РЕШЕНИЕ
адрес 11 апреля 2024 года
Судья Октябрьского районного суда города Самары Лазарев Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-190/2024 по ходатайству о восстановлении процессулаьного срока на подачу жалобы в суд и жалобе ФИО1 на определение №... от дата заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО2 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5, ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ, в отношении ООО «Самаравет»,
У С Т А Н О В И Л:
Определением №... от дата заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО2 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении постановлено отказать в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Самаравет», в связи с отсутствием события административного правонарушения.
дата не согласившись с определением должностного лица, ФИО1 обратились в суд с жалобой, в которой просила отменить указанное определение, указывая, что определение незаконно и необосновано. Кроме того, ФИО1 просила восстановить срок подачи жалобы на определение должностного лица в суд.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Самаравет» - ФИО3 просила в доводах жалобы отказать на основании письменных возражений и дать правовую оценку действиям ФИО1, выразившихся в неоднократном обращении в государственные органы по одному событию и с идентичными доводами. Кроме того, пояснила, что директор ООО «Самаравет» - ФИО4 о дате судебного заседания извещена, однако явиться в судебное заседание не может, поскольку находиться за пределами РФ.
В судебное заседание заявитель жалобы ФИО1 не явилась, извещена о дате судебного заседания лично, что подтверждается ее подписью на справочном листе. До начала судебного заседания представила ходатайство об отложении рассмотрения дела на более позднюю дату, в связи с высоким артериальным давлением.
Согласно ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что ходатайство ФИО1 об отложении рассмотрения дела подлежит отклонению, поскольку каких-либо медицинских документов, подтверждающих невозможность ее явки в суд, не представлено.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав явившееся лицо, суд приходит к следующему выводу.
В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 г. N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательного удовлетворения. При этом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
Привести исчерпывающий перечень причин, которые могут признаваться уважительными, невозможно. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Судом установлено, что вышеуказанное определение должностного лица было получено ФИО1 дата, что следует из материалов дела. Таким образом, последним днем на обжалование вышеуказанного решения должностного лица в суд является дата С вышеуказанной жалобой заявитель первоначально обратилась дата в Промышленный районный суд г. Самары.
Определением Промышленного районного суда г. Самары от дата дело направлено по подведомственности в Октябрьский районный суд г. Самары.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от дата вышеуказанная жалоба ФИО1 возвращена без рассмотрения.
Изучив материалы дела, учитывая, что первоначально ФИО1 обратилась в суд с жалобой в предусмотренный законом срок, с целью реализации принципа доступа к правосудию, суд полагает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование определения №... от дата заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО2 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 5 статьи 14.8 КоАП РФ отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 7 ст. 14.8 КоАП РФ отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 и 1.3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе: отсутствие события административного правонарушения.
Согласно п. 1 и п. 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу п. 1 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.08.1998 N 898 (ред. от 04.02.2021) "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг" настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Законом Российской Федерации "О ветеринарии" и регулируют отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг.
На основании пунктов 5, 5.1, 5.1.2, 5.12, 5.18 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе: федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 7, 8, 9, 12 Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005 (ред. от 18.10.2023) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей" следует, что настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль (надзор). Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - контрольный (надзорный) орган). Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) является (в том числе): а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей, обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, предусмотренных правилами маркировки отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) могут быть привлечены свидетели, специалисты, эксперты, экспертные организации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 дата обратилась в Управление Роспотребнадзора по Самарской области с обращением, в котором просила привлечь ООО «Самаравет» за отказ потребителю в оказании услуг по договору от дата (якобы) в связи с нахождением потребителя в алкогольном неадекватном состоянии, (якобы) в связи с отказом подписать согласие на обработку персональных данных, и (якобы) в связи с отказом от предоставления паспорта животного по ч. 5, 7 ст. 14.8, ст. 14.7 КоАП РФ.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 5 и 7 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Самаравет» на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за отсутствием события административного правонарушения, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Самарской области сослалось на отсутствие необходимых для рассмотрения доказательств.
Вместе с тем, вышеуказанное определение должностного лица принято преждевременно и его нельзя признать законным по следующим основаниям.
Так, в определении должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не указаны дата, время и место события административного правонарушения, установленные фактические обстоятельства, не приведены доказательства и их оценка. В определении отсутствует мотивация принятого решения об отсутствии в действиях какого-либо лица (должностного или юридического лица) события административного правонарушения. Из материалов дела усматривается, что проверка заявления должностным лицом фактически не проводилась; доводы, изложенные в заявлении ФИО1 не были проверены должностным лицом, вынесшим определение; объяснения заинтересованных лиц по заявлению не отбирались.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение прав ФИО1, в связи с чем, определение №... от дата заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО2 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5, ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ, в отношении ООО «Самаравет», не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Доводы представителя заинтересованного лица ООО «Самаравет» о необходимости суду дать правовую оценку действиям ФИО1, выразившихся в неоднократном обращении в государственные органы по одному событию и с идентичными доводами, не являются предметом рассмотрения в рамках вышеуказанной жалобы ФИО1
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 5 и частью 7 статьи 14.8 названного кодекса, составляет 1 год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место дата Срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться: с дата и истекает дата
Изложенное нарушение норм закона, является существенным и не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, обжалуемое определение №... от дата заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО2 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5, ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ, в отношении ООО «Самаравет», подлежит отмене, а обращение (заявление) ФИО1 с материалами дела направлению на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Самарской области. Кроме того, иные доводы сторон подлежат рассмотрению должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Самарской области при новом рассмотрении материалов дела.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №... ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №... ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ №... ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5, ░. 7 ░░. 14.8 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░: