С.Ю. при составлении протокола об административном правонарушении было установлено, что Ильин А.А. не внес сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в разрешение после добычи, чем нарушил п. 3.7 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 г. №512. Впоследствии в отсутствие Ильина А.А. в протокол внесены изменения: номер и дата приказа Минприроды России зачеркнута и указано 24.07.2020 г. приказ №447, при этом исправление не заверено надлежащим образом лицом, составившим протокол и печатью управления. Ильину А.А. вручена копия протокола, которая не соответствует оригиналу, находящемуся в материалах административного дела. Данный факт не отрицал в судебном заседании представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области Протопопов С.Ю.
В постановлении по делу об административном правонарушении указывается на нарушение п. 5.7 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 г. №447 (правильно должно быть указано на приказ Минприроды России от 24.07.2020 г. №477).
В силу ч.1,3 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Таким образом, в протоколе, являющемся основным процессуальным документом, в нарушение положений ст.1.7 КоАП РФ, должностным лицом указан уже не действующий специальный нормативный акт, требования которого, по мнению должностного лица, Ильиным А.А. были нарушены.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Изменения в протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ внесены должностным лицом с нарушением требований КоАП РФ, что свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенный недостаток, в связи с чем, не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и подлежит исключению из их числа.
Данное нарушение может быть устранено только путем пересоставления протокола об административном правонарушении. Однако возможность возвращения протокола на пересоставление в настоящее время утрачена, поскольку согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ это допустимо только лишь на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, то есть до вынесения постановления по делу. По результатам рассмотрения дела (протокола об административном правонарушении или жалобы на постановление по делу) такого решения принято быть не может, поскольку ч.2 ст.29.9 и ч.1, ч.3 ст.30.7 КоАП РФ подобной возможности не предусматривают. Данная правовая позиция выражена в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5.
В связи с тем, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу не содержат одного из элементов состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, кроме того, протокол признан судом недопустимым доказательством, в действиях Ильина А.А. состав данного правонарушения также отсутствует. Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемые постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене с прекращением производства по делу.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.8.37 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░