Решение по делу № 2-86/2024 (2-2151/2023;) от 27.03.2023

2-86/2024

УИД 44RS0001-01-2023-001332-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2024 года                                                                                            г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Шершневой М.А.

при секретаре Киселёвой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «ТГК-2» к Теплову-Ситскому Алексею Евгеньевичу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию,

УСТАНОВИЛ:

ПАО "ТГК-2" обратилось в суд с иском к Теплову-Ситскому А.Е., просило взыскать задолженность за потребленную тепловую энергию за период с <дата> по <дата> по лицевому счету в сумме 60832 руб. 26 коп., пени за период с <дата> по <дата> в размере 6589 руб. 99 коп., возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 2222 руб. 67 коп., всего на сумму 69644 руб. 92 коп.

В обоснование требований указано, что ПАО «ТГК-2» осуществляет поставку тепловой энергии, в том числе для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных и частных домах. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от <дата> собственники и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Ответчик, являясь собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, не произвел оплату за тепловую энергию, поставленную по указанному адресу. Оплата не осуществлялась за отопление, в связи с чем задолженность за потреблённую тепловую энергию за оказание услуг "отопление", "ГВС компонент на тепловую энергию, ГВС компонент на холодную воду, "повышающий коэффициент ГВС компонент на холодную воду" за период с <дата> по <дата> по лицевому счету 1 составила 60832 руб. 26 коп., начисленные пени за период с <дата> по <дата> составили 6589 руб. 99 коп. Подключение указанного жилого помещения к автономному газовому отоплению и отключение от системы теплоснабжения дома с <дата> является незаконным, поскольку решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес> на тот период отсутствовало, ответчик не может быть освобождён от обязательства по оплате потребленной тепловой энергии от общедомовой системы отопления в спорный период.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ООО "Градресурс", ООО УК "Кострома", ООО "Квартал 44", Государственная жилищная инспекция Костромской области, ООО "НТУ", Управление строительства и капитального ремонта Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, ООО «Газпром газораспределение Кострома».

Представитель истца Киселева Е.С. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, уточнила, что фактически начисления за поставку теплоснабжения Теплову-Ситскому А.Е. произведены за период с <дата> по <дата>, поэтому задолженность она просит взыскать за данный период.

Ответчик Теплов-Ситский А.Е. в судебном заседании участия не принимает, извещен о судебном заседании надлежащим образом, его представитель по доверенности Семёнов В.С. просил в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснил, что между истцом и ответчиком отсутствует договор на поставку тепловой энергии, <адрес> отключена от системы теплоснабжения <адрес> с <дата> ввиду перехода на автономное газовое отопление, что подтверждается материалами дела, в том числе справкой УК ООО 2ЖРСУ №2" от 22.12.2010. У ответчика отсутствует энергопринимающее устройство, которое могло бы быть подключено к сетям истца, посредством чего могла быть произведена поставка тепловой энергии истцом ответчику, отсутствует возможность учёта тепловой энергии. В рамках заключенного договора теплоснабжения основанием для начисления платы за коммунальную услугу является фактическое потребление абонентом тепловой энергии для собственных нужд. Между тем, истец технически не мог поставить тепловую энергию ответчику, а последний её потребить в силу указанных выше обстоятельств. Теплоснабжение <адрес> горячее водоснабжение осуществляется с помощью индивидуального источника отопления (газовый котёл). Заключены договоры на поставку газа и техническое обслуживание сетей с соответствующими организациями. Ответчик оплачивает стоимость газа, поставляемого для бытовых нужд, а также стоимость услуг по обслуживанию внутренних сетей газопровода и газового оборудования. Оснований для начисления платы за отопление и горячее водоснабжение <адрес> не имеется ввиду отсутствия поставленной тепловой энергии. Иной подход к разрешению данного спора приведёт к неосновательному обогащению ПАО "ТГК-2", поскольку данное лицо не поставляло тепловую энергию в квартиру ответчика в спорный период, а ответчик её не потреблял по изложенным выше обстоятельствам. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подп. 5 ч. 2 ст. 153подп. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п. 9 постановления Пленума от 27.06.2017 №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:

- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);

- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п. п. 2, 3 ч. 1, п. п. 1, 3 ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В силу положений ст. ст. 541, 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлены ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, п. 66 Постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 №354.

Диспозитивный характер приведенных норм предусматривает ежемесячное, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, при условии, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354).

В силу п. 38 Постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 №354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В силу п. 6 Правил №354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148 (54) настоящих Правил (п. 7).

Согласно подп. "е" п. 4 Правил №354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения №1 к настоящим Правилам.

Абзацем 8 п. 42(1) Правил №354 определено, что в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом указанных документов с расчетного периода, в котором предоставлены подтверждающие документы.

Необходимо отметить, что факт отсутствия в помещении многоквартирного дома приборов отопления подлежит учету при расчёте платы за коммунальную услугу по отоплению путем принятия равным нулю объема тепловой энергии, приходящейся на данное помещение, в соответствии с п. 2(5) приложения №2 к Правилам. Так, данным пунктом определено, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу указания закона на ответчике лежит обязанность доказать, что переустройство отопления в квартире является законным. Вместе с тем, документов, подтверждающих законность переустройства системы отопления, при рассмотрении настоящего спора стороной ответчика не представлено.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ПАО «ТГК-2» осуществляет поставку тепловой энергии, в том числе для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных и частных домах на территории г. Костромы.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес> подключен к централизованным сетям теплоснабжения.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от <дата> собственниками принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг.

Согласно выписке из ЕГРН собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> является Теплов-Ситский А.Е.

По сведениям МКУ г. Костромы "Центр регистрации граждан" Администрации г. Костромы в указанном жилом помещении (квартире) ответчик Теплов-Ситский А.Е. зарегистрирован по месту жительства.

<дата> в отношении Теплова-Ситского А.Е. мировым судьей судебного участка №36 Свердловского судебного района г. Костромы вынесен судебный приказ , о взыскании в пользу ПАО "ТГК-2" задолженности за тепловую энергию за период с <дата> по <дата> в сумме 60832 руб. 26 коп., сумму пеней 1110 руб. 60 коп., начисленная с <дата> по <дата> и расходы по оплате госпошлины в размере 1029 руб. 14 коп., а всего 62972 руб.

<дата> определением мирового судьи судебный приказ в отношении Теплова-Ситского А.Е. отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

Таким образом, ответчик Теплов-Ситский А.Е. являлся потребителями коммунальных услуг, поставляемых в указанную квартиру в спорный период времени, заявленный истцом.

Оценивая довод стороны ответчика относительно отсутствия заключенного в письменной форме договора на поставку тепловой энергии и о необоснованности начисления платы за центральное отоплении при наличии фактического перехода на автономное отопление, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как следует из п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

При таких обстоятельствах после подключения многоквартирного жилого дома в установленном законом порядке к сети теплоснабжения ответчик заключил соответствующий договор с ресурсоснабжающей организацией.

Довод о том, что ответчиком переоборудована система отопления, вследствие чего данный факт освобождает его от оплаты коммунальных услуг по теплоснабжению, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

Статьями 25, 26 ЖК РФ (в ред. от 30.11.2010) предусмотрено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Данное решение принимается по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов (правоустанавливающие документы на жилое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения; технический паспорт жилого помещения и пр.), его форма и содержание устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Решение органа местного самоуправления является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилою помещения.

Согласно ст. 28 ЖК РФ (в ред. от 30.11.2010) завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

Правила №354 содержат прямой запрет потребителю на самовольный демонтаж или отключение обогревающих элементов, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. В силу подп. "в" п. 35 Правил № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления в жилом помещении свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 № 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В соответствии с п. 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 №787, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Из взаимосвязанных положений ст. ст. 2, 29, 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 №384-ФЗ следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2подп. 21 п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, ч. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17.11.2011 №1514-О-О, от 21.03.2013 №457-О, от 17.07.2014 №1681-О и др.).

Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 07.05.2015 № АКПИ15-198, следует, что данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 20 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 №190-ФЗ).

Согласно п. п. 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 20.12.2018 №46-П, указал, что вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь гл. 4 ЖК РФ о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (ст. 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (ч. 1 ст. 1, п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (ч. 15 ст. 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно ч. 2 его ст. 30, вступил в силу с 01.01.2011)".

Как разъяснено в п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного жилого дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность перехода на внутриквартирное (автономное) отопление при соблюдении следующих условий: соответствие источника тепловой энергии нормативно установленным требованиям и соблюдение требований закона при осуществлении переустройства жилого помещения при установлении автономного отопления.

Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах на внутриквартирное (автономное) отопление во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 №46-П).

Из материалов дела следует, что решение о согласовании переустройства жилого помещения по адресу: <адрес> связи с обращением Теплова-Ситского А.Е. выдано Управлением строительства и капитального ремонта Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы только <дата>.

Акт приемки жилого помещения после завершения переустройства системы горячего водоснабжения и системы отопления от индивидуального квартирного источника тепловой энергии по адресу: <адрес> решение о принятии в эксплуатацию предъявленной после завершения переустройства системы отопления и горячего водоснабжения от индивидуального квартирного источника тепловой энергии квартиры датировано <дата>.

Поскольку доказательств согласования Тепловым-Ситским А.Е. с органом местного самоуправления перехода на индивидуальный источник отопления и ГВС ране указанной даты ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что до <дата> переустройство системы отопления в квартире ответчика было произведено самовольно и не порождало правовые последствия в виде освобождения ответчика от обязанности по оплате услуг теплоснабжения за указанный истцом период времени.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Положениями ч. 1 ст. 200 ГК РФ определено, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Из разъяснений, содержащихся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", следует, что в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Из абз. 2 п. 18 вышеуказанного Постановления Пленума также следует, что в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Поскольку до обращения в суд с иском истец обращался <дата> за вынесением судебного приказа о взыскании с Теплова-Ситского А.Е. суммы задолженности, который был вынесен <дата> и отменен <дата> на основании возражений должника, после чего <дата> истец обратился в суд в порядке искового производства, в связи с чем срок исковой давности перестал течь с даты обращения истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по заявленным в иске требованиям - взыскание задолженности, по периодам, начиная с <дата>, срок исковой давности не истек.

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Представленный истцом расчёт задолженности в отношении ответчика Теплова-Ситского А.Е. по оплате коммунальных услуг, а также расчёт суммы пеней за несвоевременную оплату услуг основан на представленных доказательствах, является арифметически верным, альтернативный расчет стороной ответчика не представлен.

Таким образом, размер суммы пеней, подлежащих взысканию с ответчика за период с <дата> по <дата>, составит 6589 руб. 99 коп.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца ПАО "ТКГ-2" подлежат удовлетворению в полном объеме, образовавшая задолженность по оплате коммунальных услуг подлежит взысканию с ответчика Теплова-Ситского А.Е.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

С учетом взыскания в пользу ПАО «ТГК-2» с Теплова-Ситского А.Е. задолженности в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче настоящего искового заявления государственная пошлина в размере 2222 руб. 67 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПАО «ТГК-2» к Теплову-Ситскому Алексею Евгеньевичу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию удовлетворить.

Взыскать с Теплова-Ситского Алексея Евгеньевича, паспорт , в пользу ПАО «ТГК- 2», ИНН , задолженность за тепловую энергию за период с <дата> по <дата> в размере 60832 руб. 26 коп., начисленные пени за период с <дата> по <дата> в размере 6589 руб. 99 коп., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2222 руб. 67 коп., а всего 69644 руб. 92 коп.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                                М.А. Шершнева

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2024.

2-86/2024 (2-2151/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ПАО ТГК №2
Ответчики
Теплов-Ситский Алексей Евгеньевич
Другие
ООО "Новые Технологии Управления" (ООО "НТУ")
ООО "Квартал 44"
АО "Газпром газораспределение Кострома"
ООО "Новатэк-Кострома"
Управление строительства и капитального ремонта Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы
ООО "УК"Кострома"
ООО "ГрадРесурс"
Государственная жилищная инспекция КО
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Шершнева Мария Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
30.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее